Суть что у венецианского карнавала, что у русской Масленицы, что у немецкого фашинга одна: прославление весны, полноты жизни и плодородия во всей полисемантичности этого понятия. А посему в почете грубоватые шутки, карнавальные костюмы, розыгрыши, разбрасывание конфетти. Впрочем, художественность фашинга мне пришлось оценить в темпе presto, практически без подготовки.
В будний день (как потом выяснилось, это был "бешеный понедельник" с карнавальными названиями у них туг полный порядок) отправились мы с дочкой к зубному врачу И были совершенно ошарашены, когда, зайдя в вагон метро, обнаружили там преимущественно лесных обитателей. В углу умирала от смеха компания зайцев, о чем-то обстоятельно беседовали два не очень молодых ежа, а волков вообще была почти стая, и две прехорошенькие лисицы славно устроились у них на коленях.
"Was ist das? " с трудом вспомнив самую простую немецкую фразу, обалдело поинтересовалась я у престарелого медведя, оказавшегося рядом с нами. "Es ist Fasching", захохотал он и выскочил на ближайшей станции. Зато в вагон, не стесняясь окровавленных ртов, зашли какие-то Дракулы. А дальше уж все перемешалось: принцы, лягушки, Чарли Чаплины, рыцари, львы... Трое Гарри Поттеров мимо прошмыгнули. Медсестры со щетиной на лице. В жизни не видела столько медсестер мужского пола.
К врачу мы зашли уже с некоторой осторожностью. Может, парень тоже переодет. Но больно было по-настоящему. Дочка успокоилась только тогда, когда мы снова оказались на улице во власти буйного баварского темперамента, и пробегавшие мимо лешие подарили ей игрушечный фотоаппарат, а мне натянули кепку на нос. Es ist Fasching. И все тут! С тех пор эта фраза стала для меня символом праздничного безумия, которое продолжается здесь от дня Трех королей до начала Великого поста перед Пасхой почти два месяца.
И в последнюю неделю перед сорокадневным постом, начиная с дурацкого четверга, когда весельчакам позволено все, вплоть до поцелуев с незнакомыми дамами (никто, кстати, и возражать не будет), и кончая самым буйным днем карнавальным вторником (Faschingdienstag), все отдаются праздничной стихии.
Очередное культурологическое потрясение: неужели это те самые немцы символы педантичности, аккуратности, правильности? Видимо, им тоже надо иногда расслабиться. Желательно на людях. В прошлом году министры разные забавлялись. Кто Цезарем прикинулся, кто монахом, а три очень крутых политика Альберта Эйнштейна изображали. Хотят, похоже, с подсознанием разобраться. Неслучайно один из баварских бургомистров вообще в Робин Гуда переоделся. Ну и, сами понимаете, как и полагается, претендовал на финансовые инвестиции.
Особенно меня поразил крохотный немецкий городок Olching. Там в Faschingdienstag обещали самую длинную карнавальную цепочку в Баварии то есть все желающие, взявшись за руки, должны были пройти единой цепью через весь город. Над чем туг только не смеялись! Над самыми крупными политиками Германии предлагали услуги для их воспроизводства. Над известнейшими в Баварии газетами, над популярными телевизионными шоу Но не это меня поразило. И заставило позавидовать.
Карнавальная публика вот предмет моей патриотической зависти. Возраст: от 15 до 70. Молодежи, конечно, побольше. Такие ребятки natuerlich наши пэтэушники. Идут себе, дурачатся. Юмор, конечно, не изысканный (сам жанр карнавала не позволяет): кто с дамскими трусиками на голове, кто в костюме, где задняя часть выглядит абсолютно натуральной, как для уколов приготовленной. Да и машины, участвующие в этом самом цуге, разрисованы в духе бессмертного Рабле. Мужик на унитазе, от унитаза отводная труба, и текст: "Лучшее приспособление для производства газа". Ну да и бог с ними. Раз в году можно позволить себе и такую стилистику.
И вот они идут, конфеты в безумных количествах разбрасывают, хохочут. А маленькие разнаряженные детки-зрители все с тарой; в крайнем случае карнавальную шляпу или шутовскую юбку используют для собирания дешевого, но такого сладостного дара К самым неловким эти пэтэушники подбегают и в ручку какой-нибудь леденец вкладывают. Черт его знает, может, поэтому и не пойдут карнавальные тинейджеры теперь лотки громить. Потому что желание приколоться осуществили. Агрессию в шутках расплескали. А самое главное делали конкретное добро и почувствовали общую благодарность. Приведу цитату:
"Прирученный карнавал в виде театрализованных шествий и похабных анекдотов уже не пугает мир своей разрушительной силой. Легализованное право на дерзость, на безумие, на противоречие как таковое вот что примиряло человека с обязанностями размеренной жизни". Пожалуй, туг прервусь. Авторов обозначу. Петр Вайль и Александр Генис. Их-то, конечно, другой карнавал беспокоит. Не тот, который был "укрощен религией, государством, нравственностью и этикетом", и потому принял цивилизованные формы, а наш родной, российский. "В России, где неволя была самой тяжелой, а надежды самыми туманными, карнавал взял реванш, ого, куда повернули умные Вайль и Генис. Пьянство, алкоголь.... та же амбивалентная, народная культура, которая смехом и непристойностью восстанавливает единство мира". Вот оно как. Жаль только, что метаморфоза такого нашего карнавала агрессия, опасность, непредсказуемые последствия. Уж если мы разгуляемся, то... Может, подумаем насчет европейского варианта?
06.03.2006
Источник: Новая газета