Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые в Москве открылась выставка "Невьянская икона: уральская горнозаводская иконопись XVIII-XIX веков".
В экспозицию вошли около 150 шедевров из собрания единственного в России частного бесплатного музея "Невьянская икона", созданного пять лет назад в Екатеринбурге.
"Невьянскую икону отличает изначально очень высокий уровень письма, обусловленный тем, что были очень искушенные заказчики, поголовно грамотные и очень богатые (это старообрядцы-заводчики, откупщики, золотопромышленники). На продажу невьянские мастера не писали, только под заказ", сообщил РИА Новости директор музея "Невьянская икона" депутат Евгений Ройзман.
"Для поздней иконы, для XVIII века это самый высокий уровень", подчеркнул он. Особенностями "Невьянской иконы" являются также белые лики и обилие золота. Таким образом, в "Невьянской иконе" особенно раскрывается радостная, светлая сторона старообрядческой иконописи.
Основными центрами невьянского иконописного промысла были старообрядческий горнозаводской поселок Невьянск (в 80 километрах от Екатеринбурга), Старая Утка, Нижний Тагил и Красноуфимск. Ведущие династии мастеров: Богатыревы, Филатовы, Чернобровины. Самая ранняя икона ("Богоматерь Египетская") датируется 1734 годом, самая поздняя ("Спас Вседержитель") 1919 годом.
Образы большей частью небольшие, так как писались для домов заказчиков, но есть также иконы из молелен и храмов. Стилистически специалисты связывают "Невьянскую икону" со старыми иконописными школами Ярославля, Костромы и Вологды.
"Невьянская икона", как и многие другие локальные, оторванные от центра, отличаются фантастической искренностью. Она дает нечто абсолютно тождественное содержанию. Соединение иррационального и реального, пейзажного начала этот момент отвечает фольклорного сознанию", сказал РИА Новости директор музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов. Об этом сообщает "РИА Новости"