Харьковские язычники-неформалы из группы "Даждьбог" подготовили судебный иск к правительству ФРГ. Они требуют вернуть так называемую "Велесову книгу". Знаменитый артефакт был конфискован гестаповцами у семьи русского офицера-белоэмигранта. Харьковчане убеждены, что это духовное сокровище до сих пор хранится в Германии.
Один из мощнейших национальных эпосов мира, своего рода языческая библия древних славян, вот как оценивают сегодня сохранившиеся копии "Велесовой книги". Поэтические легенды и верования изложены несомненно гениальным сказителем. Однако ряд видных историков, филологов и археологов назвали книгу самой талантливой литературной мистификацией минувшего века.
Эта история началась летом 1919 года, когда Добровольческая армия Деникина рвалась на Москву. Большевики отступали, белые взяли Харьков, Курск, Воронеж, Орел. Казалось, еще удар и комиссары окончательно разгромлены.
Пока на фронтах Гражданской войны шли ожесточенные бои, в тылу развернулся лихой грабеж. Небольшой белогвардейский отряд полковника Изенбека квартировал неподалеку от Харькова, в уезде Великий Бур-лук. До революции в черноземной Харьковской губернии было множество богатейших дворянских гнезд. Полковник почему-то считал себя знатоком искусства а потому объезжал разграбленные усадьбы, в надежде найти что-нибудь интересное. Благородное дело "спасения предметов русской старины от взбунтовавшегося красного быдла" удачно совмещалось с тривиальным набиванием собственных карманов. Специальный рейд отряд совершил в бывшее имение Неклюдовых-Задонских. Знающий человечек из уездных чиновников за мелкую мзду донес, что эта семья владела уникальной библиотекой с коллекцией древних манускриптов.
Усадьба Неклюдовых-Задонских уцелела, но внешний вид прекрасного здания был по-революционному дик: выбитые окна, обгорелые стены, повсюду следы погрома. Крестьяне вынесли барскую мебель, зеркала и практически все имущество, показавшееся им ценным. Пытались поджечь книги, однако не смогли. Изенбек действительно нашел тут несколько уцелевших и явно дорогих изданий XVIII века. А еще на полу, в кучах стекла от разбитых библиотечных шкафов лежали странные дощечки с непонятными письменами. Черные от времени, изъеденные червоточиной красные погромщики топтали их сапогами, как ненужную вещь. Офицер собрал все, что осталось.
Скоро деникинцы были разбиты. Полковнику удалось сесть на один из последних пароходов эвакуирующейся Одессы. Сначала жил в Париже, позже перебрался в Брюссель. В 1925 году совершенно случайно показал харьковские дощечки знакомому эмигранту, ученому-химику и писателю Юрию Миролюбову. Тот сделал сенсационный вывод: текст дощечек неведомая прежде летопись, выполненная на совершенно неизвестном праславянском языке. Хотя сама письменность была составлена на основе кириллицы и это давало возможность относительно легко расшифровать сказания, работа над расшифровкой заняла долгие пятнадцать лет.
Убежденный, что обладает сокровищем, Изенбек не разрешал выносить харьковские дощечки из дома, даже не позволял фотографировать. Приходилось копировать вручную, фотоснимки вообще делали тайно. В итоге от общего объема огромного текста переписали немногим больше половины. Вероятно, уже тогда появились ошибки.
Начало Второй мировой войны. Миролюбов едва успел отправить копии в Музей русского искусства Сан-Франциско. Полковник Изенбек остается в Бельгии, оккупированной немецкими войсками. Бедность, тяжелая болезнь и голод подорвали его здоровье, в 1941-м он умер. Наследники попытались продать "русские заклинания". Объявление попало на глаза гестаповцам. Загадочные дощечки были немедленно изъяты. По одной из версий, их срочно отправили в Берлин, в секретный научный центр СС, занимавшийся изучением оккультизма, Шамбалы и прочих ведических восточных учений. Утверждают, что содержание пророчества славянских волхвов подготовили для Гитлера. Увы, ободренный первыми успехами блицкрига на Восточном фронте, фюрер не захотел знакомиться с текстом. Его коробила сама мысль о славянах как народе арийского происхождения. С тех пор на шесть десятилетий немецкий след дощечек считался утерянным. И только сейчас в Харькове появилась обнадеживающая информация от частного источника из Германии.
Судьба копий "первооткрывателя" Миролюбова так же сложна и противоречива. Он лично работал над загадочной находкой. Одновременно в США удивительными письменами занимался бывший генерал Куренков, а в далекой Австралии русский эмигрант Лесной-Парамонов, который и придумал для разрозненных дощечек общее имя "Велесова книга". Лесной-Парамонов утверждал, что имеющиеся тексты написаны жрецами языческого бога славян Велеса. Несколько десятилетий широкая научная общественность получала лишь отрывки переводов. Полностью ученые познакомились с книгой только в 1984 году, после посмертной публикации исследований литератора Ю.Миролюбова.
И сразу появились громкие заявления "Велесова книга" не более чем подлог. Никто из авторитетных ученых послевоенного времени самих табличек не видел, а свидетелям не верили. Естественно, мистификатором назвали самого Миролюбова. Еще указывали на некоего Сулакадзева, любителя древностей, жившего в XIX веке и занимавшегося подобными "шутками". Обвиняли даже Изенбека, хотя строевой офицер при всей любви к реквизированному антиквариату был очень далек от филологических изысков. Научной "раскруткой" своей находки полковник совершенно не занимался.
Между тем огромность и талантливость "Велесовой книги" несомненна. Она утверждает, что наши далекие предки смогли сохранить себя как нацию, берегли язык, культуру, обычаи, отстаивали территориальную и духовную независимость. Задолго до принятия христианства на протяжении многих тысяч лет жили единой общностью, выстоявшей под ударами римских легионов, беспощадных гуннов и многочисленных кочевых орд. Эта мысль откровенно не нравится многим сегодняшним ненавистникам славянства.
Харьковской группе "Даждьбог" уже дали понять, что у их иска судебной перспективы нет. И даже если "Велесову книгу" действительно найдут, домой она не возвратится.
07.03.2006