Утром 27 февраля в Лондоне, на Флит-стрит, в зале номер 61 здания Королевского суда было полно народу. Еще бы, в присутствие пожаловал знаменитый американский писатель Дэн Браун, автор мирового бестселлера "Код да Винчи". Литератор был вызван в суд как свидетель защиты по делу "Бейджент против The Random House Group Ltd". Истец новозеландский историк Майкл Бейджент обвинил издательство, выпустившее опус Брауна, в плагиате. И хотя формально претензии предъявлены к издателям, удар направлен против автора. Бейджент, автор вышедшей в 1982 году книги "Священная кровь, священный Грааль" (в соавторстве с Ричардом Ли и Генри Линкольном), утверждает, что создатель "Кода да Винчи" неправомерно использовал гипотезу о потомках Христа. Как ожидается, судебные слушания продлятся около двух недель и могут создать крупнейший в истории литературы (и не только) прецедент. Ведь Высокий суд Великобритании принял к рассмотрению дело не о текстуальных заимствованиях, а о краже идей.
Знак почета
Время для начала процесса по "делу писателей", похоже, выбрано не случайно. Мистический триллер "Код да Винчи" вышел в свет еще в марте 2003 года. К настоящему времени продано около 40 миллионов экземпляров "Кода" на 44 языках. "Код да Винчи" третий год подряд неизменно присутствует в первой десятке американских бестселлеров. В Париже, Риме и Лондоне возникли новые туристические маршруты по следам героев Брауна. Опубликовано около десятка серьезных трудов с опровержением гипотез автора "Кода" и несколько работ, помогающих лучше понять его книгу, не говоря уже о десятках подражаний. Американская телекомпания Эн-би-си заканчивает подготовку к съемкам реалити-шоу, участникам которого потребуется знание истории всякого рода тайных обществ, легенд и символов для разгадывания запутанных головоломок. Наконец, 17 мая на открытии Каннского кинофестиваля будет показан фильм "Код да Винчи", снятый режиссером Роном Говардом, с участием таких звезд, как Том Хэнкс, Жан Рено и Одри Тоту. Картина, обошедшаяся в сто миллионов долларов, заранее обречена на то, чтобы стать блокбастером, и она наверняка вызовет всплеск интереса публики к литературному первоисточнику. А это значит, что Дэну Брауну светят огромные дивиденды. Уже сегодня продажи только одной книги "Код да Винчи" приносят ее автору около 80 миллионов долларов ежегодно. Словом, грандиозный коммерческий успех.
Но, как известно, у успеха, славы и сопутствующих им больших денег есть обратная сторона. И заключается она в том, что вместе с популярностью произведения растет вероятность появления претензий со стороны тех, кто считает, что автор воспользовался их находками и не поделился заработками. Не миновала чаша сия и Дэна Брауна.
Вообще-то он был морально готов к такому развитию событий. "Когда "Код да Винчи" занял первую строку в списке бестселлеров, я получил много звонков от других авторов, говорил Дэн Браун в интервью Эн-би-си в 2003 году, меня поздравляли, а также предупреждали, мол, теперь жди, что появится целая куча людей, о которых ты раньше и слыхом не слыхивал, но которым захочется попользоваться твоей славой... Вероятно, иметь с ними дело это как носить некий знак почета, который выдается за вхождение в список авторов бестселлеров". Как в воду глядел.
Рукописи не горят
Первым, достаточно невинным опытом стал "общественный суд" над романом на манер "школьных судов" моего детства над Евгением Онегиным или Раскольниковым. "Процесс" состоялся на родине Леонардо, в городке Винчи под Флоренцией, в музее титана Возрождения. Директор музея Алессандро Вецози настаивал на том, что в книге Брауна образ его гениального земляка искажен и принижен. Городской викарий Ренато Беллини больше возмущался "неточностью и абсурдностью" описаний, касающихся ключевой гипотезы книги что Иисус был женат на Марии Магдалине, имел от нее ребенка и деятельности католического общества Opus Dei. В качестве обвинителей и защитников могли выступить (через Интернет) все желающие.
Затем последовал первый формальный иск от некоего Ника Пердью, автора книг "Дочь Бога" и "Наследие да Винчи". Он утверждал, что Дэн Браун позаимствовал некоторые элементы его работ. В связи с чем потребовал 150 миллионов долларов компенсации, а также прекращения распространения брауновской книги и приостановки работ над съемками фильма. Но суд в августе прошлого года нашел претензии истца совершенно безосновательными и даже не принял дело к рассмотрению.
На этот раз Дэну Брауну предстоит столкнуться с более серьезной ситуацией, хотя бы потому, что дело принято к рассмотрению Высоким судом Великобритании. Истцами выступают историк Майкл Бейджент и британский писатель Ричард Ли. Их третий соавтор, Генри Линкольн (настоящая фамилия Соскин), бывший актер, переквалифицировавшийся в теледокументалиста и исследователя исторических загадок, формально под заявлением в суд не подписался из-за болезни, но морально он на стороне истцов. Тройка опубликовала несколько книг на темы, разрабатываемые Брауном в "Коде да Винчи". Самой известной из них является работа "Священная кровь, священный Грааль" (Holy Blood, Holy Grail). В ней авторы, опираясь на свое собственное расследование загадок символики церкви во французской деревушке Ренн-ле-Шато в предгорьях Пиренеев, пришли к выводам, опровергающим, по их мнению, привычную историю развития западного мира.
Они считают, что до сих пор существует тайное общество "Приорат Сиона", возникшее еще во времена первого Крестового похода. Возглавляет общество Великий мастер. Главная задача приората вернуть на европейские троны и в Иерусалим потомков династии Меровингов, правивших королевством франков с 447 по 751 год. Почему именно их? Потому что, де, они являются прямыми потомками Иисуса Христа, который якобы был женат на Марии Магдалине, на небо не возносился и оставил потомков. Последний и главный их тезис: Римско-католическая церковь в течение нескольких веков пыталась уничтожить как потомков династии, так и их защитников, в частности еретиков-катаров и членов рыцарского ордена тамплиеров.
Примерно эти же гипотезы излагает в своем триллере и Дэн Браун. Поэтому английское трио и решило привлечь к ответственности Random House. Кстати, их собственный опус впервые опубликовало то же издательство. "Священная кровь" печаталась немалыми тиражами на разных языках, но по популярности и доходам на порядок уступает творению Дэна Брауна, облекшего псевдонаучную идею в художественную форму.
Истцы вменяют в вину американскому автору не только прямой плагиат, каковой видят, например, в воспроизведении Брауном списка великих мастеров приората. Это, по их словам, еще полбеды, так "многие делали и до Брауна". Главное же, что тот, согласно тексту искового заявления, совершил интеллектуальное воровство: "...позаимствовал всю архитектуру работы всю головоломку целиком и переложил на язык триллера".
"В беллетристической книге Дэна Брауна все оказалось сваленным в кучу, жалуется Майкл Бейджент, что обесценивает историческое значение нашего материала и представляет его в виде надуманной бессмыслицы. Обращение в суд было для нас нелегким решением, но мы считаем, что другого выбора не было". То обстоятельство, что серьезные ученые оценивают книгу Бейджента и компании как псевдонаучную чепуху и интеллектуальный эпатаж, к данному судебному делу отношения не имеет. "Не важно, правильна или ошибочна наша гипотеза. Важен факт, что эта работа вышла из-под нашего пера и что мы отдали ей несколько лет жизни", говорит Майкл Бейджент.
Неприязнь к потерпевшему
В свою очередь Дэн Браун и адвокаты Random House также уверены в своей правоте. Главный их козырь, считают эксперты по интеллектуальной собственности, состоит в том, что американский писатель не скрывал факта своего знакомства с работами истцов и добросовестно перечисляет их в списке источников своей книги. Более того, в 60-й главе "Кода да Винчи" он прямо упоминает о труде своих оппонентов.
"...Вот, пожалуй, самый известный том, сказал Тибинг, доставая из стопки засаленную книгу в твердой обложке и протягивая ее ей. На обложке было написано: "Священная кровь, священный Грааль". Выдающийся международный бестселлер". Софи взглянула: "Международный бестселлер? Никогда не слышала про такой". "Вы были еще молоды. А в восьмидесятые годы он наделал шума. По мне, авторы обнаружили вызывающее отсутствие веры в своем анализе, но их ключевой вывод довольно прочен, и, к их чести, следует признать, что они в конце концов вынесли идею о наличии у Христа потомков на передний план".
В этом эпизоде "Кода да Винчи" Браун тонко издевается над авторами, которые сегодня предъявляют ему обвинения в плагиате. Фамилия эксцентричного ученого Тибинга (Teabing) является анаграммой фамилии одного из истцов Бейджента (Baigent), имя литературного героя Ли (Leigh) это фамилия второго истца, Ричарда Ли. Описание же физического облика Тибинга хрупкое сложение, хромота и другие черты делает его очень похожим на Генри Линкольна.
Если же серьезно, то, по мнению Брауна, на самом деле ни у кого нет единоличного права на крамольные с точки зрения христианской доктрины идеи. "Они передавались от поколения к поколению веками, они не мои собственные и не чьи-либо еще, отвечает он на нападки недругов. Признаю, что впервые эти идеи изложены в формате популярного романа-триллера, но в самой информации ничего нового нет".
Вдобавок Браун много раз повторял, что интерес к загадке картин да Винчи проснулся у него задолго до знакомства с работами Бейджента, Ли и Линкольна. "Я впервые узнал о тайнах, запрятанных в полотна да Винчи, когда изучал историю искусств в Севильском университете в Испании, вспоминает он. Годы спустя, занимаясь сбором материалов для "Ангелов и демонов", в секретных архивах Ватикана я вновь наткнулся на загадку да Винчи. Я договорился о посещении Лувра, где мне удалось воочию увидеть оригиналы некоторых самых знаменитых картин да Винчи и обсудить их с одним искусствоведом, который помог мне лучше понять тайну, стоящую за поразительными аномалиями этих картин. Мое воображение было потрясено, и я провел целый год, собирая новые материалы, прежде чем сел писать "Код да Винчи".
В работах Бейджента и его соавторов Леонардо да Винчи как активная фигура не значится вообще. Его место там занимает французский художник Николя Пуссен и его работы, в частности "Пастухи Аркадии".
В общем, обе стороны уверены в своей правоте, и суду придется попотеть, вникая в аргументы каждой из них. Вашингтонские эксперты считают, что шансы Брауна предпочтительнее. Но если паче чаяния истцы выиграют процесс, то тогда и сам Браун, и его книги (включая ожидаемый роман "Ключ Соломона" ), и фильм "Код да Винчи" окажутся в подвешенном состоянии.
Пиарят все
В то время как собратья по писательскому цеху сошлись в суровой судебной схватке, еще одна сторона католическая церковь и особенно ее светская организация Opus Dei, также считающие себя обиженными романом Брауна, резко поменяла тактику в отношении "Кода да Винчи": и книги, и ее экранизации. Как известно, первоначально роман был однозначно осужден церковью, что только сделало ему дополнительную рекламу. Правильная с точки зрения церкви современная трактовка обстоятельств евангельских событий изложена в кинокартине "Страсти Христовы", снятой Мелом Гибсоном, кстати, членом Opus Dei. Все остальное, и особенно "Код да Винчи", от лукавого.
Однако в последнее время высшие католические клирики и Opus Dei смягчились. "Конечно, очень огорчительно, что наша организация и католическая церковь изображены в романе искаженно, сказал "Итогам" пресс-секретарь Opus Dei Брайен Финнерти. Но сейчас мы хотим извлечь преимущества из интереса к нам, рожденного романом, и объяснить всем, что в реальности представляет собой Opus Dei". Потому обращаться в суд представители церкви не спешат. Напротив, они развернули собственную рекламную кампанию по мотивам "Кода да Винчи".
Несколько групп журналистов уже побывали в недоступной прежде 17-этажной штаб-квартире Opus Dei в центре Манхэттена, на пересечении Лексингтон-авеню и 34-й улицы. Опубликовано несколько работ, где в нейтральной манере разбираются фактические ошибки автора "Кода". В этом же направлении и в таком же нейтральном духе действует веб-сайт, созданный римским отделением Opus Dei. На нем можно, к примеру, прочесть интервью с единственным в организации членом по имени Сайлас (так в триллере Брауна зовут жестокого убийцу). Реальный Сайлас Агбим нигерийский брокер, который проживает в нью-йоркском районе Бруклин. Он говорит, что совершенно не приемлет образ своего романного тезки, потому что Opus Dei воспитывает не убийц, а учит своих членов высшим стандартам морали.
Opus Dei также достиг договоренности с издательством Doubleday, подразделением Random House, о переиздании сборника "Путь" главного собрания трудов, которые оставил после себя основатель организации Хосе Мария Эскрива. Труд святого отца выйдет за десять дней до премьеры киноверсии "Кода да Винчи". "У нас много и других планов, заявляет г-н Финнерти. Но чего мы точно не станем делать, так это призывать к бойкоту фильма. Мы не доставим киностудии Sony такого удовольствия".
Активизировались и другие католические объединения. Три из них Ascension Press, Catholic Exchange и Catholic Outreach создали веб-сайт, который они рассматривают как "антидот" к триллеру Дэна Брауна. "Мы не хотим устраивать перебранку, говорит президент Ascension Press Мэттью Пинто. Мы хотим показать, что простой поиск по Google (одна из поисковых систем в Интернете. "Итоги") преподнесет режиссеру Рону Говарду мириады фактических ошибок, содержащихся в "Коде да Винчи". И именно на таком пути мы надеемся разоблачить исторический и теологический конфуз, которым по сути является роман, и предоставить всем католикам ресурсы для эффективной защиты Христа и католической церкви. Мы не ангелы, но мы и не демоны".
Сам Дэн Браун никогда не считал свою книгу антихристианской. Он убежден, что заострение отдельных моментов истории идет на пользу читателям, поощряя их любознательность. "У религии только один реальный враг это апатия, говорит он, и эмоциональные дебаты превосходное противоядие равнодушию".
Впрочем, помимо высоких материй во всем этом деле имеется вполне материальная сторона. Инициаторы иска в лондонском суде пока не выдвигали финансовых претензий, настаивая для начала на признании самого факта плагиата. Однако не приходится сомневаться в том, что в случае успеха они на этом не остановятся. Ряд юристов полагает, что в случае судебного решения о наличии заимствований в книге Дэна Брауна выход на экраны фильма Рона Говарда окажется под угрозой. Также может быть приостановлена печать новых экземпляров книги "Код да Винчи". Другие эксперты призывают зрителей и читателей не паниковать, поскольку, по их мнению, даже в случае победы истцов издатели и авторы смогут достичь соглашения о разделе прибыли, которое удовлетворило бы все стороны.
Источник: Итоги