ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дело писателей

Автора "Кода да Винчи" обвиняют в краже идеи, стоящей миллионы

Николай Зимин :: 07 марта 2006

Утром 27 февраля в Лондоне, на Флит-стрит, в зале номер 61 здания Королевского суда было полно народу. Еще бы, в присутствие пожаловал знаменитый американский писатель Дэн Браун, автор мирового бестселлера "Код да Винчи". Литератор был вызван в суд как свидетель защиты по делу "Бейджент против The Random House Group Ltd". Истец – новозеландский историк Майкл Бейджент – обвинил издательство, выпустившее опус Брауна, в плагиате. И хотя формально претензии предъявлены к издателям, удар направлен против автора. Бейджент, автор вышедшей в 1982 году книги "Священная кровь, священный Грааль" (в соавторстве с Ричардом Ли и Генри Линкольном), утверждает, что создатель "Кода да Винчи" неправомерно использовал гипотезу о потомках Христа. Как ожидается, судебные слушания продлятся около двух недель и могут создать крупнейший в истории литературы (и не только) прецедент. Ведь Высокий суд Великобритании принял к рассмотрению дело не о текстуальных заимствованиях, а о краже идей.

Знак почета

Время для начала процесса по "делу писателей", похоже, выбрано не случайно. Мистический триллер "Код да Винчи" вышел в свет еще в марте 2003 года. К настоящему времени продано около 40 миллионов экземпляров "Кода" на 44 языках. "Код да Винчи" третий год подряд неизменно присутствует в первой десятке американских бестселлеров. В Париже, Риме и Лондоне возникли новые туристические маршруты по следам героев Брауна. Опубликовано около десятка серьезных трудов с опровержением гипотез автора "Кода" и несколько работ, помогающих лучше понять его книгу, не говоря уже о десятках подражаний. Американская телекомпания Эн-би-си заканчивает подготовку к съемкам реалити-шоу, участникам которого потребуется знание истории всякого рода тайных обществ, легенд и символов для разгадывания запутанных головоломок. Наконец, 17 мая на открытии Каннского кинофестиваля будет показан фильм "Код да Винчи", снятый режиссером Роном Говардом, с участием таких звезд, как Том Хэнкс, Жан Рено и Одри Тоту. Картина, обошедшаяся в сто миллионов долларов, заранее обречена на то, чтобы стать блокбастером, и она наверняка вызовет всплеск интереса публики к литературному первоисточнику. А это значит, что Дэну Брауну светят огромные дивиденды. Уже сегодня продажи только одной книги – "Код да Винчи" – приносят ее автору около 80 миллионов долларов ежегодно. Словом, грандиозный коммерческий успех.

Но, как известно, у успеха, славы и сопутствующих им больших денег есть обратная сторона. И заключается она в том, что вместе с популярностью произведения растет вероятность появления претензий со стороны тех, кто считает, что автор воспользовался их находками и не поделился заработками. Не миновала чаша сия и Дэна Брауна.

Вообще-то он был морально готов к такому развитию событий. "Когда "Код да Винчи" занял первую строку в списке бестселлеров, я получил много звонков от других авторов, – говорил Дэн Браун в интервью Эн-би-си в 2003 году, – меня поздравляли, а также предупреждали, мол, теперь жди, что появится целая куча людей, о которых ты раньше и слыхом не слыхивал, но которым захочется попользоваться твоей славой... Вероятно, иметь с ними дело – это как носить некий знак почета, который выдается за вхождение в список авторов бестселлеров". Как в воду глядел.

Рукописи не горят

Первым, достаточно невинным опытом стал "общественный суд" над романом на манер "школьных судов" моего детства над Евгением Онегиным или Раскольниковым. "Процесс" состоялся на родине Леонардо, в городке Винчи под Флоренцией, в музее титана Возрождения. Директор музея Алессандро Вецози настаивал на том, что в книге Брауна образ его гениального земляка искажен и принижен. Городской викарий Ренато Беллини больше возмущался "неточностью и абсурдностью" описаний, касающихся ключевой гипотезы книги – что Иисус был женат на Марии Магдалине, имел от нее ребенка – и деятельности католического общества Opus Dei. В качестве обвинителей и защитников могли выступить (через Интернет) все желающие.

Затем последовал первый формальный иск от некоего Ника Пердью, автора книг "Дочь Бога" и "Наследие да Винчи". Он утверждал, что Дэн Браун позаимствовал некоторые элементы его работ. В связи с чем потребовал 150 миллионов долларов компенсации, а также прекращения распространения брауновской книги и приостановки работ над съемками фильма. Но суд в августе прошлого года нашел претензии истца совершенно безосновательными и даже не принял дело к рассмотрению.

На этот раз Дэну Брауну предстоит столкнуться с более серьезной ситуацией, хотя бы потому, что дело принято к рассмотрению Высоким судом Великобритании. Истцами выступают историк Майкл Бейджент и британский писатель Ричард Ли. Их третий соавтор, Генри Линкольн (настоящая фамилия – Соскин), бывший актер, переквалифицировавшийся в теледокументалиста и исследователя исторических загадок, формально под заявлением в суд не подписался из-за болезни, но морально он на стороне истцов. Тройка опубликовала несколько книг на темы, разрабатываемые Брауном в "Коде да Винчи". Самой известной из них является работа "Священная кровь, священный Грааль" (Holy Blood, Holy Grail). В ней авторы, опираясь на свое собственное расследование загадок символики церкви во французской деревушке Ренн-ле-Шато в предгорьях Пиренеев, пришли к выводам, опровергающим, по их мнению, привычную историю развития западного мира.

Они считают, что до сих пор существует тайное общество "Приорат Сиона", возникшее еще во времена первого Крестового похода. Возглавляет общество Великий мастер. Главная задача приората – вернуть на европейские троны и в Иерусалим потомков династии Меровингов, правивших королевством франков с 447 по 751 год. Почему именно их? Потому что, де, они являются прямыми потомками Иисуса Христа, который якобы был женат на Марии Магдалине, на небо не возносился и оставил потомков. Последний и главный их тезис: Римско-католическая церковь в течение нескольких веков пыталась уничтожить как потомков династии, так и их защитников, в частности еретиков-катаров и членов рыцарского ордена тамплиеров.

Примерно эти же гипотезы излагает в своем триллере и Дэн Браун. Поэтому английское трио и решило привлечь к ответственности Random House. Кстати, их собственный опус впервые опубликовало то же издательство. "Священная кровь" печаталась немалыми тиражами на разных языках, но по популярности и доходам на порядок уступает творению Дэна Брауна, облекшего псевдонаучную идею в художественную форму.

Истцы вменяют в вину американскому автору не только прямой плагиат, каковой видят, например, в воспроизведении Брауном списка великих мастеров приората. Это, по их словам, еще полбеды, так "многие делали и до Брауна". Главное же, что тот, согласно тексту искового заявления, совершил интеллектуальное воровство: "...позаимствовал всю архитектуру работы – всю головоломку целиком – и переложил на язык триллера".

"В беллетристической книге Дэна Брауна все оказалось сваленным в кучу, – жалуется Майкл Бейджент, – что обесценивает историческое значение нашего материала и представляет его в виде надуманной бессмыслицы. Обращение в суд было для нас нелегким решением, но мы считаем, что другого выбора не было". То обстоятельство, что серьезные ученые оценивают книгу Бейджента и компании как псевдонаучную чепуху и интеллектуальный эпатаж, к данному судебному делу отношения не имеет. "Не важно, правильна или ошибочна наша гипотеза. Важен факт, что эта работа вышла из-под нашего пера и что мы отдали ей несколько лет жизни", – говорит Майкл Бейджент.

Неприязнь к потерпевшему

В свою очередь Дэн Браун и адвокаты Random House также уверены в своей правоте. Главный их козырь, считают эксперты по интеллектуальной собственности, состоит в том, что американский писатель не скрывал факта своего знакомства с работами истцов и добросовестно перечисляет их в списке источников своей книги. Более того, в 60-й главе "Кода да Винчи" он прямо упоминает о труде своих оппонентов.

"...Вот, пожалуй, самый известный том, – сказал Тибинг, доставая из стопки засаленную книгу в твердой обложке и протягивая ее ей. На обложке было написано: "Священная кровь, священный Грааль". Выдающийся международный бестселлер". Софи взглянула: "Международный бестселлер? Никогда не слышала про такой". "Вы были еще молоды. А в восьмидесятые годы он наделал шума. По мне, авторы обнаружили вызывающее отсутствие веры в своем анализе, но их ключевой вывод довольно прочен, и, к их чести, следует признать, что они в конце концов вынесли идею о наличии у Христа потомков на передний план".

В этом эпизоде "Кода да Винчи" Браун тонко издевается над авторами, которые сегодня предъявляют ему обвинения в плагиате. Фамилия эксцентричного ученого Тибинга (Teabing) является анаграммой фамилии одного из истцов – Бейджента (Baigent), имя литературного героя Ли (Leigh) – это фамилия второго истца, Ричарда Ли. Описание же физического облика Тибинга – хрупкое сложение, хромота и другие черты – делает его очень похожим на Генри Линкольна.

Если же серьезно, то, по мнению Брауна, на самом деле ни у кого нет единоличного права на крамольные с точки зрения христианской доктрины идеи. "Они передавались от поколения к поколению веками, они не мои собственные и не чьи-либо еще, – отвечает он на нападки недругов. – Признаю, что впервые эти идеи изложены в формате популярного романа-триллера, но в самой информации ничего нового нет".

Вдобавок Браун много раз повторял, что интерес к загадке картин да Винчи проснулся у него задолго до знакомства с работами Бейджента, Ли и Линкольна. "Я впервые узнал о тайнах, запрятанных в полотна да Винчи, когда изучал историю искусств в Севильском университете в Испании, – вспоминает он. – Годы спустя, занимаясь сбором материалов для "Ангелов и демонов", в секретных архивах Ватикана я вновь наткнулся на загадку да Винчи. Я договорился о посещении Лувра, где мне удалось воочию увидеть оригиналы некоторых самых знаменитых картин да Винчи и обсудить их с одним искусствоведом, который помог мне лучше понять тайну, стоящую за поразительными аномалиями этих картин. Мое воображение было потрясено, и я провел целый год, собирая новые материалы, прежде чем сел писать "Код да Винчи".

В работах Бейджента и его соавторов Леонардо да Винчи как активная фигура не значится вообще. Его место там занимает французский художник Николя Пуссен и его работы, в частности "Пастухи Аркадии".

В общем, обе стороны уверены в своей правоте, и суду придется попотеть, вникая в аргументы каждой из них. Вашингтонские эксперты считают, что шансы Брауна предпочтительнее. Но если паче чаяния истцы выиграют процесс, то тогда и сам Браун, и его книги (включая ожидаемый роман "Ключ Соломона" ), и фильм "Код да Винчи" окажутся в подвешенном состоянии.

Пиарят все

В то время как собратья по писательскому цеху сошлись в суровой судебной схватке, еще одна сторона – католическая церковь и особенно ее светская организация Opus Dei, также считающие себя обиженными романом Брауна, – резко поменяла тактику в отношении "Кода да Винчи": и книги, и ее экранизации. Как известно, первоначально роман был однозначно осужден церковью, что только сделало ему дополнительную рекламу. Правильная с точки зрения церкви современная трактовка обстоятельств евангельских событий изложена в кинокартине "Страсти Христовы", снятой Мелом Гибсоном, кстати, членом Opus Dei. Все остальное, и особенно "Код да Винчи", – от лукавого.

Однако в последнее время высшие католические клирики и Opus Dei смягчились. "Конечно, очень огорчительно, что наша организация и католическая церковь изображены в романе искаженно, – сказал "Итогам" пресс-секретарь Opus Dei Брайен Финнерти. – Но сейчас мы хотим извлечь преимущества из интереса к нам, рожденного романом, и объяснить всем, что в реальности представляет собой Opus Dei". Потому обращаться в суд представители церкви не спешат. Напротив, они развернули собственную рекламную кампанию по мотивам "Кода да Винчи".

Несколько групп журналистов уже побывали в недоступной прежде 17-этажной штаб-квартире Opus Dei в центре Манхэттена, на пересечении Лексингтон-авеню и 34-й улицы. Опубликовано несколько работ, где в нейтральной манере разбираются фактические ошибки автора "Кода". В этом же направлении и в таком же нейтральном духе действует веб-сайт, созданный римским отделением Opus Dei. На нем можно, к примеру, прочесть интервью с единственным в организации членом по имени Сайлас (так в триллере Брауна зовут жестокого убийцу). Реальный Сайлас Агбим – нигерийский брокер, который проживает в нью-йоркском районе Бруклин. Он говорит, что совершенно не приемлет образ своего романного тезки, потому что Opus Dei воспитывает не убийц, а учит своих членов высшим стандартам морали.

Opus Dei также достиг договоренности с издательством Doubleday, подразделением Random House, о переиздании сборника "Путь" – главного собрания трудов, которые оставил после себя основатель организации Хосе Мария Эскрива. Труд святого отца выйдет за десять дней до премьеры киноверсии "Кода да Винчи". "У нас много и других планов, – заявляет г-н Финнерти. – Но чего мы точно не станем делать, так это призывать к бойкоту фильма. Мы не доставим киностудии Sony такого удовольствия".

Активизировались и другие католические объединения. Три из них – Ascension Press, Catholic Exchange и Catholic Outreach – создали веб-сайт, который они рассматривают как "антидот" к триллеру Дэна Брауна. "Мы не хотим устраивать перебранку, – говорит президент Ascension Press Мэттью Пинто. – Мы хотим показать, что простой поиск по Google (одна из поисковых систем в Интернете. – "Итоги") преподнесет режиссеру Рону Говарду мириады фактических ошибок, содержащихся в "Коде да Винчи". И именно на таком пути мы надеемся разоблачить исторический и теологический конфуз, которым по сути является роман, и предоставить всем католикам ресурсы для эффективной защиты Христа и католической церкви. Мы не ангелы, но мы и не демоны".

Сам Дэн Браун никогда не считал свою книгу антихристианской. Он убежден, что заострение отдельных моментов истории идет на пользу читателям, поощряя их любознательность. "У религии только один реальный враг – это апатия, – говорит он, – и эмоциональные дебаты – превосходное противоядие равнодушию".

Впрочем, помимо высоких материй во всем этом деле имеется вполне материальная сторона. Инициаторы иска в лондонском суде пока не выдвигали финансовых претензий, настаивая для начала на признании самого факта плагиата. Однако не приходится сомневаться в том, что в случае успеха они на этом не остановятся. Ряд юристов полагает, что в случае судебного решения о наличии заимствований в книге Дэна Брауна выход на экраны фильма Рона Говарда окажется под угрозой. Также может быть приостановлена печать новых экземпляров книги "Код да Винчи". Другие эксперты призывают зрителей и читателей не паниковать, поскольку, по их мнению, даже в случае победы истцов издатели и авторы смогут достичь соглашения о разделе прибыли, которое удовлетворило бы все стороны.

Источник: Итоги

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама