Заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиулла-хазрат Якупов считает непродуманным введение в школах новой дисциплины "Основы православной культуры".
Валиулла-хазрат, каково Ваше мнение как идеолога Духовного управления мусульман Татарстана о проблеме введения в школах предмета по изучению основ религии?
Что предмет изучения религии в школах должен присутствовать – не вызывает сомнений ни у кого. Но необходимо согласие о введении религиозного предмета в программу средней школы. Мы, как религиозное меньшинство в нашей стране, являемся сторонниками того, чтобы "в одной обложке" преподавались все, хотя бы 4 основные конфессии: православие, мусульманство, иудаизм и буддизм. Но, к сожалению, православные священники – сторонники монополизации предмета, что не служит будущему сплочению в многоконфессиональном и многонациональном обществе.
Мусульманские и православные священники Татарстана встречались для обсуждения этого вопроса?
Самостоятельного мнения у епархии по этому вопросу быть не может, так как Русская православная церковь централизованная структура, и Казанская епархия не может выступать против начальства. А личное мнение отдельных православных священников вообще никакой роли не играет. Они не стесняются говорить, что "истина не может быть относительной: только православие".
А как мусульманские священники смотрят на истину?
Раз мы живём не одни, раз существуют разные религии, то мы выступаем сторонниками светского обучения. То есть необходимо вводить неконфессиональный курс, то есть такой курс, в котором бы присутствовали все традиционные для нашей страны религии. К тому же, надо не забывать негативный опыт дореволюционной России. Во всех гимназиях преподавался Закон Божий, что не позволяло там учиться детям мусульман. Это являлось и всегда будет одним из способов дискриминации. Если в школах будет преподаваться только предмет по православию, то это будет скрытой формой дискриминации, и мусульманские дети не смогут там учиться. Этого нельзя допустить. Это подтачивает традиции и разрушает межрелигиозную терпимость. По сути дела, идёт незаконная приватизация школ. Недопустимо формировать у детей религиозные убеждения в классах за счёт государства и, в ущерб другим конфессиям, навязывать прозелитическую точку зрения.
Если бы ислам был у нас религией большинства, как бы мусульманские священники решили эту проблему?
Например, в республике в некоторых татароязычных школах ведётся преподавание предмета, название которого, в переводе на русский язык, звучит как "мораль, нравственность", или его можно было бы назвать "этика". Этот предмет не имеет конфессиональной ориентации. Мы делаем акцент на общечеловеческие, моральные ценности, то есть пытаемся дать молодым людям нравственные ориентиры, которые одинаковы для большинства религий. Об этом мы тоже говорим на уроках. Дети должны иметь свободу выбора. Хотя преподавание базируется на близкой учащимся татарских школ татарской культуре, исламских этических ценностях всё равно он носит внерелигиозный характер. Мы являемся сторонниками того, чтобы это был светский предмет. Кстати, введение предмета "Этика" может быть одним из вариантов, одним из выходов внеконфессионального преподавания.
Что делается для более широкого обсуждения этой важной, влияющей на формирование мировоззрения, проблемы?
Здесь необходимы решения на федеральном уровне. К сожалению, в стране явочным порядком навязывается преподавание "Основ православной культуры", которую, несомненно, надо изучать, но не в ущерб культурам других народов, живущих здесь же. В 1997 году этот предмет был введён в Курской области. Сегодня уже в десятках регионов России предмет "Основы православной культуры" является обязательным. А ведь в школы ходят не только православные дети. Как чувствуют себя те же дети мусульман? Они оказываются в щекотливом положении. Они чувствуют себя ущемлёнными, ощущают неравенство, несправедливость – думаю, это не те чувства, которые мы должны закладывать в сознание наших детей. Тем более надо учитывать, что религиозное сознание их родителей за последние годы очень активизировалось. Надо понимать, надо предполагать, надо предвидеть, что рано или поздно такая ситуация приведёт к усилению межрелигиозного напряжения уже на уровне сегодняшних детей. Это вызывает неприязнь. Такое нельзя исключить. Вы видите: обстановка в мире напряжена – и это тоже надо учитывать. Мы сегодня закладываем своё будущее, будущее наших детей, нашего общества. И если хотим жить в мире и согласии, то надо предельно внимательно и уважительно относиться друг к другу. Об этом сообщает "АНН"