Газетная "война цивилизаций", начавшаяся с ожесточенных дискуссий вокруг карикатур на пророка Мухаммеда, вошла в новую фазу. На этот раз исламские активисты выступают против пьесы Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) "Фанатизм, или Магомет пророк" (1741 г.), которая, по их мнению, оскорбляет все мусульманское сообщество.
Поводом для конфликта послужила публичная постановка пьесы в небольшом французском городке Сен-Жени-Пуйи на границе со Швейцарией. Пророк Мухаммед изображен в ней хитрым интриганом и безжалостным тираном, использующим религию как ширму для своих амбиций. После спектакля в городе начались беспорядки разгневанные мусульмане жгли автомобили и мусорные баки. В ответ Национальная библиотека Франции организовала выставку, посвященную творчеству Вольтера и других просветителей, а газеты запестрели заголовками: "Дух Просвещения, где ты?" ("Фигаро") и "Спаси нас, Вольтер они сошли с ума!" ("Франс-суар"). Пословица отнюдь не вольтеровских времен гласит: "Когда споры кипят истина испаряется". Как знать, возможно, в данном случае она вполне справедлива. Ведь и противники, и сторонники Вольтера рассматривают его как носителя некой идеи, которая для одних означает свободомыслие, а для других попрание святынь. Однако не стоит забывать, что "Магомет" всего лишь пьеса, и мера художественной условности в ней весьма велика. Французский философ, прославившийся своей антиклерикальной риторикой, вовсе не был ненавистником ислама. Своей пьесой он бросал вызов всем церквам, пророкам и "сильным мира сего". Что и неудивительно. Ведь во времена Вольтера не было массовых миграций, а ислам существовал где-то за семью морями и воспринимался публикой по большей части символически. С другой стороны, "вольтерьянство", "сенсимонизм", "руссоизм" и другие модные течения европейской мысли, несмотря на проповедь свободы, равенства и братства, привели Европу к гильотине. А вождь революции Робеспьер кстати, горячий поклонник Руссо и Вольтера всерьез говорил о "деспотизме свободы" и посылал на смерть священников и аристократов "во имя его величества Разума". Однако Вольтер в этом совсем не виноват. Как, впрочем, и Мухаммед не виноват в беспорядках, творимых его пылкими почитателями. Как говаривал один известный философ, "любая идея может быть истолкована по-хамски".
Источник: Итоги