"Во что ты веришь?" Такой, казалось бы, абсурдный по своей простоте вопрос может поставить в тупик любую из нас. Скорее всего, в первую минуту представится что-то гораздо более свое, интимное, индивидуальное, из детства ли, из мечты или из книг. Теплый и темный чуть спертый воздух маленького храма (мама потом ругалась с бабушкой зачем ребенка в церковь потащила?). Темная иконка и старинный, еще с ятями "Евандель" (так бабушка произносит название этой Книги). Разноцветные яички и пахнущий свежей пасхальной выпечкой мамин фартук (зачем это нужно и что это за диковинная булочка "паска" с буквами "ХВ", толком не знал никто из взрослых), солнечные лучи, проникающие в комнату сквозь тщательно вымытое в "Чистый Четверек" окно, и бабушкино "Христос воскрес!" слова, смысл которых бабушка тоже толком не могла объяснить, Кто воскрес и отчего Он умер. Дружный воскресный обед по возвращении с мужем и детьми из храма (это уже мечты, а не воспоминания и тут же чтобы муж был верующий, и чтобы детки слушались). Идеально чистенькая детская с кружевными салфеточками и синим огоньком лампадки перед иконами (уж не Толстой ли семейная жизнь княжны Долли и Китти?).
Так и надо, так и должно быть. "Бога не видел никто и никогда", но Бог нас видит всегда все в нашей жизни происходит перед Богом и должно быть посвящено Ему. На всем должен лежать (и лежит, если это безгрешно) отблеск Божественного света, но на некоторых предметах мы видим его ярче. Есть даже мелочи которые напоминают нам о Боге четче и острее, чем другие. По ним, как охотник в тайге по затесам, мы идем и не сбиваемся с дороги. Скольких людей отвратила от страшного греха невинная картинка из детства, внезапно вставшая перед глазами! "Чистая", нематериальная вера вера без таких мелочей, картинок невозможна. У каждого могут быть свои, особенные воспоминания, но есть и нечто общее, созвучное душе каждого человека, объединяющее всех. То самое, ради чего, согласно преданию, святой князь Владимир выбрал для Руси православную веру.
Не слишком ошибусь, если в качестве следующего составляющего веры назову заповеди и правила церковного обихода как должно поступать христианину. Редкого воцерковляющегося неофита в свое время миновал этот первый шок: сколько, оказывается, нужно знать и уметь! Нужно уметь правильно ставить свечки и грамотно писать слова в записках, правильно складывать руки, подходя ко Причастию, вычитывать молитвенное правило (сначала хотя бы краткое, а потом и полное), стоять скромно потупив очи долу, в лад подпевать псаломщику "Отче наш" и "Верую"...
Однако со временем шок был преодолен, мы научились, наконец, отличать заповеди от правил церковного обихода и отвергать самые грубые проявления обрядоверия. Юбки и брюки наконец нашли подобающее им место в гардеробе, стриженые волосы, мини и крашеные губы перестали восприниматься в одном ряду с заповедью "Не убий", хотя и осталось понимание, что православной женщине приличествует скромность. Быт устаканился, прекратились вопиющие противоречия, мучительная раздвоенность между церковным бытием и жизнью за пределом ограды храма. Благочестивый идеал Kuсhe, Kinder, Kirche прочно воцарился в сердце, сменив соблазны современного эмансипированного и полного удовольствий мира.
Все пришло к некоему общему знаменателю, приобрело лад и строй, правильность и упорядоченность, изредка, но весьма регулярно перебиваясь какими-то бытовыми конфликтами и нестроениями иногда, впрочем, доходящими до силы самых настоящих житейских бурь. Казалось бы преодолеть их, перестать грешить досадно по мелочи (там прогневалась, там осудила, там не послушалась мужа), действительно, какая чепуховина остается до полного счастья, только отчего-то тянется год, и два, и три, и десять, и внезапно становится причиной больших проблем, но и они, наверное, преодолимы...
И и все? Не кажется ли, что для многих из нас вот это и есть все? Что же такое происходит, бабоньки?
Не кажется ли нам, что вера наша стала пуста? Боговдохновенная формула Символа Веры и обращение к Отцу Небесному всего лишь часть молитвенного правила или хоровое пение на Литургии. Евангелие часть богослужения. Отцы Церкви, праотцы, пророки и святые лишь дали свои имена праздникам. Положа руку на сердце часто ли мы читаем Отцов Церкви, Евангелие... да хоть просто что-нибудь читаем, хотя бы мирскую литературу, над которой можно поразмышлять, порассуждать, поспорить? Часто ли мы молимся и размышляем о чем-то, что выходит за пределы нашего повседневного бабьего, иногда благополучного, иногда не очень, но всегда стремящего к благополучию быта?
Так в чем вообще состоит наша вера? Где предел наших желаний? Окончательное устаканивание быта, благополучие и благолепие, окончательно вылизанный и безупречный пряничный домик чтобы гладко и сладко, ладно и складно, ласково и умильно? Так почему Господь нам этого маленького, скромненького счастья не дает? Откуда эти досадные и нескончаемые нестроения, как галька, набившаяся в туфли? Откуда порождающие их мелкие на взгляд мирского человека и все никак непреодолимые грешки?
А потому это происходит, подружки, что мы забыли главное. Что не может быть целью христианской жизни земное благолепие и благополучие, а только наградой от Господа за любовь к Нему. А мы не Его любим. Мы любим себя о, это мы делаем "всем сердцем своим и всем помышлением своим". Мы любим своих домашних как продолжение себя и из чувства долга, но не так, как было заповедано. Мы любим дом как место, где живем мы, любимые. А Господь остался за скобками. Вернее, встроился, как говорят в современных "гламурных журналах", в интерьер дома.
Мы, сами того не ведая, создали себе своего Бога, свою веру, свою Церковь Pravoslavie Home Edition, как сказал бы программист. Нетрудная и необременительная религия, главный догмат которой отчего-то лучше всего выразить совсем неправославными, не русскими даже, а немецкими словами "Kuche, Kinder, Kirche". "Кухня, дети, храм" и храм, что характерно, стоит в этой триаде на последнем месте.
Мы гордимся тем, что преодолели соблазны мира безбожного мира, где косметика, культ удовольствий, честолюбие и карьеризм, разрушение семьи и нравственности. Мы уверены, что открыли "формулу праведности" и эта-то "формула праведности" и стала нашим главным догматом и, одновременно, первейшей заповедью. Домовитость, чадолюбие, благочестие отдельные добродетели, одни из многих стали основным содержанием, альфой и омегой. Вдумайтесь, каково это части стали впереди целого.
А ведь нам нечем гордиться. Мы не преодолели никаких соблазнов мы лишь реализовали (ну, почти реализовали) свою исконную женскую мечту о защищенности камерности, уютности, малости и предсказуемости окружающего нас мирка. В том числе и в духовном смысле. Нам не нужно сомневаться, выбирать, размышлять за нас все уже решено, осталось только следовать. Все сомнения (хотя и они могут при желании порядком отравить жизнь) сводятся к тому, можно ли пустить ребенка праздновать Хэллоуин или, к примеру, Валентинов день.
Да, Господь открыл наши глаза, так что вместо уютного либерального безверия-всеверия ("что-то такое есть, себя утруждать не надо") и вместо гламурного гнездышка современной замужней содержанки мы обрели правую веру и стали строить православный дом но так не наша в этом заслуга! Просто мы получили то, что хотели, и не вразрез с христианской совестью. Мы так ценим правильность и ладность православного строя жизни вовсе не за то, что он есть часть Божественного Замысла, Божественной гармонии а за малость и предсказуемость. А если Господь захочет отнять у нас этот мирок как-то мы запоем?
Мы привыкли гордиться и любоваться своей "детской" и смиренной, нерассуждающей и не обращающейся на высокие предметы бытовой верой но кто поручится, та ли это вера? Составляет ли она горчичное зерно да хотя бы десятую часть горчичного зерна, упомянутого Спасителем? И потом, где гордость и самолюбование там уже нет смирения. Мы верим не в Бога, а в себя и собственную праведность. Мы сотворили себе кумира и возгордились фантомом. Перестанем же наконец это делать.
Давайте помнить, что нет у нас никакого "своего" Православия Home Edition, своего нетребовательного Бога, Который все нам простит и наградит пряничным домиком. Но воистину Бог наш Тот же, что и праотцев, и пророков, и евангелистов, и преподобных, и мучеников. И Он привел нас к Себе не в тихую гавань, а на войну и брань с духами злобы поднебесной.
Теперь эти мрачные духи приняли для нас безобидный и чарующий облик тихих, благочестивых мечтаний, но тем не менее страшна их цель усыпить и запутать, отвлечь разум от главного, привлечь к второстепенному. И пусть нашим вызовом им станет различение духов, умение увидеть в себе самые малейшие ростки этой духовной гордыни и самоуспокоенности, а оружием пост, молитва, покаяние и Святое Причастие.
Источник: Матроны. ру