ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Когда идеология оказывается полезной

Незнание культуры собственной страны перестало считаться зазорным

Евгений Калинин :: 15 марта 2006

Введение в средней школе предмета "Основы православной культуры" породило множество дискуссий и споров. С одной стороны, многие школьники сегодня ничего толком не знают ни о христианстве, ни о других религиях, а тем более о том, чем они друг от друга отличаются. С другой – возникают серьезные опасения: почему речь должна идти именно о православии и не лучше ли преподавать "Историю религий"? Не будет ли преподавание "Основ православной культуры" (ОПК) лишь прикрытием для того, чтобы навязать детям православие и заставить ходить их в храм? Не означает ли подобного рода инициатива, что власть хочет использовать православие в качестве новой идеологии?

То, что Русская Православная Церковь (РПЦ) поддерживает и всячески продвигает ОПК, вполне естественно. Не совсем понятно, почему это вызывает возмущение светских религиоведов, прекрасно знающих, что любая религиозная организация стремится к явному или неявному миссионерству. Возможно, миссионерская пассивность РПЦ за последние годы, особенно на фоне активности, скажем, протестантских проповедников, сформировала в обществе образ Церкви, отделенной от государства, причем высокой и глухой стеной. Безусловно, любые несоответствия этому стереотипу воспринимаются как аномалия. Хотя аномальными стоило бы считать скорее вялость и пассивность Православной Церкви в области миссионерства.

Не без основания в курсе "Основы православной культуры" видят угрозу введения "Закона Божьего". Несомненно, отрицать и игнорировать миссионерский характер этого предмета не стоит. Но стоит ли бояться православной миссии в школе? В преамбуле к Федеральному закону от 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" подчеркивается особая культурообразующая роль православия в истории России.

Мы не можем утверждать, что данный закон наделяет РПЦ какими-то особыми правами, так как преамбула не обладает законодательной силой. Тем не менее трудно оспаривать справедливость данного утверждения. Будет ли нарушением прав российских граждан, если дети в школах узнают о религии, которая сыграла особую роль в развитии духовности и культуры России? Пострадает ли высшее образование, если абитуриенты будут иметь более широкую культурологическую подготовку? Конечно, о "православной миссии" нужно говорить отчасти условно, учитывая, что преподавание должно вестись не в идеологическом, а в информационном ключе.

Как это ни печально, но на сегодняшний день незнание культуры собственной страны не считается зазорным. Принимая зачеты по курсу "История религий" на одном из гуманитарных факультетов весьма известного вуза, я был поражен низким уровнем знаний студентов по истории религий и, в частности, православия. Лишь один человек из трех групп сумел ответить на вопрос, что такое православный Символ веры. Варианты ответов были самыми фантастическими: одни предполагали, что это крест, другие, что это иконы, третьи говорили, что это Бог, четвертые, что это Библия. И дело даже не в том, что они плохо посещали курс "Истории религий". У студентов нет самых элементарных знаний о религии. В свою очередь, введение в школе дополнительного гуманитарного предмета могло бы благотворно сказаться на общеобразовательном уровне будущих студентов.

В связи с введением ОПК часто вспоминают о том, что мы живем в многонациональной стране, а потому обязательное преподавание лишь одной из религий может вызвать негативную реакцию представителей иных вероисповеданий и спровоцировать религиозный конфликт. Всякая политкорректность имеет свои разумные пределы. Вспомним печальный и отчасти комичный опыт американской школы, в которой празднование Рождества превратилось в некий абстрактный праздник, где нет места ни Христу, ни Санта-Клаусу, ни елке, где исключены малейшие намеки на христианское Рождество, а все потому, что в классе учатся не только христиане, но еще мусульмане и иудеи.

Уважать противоположные воззрения – не значит соглашаться с ними или пытаться найти некую "золотую середину", устранив при этом все различия. Разве знание культуры страны, в которой мы живем, вредит взаимопониманию между различными национальностями? Конечно, российская культура не исчерпывается культурой православной, но и немыслима без нее. Повредят ли мусульманам дополнительные знания о православии? Несомненно одно: конструктивный диалог между религиями возможен только на четком осознании вероучительных и культурных различий.

Следует отметить, что введение "Основ православной культуры" преследует и воспитательно-идеологические задачи. Само слово "идеология" уже вызывает страх и возмущение: "Опять нам хотят навязать идеологию!" Но свободен ли ребенок в светском обществе от идеологического влияния? Школьников мало касается идеология политическая, но идеология культурная затрагивает их в полной мере. Было бы странным отрицать идеологическое влияние рекламы, формирующей культ потребительства, многих современных фильмов, проповедующих насилие и убийство как социальную норму. Это идеология не целостная, она формируется спонтанно, бессистемно, а потому и воспринимается как нечто неизбежное, как "голос времени".

Православные идеалы во многом противостоят идеалам светского "общества потребления". Если курс ОПК сможет предложить альтернативу господствующему "клиповому" мировосприятию, построенному на примате материальных ценностей, то это можно только приветствовать. Некоторые молодые люди не видят в русской культуре ничего, достойного уважения и подражания. Не потому ли, что они просто не знакомы с ней?

Многие задачи могли бы быть решены в рамках уже существующих школьных дисциплин. Так, например, на уроках литературы школьники в пятом классе знакомятся с библейскими текстами, а в курсе обществознания преподаватель вполне может рассказать детям о православии. Беда в том, что удачная практика некоторых школ не затрагивает всей образовательной системы. В серьезной реформе гуманитарного школьного образования не так много заинтересованных лиц, чтобы она была реализована. Наиболее серьезные проблемы связаны с тем, как на практике будет реализовываться преподавание "Основ православной культуры" в школах? Кто будет вести этот предмет? Будет ли это фанатичная учительница, которая, вместо того чтобы ненавязчиво изложить детям материал, потащит их в храм и заставит исполнять православные обряды? Или это будет бывший политрук, капитан в отставке, который помимо предмета ОБЖ в качестве дополнительной нагрузки возьмется преподавать еще и ОПК?

Хотелось бы надеяться, что преподавание "Основ православной культуры" не станет откровенной профанацией, а также не превратится и в проповедь. Здравая критическая реакция со стороны светского общества является серьезным барьером для слишком яростных ревнителей веры. Да и внутри Церкви многие прекрасно понимают, что религия из-под палки не менее опасна для православия, чем воинствующий атеизм.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама