ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Африканское дежа вю

Низложение эритрейского Патриарха напомнило события в Эфиопии 30-летней давности

Станислав Минин :: 15 марта 2006

На IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Порту-Алегри было обнародовано письмо эритрейской общины в Великобритании генсеку ВСЦ Сэмюэлю Кобиа. В нем утверждается, что глава Эритрейской Церкви (ЭрЦ) Патриарх Антоний I был "незаконно низложен" подконтрольным правительству страны Синодом. В настоящее время он находится под домашним арестом, лишенный контактов с внешним миром и медицинской помощи.

ВСЦ предлагается вмешаться в эту ситуацию и обратиться к правительству Эритреи. Аналогичные письма были отправлены Папе Римскому Бенедикту XVI, главе Коптской Церкви Папе Шенуде III, генсеку ООН Кофи Аннану.

Официальной реакции на это письмо пока не последовало, но информация о конфликте вокруг Патриарха Антония I впервые прозвучала на столь высоком международном уровне. Сама история с низложением главы ЭрЦ отнюдь не нова. Еще в августе 2005 г. она стала центральной для оппозиционных эритрейских СМИ (в частности, интернет-сайта Asmarino.com), базирующихся преимущественно в США.

По версии оппозиционных СМИ, ссылающихся на текст постановления Священного Синода ЭрЦ, 18 августа 2005 г. Синод под председательством уполномоченного представителя правительства страны по делам религий Йофтахе Диметроса "отстранил Антония I от управления Церковью", сохранив за ним лишь "церемониальные функции".

В январе 2006 г. Патриарх был официально уведомлен о собственном низложении и в ответном письме Синоду отказался признавать его решение легитимным. По словам главы ЭрЦ, решение Синода противоречит каноническому праву Церкви, согласно которому низложение Патриарха возможно лишь в случае совершения последним тяжкого греха, впадения в ересь или сумасшествия.

Обвинения, выдвинутые против Патриарха Антония на заседании Синода, в свою очередь, напрямую касались его политической позиции и деятельности. В частности, причинами для обвинений стали отказ главы ЭрЦ отлучить от Церкви членов обновленческого движения "Медхане Алем", запрещенного правительством, критика властей и обращение к президенту страны с требованием выпустить на свободу трех опальных православных священников.

Все это подтверждает политический характер низложения Патриарха, хотя министр информации Эритреи Али Абду Ахмед в интервью агентству "Франс-пресс" заявил, что правительство не имеет отношения к решению Синода. В свою очередь, дипломатические источники в Эритрее еще в августе сообщили "Би-би-си", что Антоний I был смещен после "консультаций представителей Синода с членами правительства". Более того, на "политический след" в низложении главы ЭрЦ указывает и назначение мирянина Йофтахе Диметроса Управляющим Церковью, что, по словам самого Антония I, полностью противоречит каноническому праву и является "незаконным" и "неприемлемым".

Антоний I и эритрейская диаспора, выражающая лояльность низложенному Патриарху, полагают, что именно Диметрос играет роль "кукловода" в отношениях с членами Синода. Именно ему якобы принадлежит как инициатива смещения Антония I, так и инициатива избрания нового главы Церкви. Оппозиционные СМИ и эритрейская диаспора называют августовский Синод "путчем".

Полной ясности по вопросу об избрании нового Патриарха на данный момент нет. По сообщениям ряда информационных агентств (в том числе Би-би-си), новым главой Церкви 25 августа 2005 г. был избран глава епархии Сераэ, епископ Диоскор. В свою очередь, по данным организации "Всемирная христианская солидарность", Йофтахе Диметрос с целью избрания главы Церкви созвал Синод лишь 20 января текущего года. Антоний I в своем обращении к Синоду призывает его "не посвящать" нового Патриарха, а епископа Диоскора – "воздерживаться от своих действий". По всей видимости, "преемник" Антония I уже назван, но еще не посвящен.

Совершенно очевидно, что именно оппозиционные СМИ выигрывают информационную войну в ситуации с низложением главы ЭрЦ. Причина не только в активности или пассивности официальных информационных источников. В докладах организации "Международная амнистия" и Госдепа США за Эритреей прочно закрепилась репутация одной из основных стран – нарушительниц прав верующих. Кроме того, версия низложения Антония I, предлагаемая оппозиционными СМИ, находит достаточно очевидные параллели в современной истории Республики Эфиопия, частью которой до 1993 г. являлась Эритрея.

В 1976 г. коммунистическое правительство Эфиопии, пришедшее к власти после свержения монархии в 1974 г., приняло решение о низложении и последующем аресте главы Эфиопской Церкви (ЭфЦ) Патриарха Феофила I. Формальной причиной послужило посвящение пятерых епископов без согласия властей. В то же время представители коммунистической партии "Дерг" подозревали Феофила I в сотрудничестве с монархическим движением "Эфиопский Демократический союз", ответственным за ряд антиправительственных мятежей на севере и западе страны.

Именно правительство инициировало избрание Священным Синодом ЭфЦ Патриарха Текле Хайманота, монаха-отшельника, не имевшего никаких связей с монархией и под давлением властей посвятившего 14 новых епископов. Ни посвящение нового Патриарха, ни посвящение новых епископов не были признаны законными главой другой Церкви Востока – коптским Папой Шенудой III. Официальные контакты между Церквами были прерваны вплоть до 1991 г. В то же время при полностью обновленной структуре Церкви Текле Хайманот не оказался "марионеточным Патриархом". Он, в частности, отказывался признавать легитимной деятельность назначенного правительством Управляющего Церковью.

После падения коммунистического режима в 1991 г. преемник Текле Хайманота – Патриарх Меркурий был обвинен в сотрудничестве с "Дергом" и ушел на покой. Новым главой ЭфЦ стал Патриарх Павел I, один из епископов, посвященных Патриархом Феофилом I. Примечательно, что нового главу ЭфЦ также обвиняют в политической ангажированности и сотрудничестве с "Эфиопским народным революционным демократическим фронтом" (ЭНРДФ), партией, которая де-факто начиная с 1991 г. единолично управляет страной.

Эритрея – фактически монопартийное государство, в котором вся полнота власти принадлежит "Народному фронту освобождения Эритреи" (НФОЭ). Совершенно очевидно, что при такой политической конъюнктуре власть достаточно настороженно относится к любым объединениям. Религия продолжает играть весомую роль в эритрейском обществе, и именно религиозные организации в отсутствии реальных политических конкурентов НФОЭ могут стать ядром оппозиции.

В ситуации с такими "новыми" религиозными движениями, как пятидесятничество или "Свидетели Иеговы", правительство активно использует проверенное средство: отказ в регистрации и запрет на деятельность в стране. Запреты также возможны в отношении обновленческих движений внутри ЭрЦ (таких, как "Медхане Алем"), но никак не в отношении самой ЭрЦ, к которой принадлежит половина населения страны.

Совершенно понятно, что партия, монополизирующая власть в стране, будет стремиться к лояльности таких организаций. "Эфиопский" вариант с назначением Управляющих, низложением Патриарха и установлением контроля над Синодом – крайнее, но довольно эффективное средство в деле снискания такой лояльности.

Безусловно, возможное посвящение "лояльного" правительству Эритреи Патриарха будет способствовать маргинализации ЭрЦ. Павел I и Папа Шенуда III едва ли признают нового главу этой Церкви. Однако если партия "Дерг" в своей политике опиралась на создание новой церковной иерархии, то в нынешней ситуации в Эритрее речь идет о сотрудничестве правительства с епископами, посвященными самим Антонием I и его предшественниками. Если предположить, что Антоний I отлучит всех епископов от Церкви, то изоляция не позволит ему создать альтернативную иерархию.

На сегодняшний день ни один из иерархов ЭрЦ не высказался против низложения Патриарха. Фактическая оппозиция – это священники диаспоры, например, Совет священников епархии ЭрЦ в Северной Америке. Бескомпромиссность представителей диаспоры может привести к расколу внутри Церкви. Однако очевидно, что и епископы ЭрЦ были вынуждены принять очень нелегкое решение. Политическое положение православных в Эритрее таково, что Церковь вынуждена идти на компромиссы с властью, даже если эти компромиссы даются ценой нарушения канонического права. И изменить эту ситуацию едва ли смогут санкции международных организаций или резолюции ВСЦ.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама