ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Регламент для погоста

Атеисту быстрее найдется место рядом с христианином, чем с правоверным

Владимир Кобылинский :: 23 марта 2006

Волна возмущения мусульманского мира после публикаций карикатур на пророка Мухаммеда поставила ребром вопрос о политкорректности. Спору нет, различия и противоречия в обществе, безусловно, лучше сглаживать, а не обострять, но тогда встает резонный вопрос: а кто задаст координаты политкорректности? Корреспондент "Россiи" попытался разобраться в этом на примере одной житейской проблемы.

В Ярославле три кладбища, и на каждом есть мусульманский сектор, который в народе называют просто: татарское кладбище. Все знают, что русских там не хоронят, так как уважают религиозный принцип – захоронение рядом неверного оскверняет могилы правоверных.

На Осташинском кладбище, которое открыли в 2001 году, мусульманский сектор был открыт сразу. Задолго до открытия муниципального кладбища мусульмане обратились в мэрию и попросили о создании там мусульманского сектора. Власти согласны были сделать и иудейский сектор, но, видимо, представителей этого вероисповедания в Ярославле гораздо меньше или они не столь активны.

Правоверным отвели участок в самом центре кладбища. Этот сектор от традиционных отличается разительно. Нет привычных православных крестов, венков с ленточками, искусственных цветов и зелени. Скромные серые надгробия, голая могила и оградка. В углу надгробий вместо православных крестов – полумесяц.

Ислам предписывает похороны проводить как можно скромнее, чтобы смерть человека не приносила непосильных финансовых затрат его близким. В исламских странах покойного принято обмыть, завернуть в саван и похоронить. У могилы собираются одни мужчины, женщины оплакивают дома. Все максимально просто: нет гробов из дорогого дерева и лучшего костюма на усопшем, оркестра и поминок. Правда, из-за особенностей российских почв в Ярославле стали хоронить не в саване, а в деревянных ящиках. И погребение надо осуществить как можно быстрее. Правоверного мусульманина в исламских странах хоронят до захода солнца. Но в России не получается так быстро собрать документы, чтобы соблюсти правовые формальности. Поэтому у мусульман в Ярославле наметилась традиция дожидаться всех родственников на похороны.

За пять лет в мусульманском секторе Осташинского кладбища захоронено около 50 человек, поэтому свободного места там еще очень много. Ресурс двух других кладбищ – Чурилкинского и Игнатовского, где большинство ярославцев находят последнее пристанище, исчерпывается. Не за горами то время, когда основной поток умерших будут хоронить на Осташинском кладбище. Нашлись отчаянные головы, предлагающие потеснить мусульман на городском погосте. "У каждой религии свои правила, и верующие вправе им следовать, но эти религиозные правила вносятся в государственную структуру, и она начинает им следовать", – считают они. Почему бы тогда не создать на кладбищах национальные секторы? И хоронить татар, азербайджанцев, чеченцев, узбеков, казахов, украинцев, белорусов, поляков, представителей других национальностей без упора на религию. Но пока власти, уважая чувства верующих, не собираются прислушиваться к таким радикальным взглядам.

Понятно, что этот погост начнут заполнять не с мусульманского сектора. Но в свете последних событий власти рискуют попасть в трудную ситуацию: как соблюсти политкорректность и максимально использовать землю, отведенную под кладбище?

Ведь мусульмане в Ярославле утверждают, что неправоверные не имеют права даже копать могилу для почитающего Аллаха. Как-то на Игнатовском кладбище русские начали копать могилу для мусульманина, так старики чуть не палками их оттуда выгнали. Правы ли были ревнители ислама? Как объяснил глава ярославской мечети Рустам Батров, ислам такие вопросы не регламентирует, поэтому и православный человек может выкопать могилу для правоверного мусульманина.

Религия у нас отделена от государства, но государственным структурам приходится учитывать послесмертное деление по вере.

Как же на кладбище выясняют, что человек верующий? Никаких документов, удостоверяющих принадлежность человека к той или иной конфессии, естественно, не существует. Директор Осташинского кладбища Анатолий Равнов объяснил корреспонденту "Россiи", что в первую очередь смотрят на фамилию умершего. Если она татарская, то ему дают место на мусульманском кладбище. А если фамилия русская, то выясняют в мечети, являлся ли человек мусульманином. Получив подтверждение мусульманской общины, правоверный с русской фамилией получает место в мусульманском секторе городского кладбища. Как показывает практика, и атеисту быстрее найдется место рядом с христианином, чем с правоверным.

"Закона, где было бы запрещено хоронить неверующего человека в мусульманском секторе, нет. Но мы все равно откажем ему, поскольку у нас есть договоренность с муфтием", – сказал "Россш" директор муниципального комбината специализированного обслуживания населения Александр Кашеваров. Уважение властей к чувствам верующих должно остудить радикальные головы, которые интересуются: "Жить и трудиться рука об руку религия не запрещает, а покоиться вечным сном рядом уже зазорно?" Не идти на поводу у подобных заявлений – это и есть соблюдение политкорректности, что и делают ярославские власти.

23.03.2006

Источник: Россiя

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама