Отсутствие Патриарха оказалось неожиданностью почти для всех участников собрания. Как известно, оно уже дважды переносилось именно потому, что на собрании не мог по болезни присутствовать Патриарх.
Поначалу собрание, в соответствии с традицией, было намечено на вторую половину декабря. Именно в это время, начиная с 1992 года, Епископ города Москвы подводил итоги года на встрече со столичным духовенством. Второй потенциальной датой нынешнего собрания была Сырная седмица – начало марта; но уже в конце февраля заговорили и о нынешней дате – 25 марта. Столь упорное нежелание проводить собрание без Патриарха свидетельствовало о том, что сам предстоятель РПЦ МП никоим образом не хочет отступать от традиций и не мыслит основного епархиального мероприятия года без своего участия.
Понятно, почему у тысячи человек, собравшихся в Зале церковных Соборов, -- клириков и церковных старост – вызвало удивление то объявление, которым митрополит Сергий (Фомин), управляющий делами Московской патриархии, открыл собрание. Митрополит сообщил, что у Патриарха высокая температура, он заболел по всей вероятности гриппом, а посему благословил провести собрание управляющему делами.
Поднявшись на трибуну, митрополит Сергий начал оглашать патриарший доклад, который в общей сложности занял более четырех часов. Во время доклада был сделан небольшой перерыв, после которого чтение продолжил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). В президиуме собрания, помимо митрополита Сергия и архиепископа Арсения, сидели епископ Дмитровский Александр (Агриков) и заведующий патриаршей канцелярией протоиерей Владимир Диваков, а в зале можно было увидеть подвергнутых прещениям, а ныне служащих в московских храмах епископов Никона (Миронова) и Савву (Волкова), а также епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).
Митрополит Сергий внес некоторое новшество в порядок чтения доклада: если раньше, когда собрания вел сам Патриарх, доклад представлял собой монолитный текст, различные темы которого плавно сменяли одна другую, то теперь доклад разделялся на части, имевшие собственные подзаголовки. Митрополит, а затем и архиепископ Арсений, вначале обозначали тему, о которой пойдет речь, а после этого зачитывали соответствующий фрагмент.
Среди "острых мест" доклада, на которые обратили внимание участники собрания, -- критика социального служения московского духовенства, которое было признано неудовлетворительным. Патриарх посетовал на то, что в больницах и других социальных учреждениях гораздо активнее работают "сектанты", нежели клирики РПЦ МП. Ради усиления этого направления церковной деятельности было решено включить в состав епархиальной комиссии по социальному служению, которую возглавляет протоиерей Аркадий Шатов, настоятель главного больничного храма столицы, более 20 новых членов – священников из всех московских благочиний.
Критике подверг Патриарх и беспорядочную книжную торговлю в православных храмах, где можно найти весьма сомнительные с православной точки зрения издания. В докладе настоятельно советовалось священнослужителям прежде прочитывать те книги, которые не имеют грифа "По благословению Святейшего Патриарха", а лишь потом выставлять их на продажу. Особо отмечалось, что многие издатели спекулируют именем митрополита Иоанна (Снычева), почившего в 1995 году, а посему не имеющего возможности подтвердить или опровергнуть правильность той или иной "цитаты" из своих произведений или выступлений. Издательскому совету РПЦ МП рекомендовано издать брошюру с порядком патриаршей службы, особенно при Великом освящении храмов. Очевидно, предстоятелю приходится слишком часто сталкиваться с неграмотным служением духовенства на приходах, которые он посещает.
Вновь, как и в прошлые годы, остановился Алексий II на проблеме "младостарчества" -- духовных злоупотреблений молодых священников, берущих на себя слишком много ответственности в руководстве паствой. Выясняется, что в Москве "младостарчество" получило очень широкое распространение – свой "младостарец" есть уже в большинстве столичных приходов. Патриарх впервые обратил внимание на проблему принятия исповеди молодыми священниками сидя, особо отметив, что это распространено в Троице-Сергиевой лавре. В патриархию поступают жалобы от мирян, которые смущаются тем, что в лавре на коленях приходится исповедоваться молодым монахам, которые при этом вольготно восседают на стульях.
С проблемой "младостарчества" смыкаются проблемы разного рода церковно-общественных движений – от тех, которые направлены на борьбу против ИНН, до тех, которые призывают к канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Патриарх подверг резкой критике такие движения и идеи, вновь заявив, что они направлены только на раскол Церкви.
После перерыва архиепископ Арсений продолжил доклад с той части, которая касалась финансовой жизни епархии. При этом архиепископ, несмотря на то, что доклад официально считается патриаршим, нередко отрывался от "канонического" текста и позволял себе импровизировать, приводя различные "живые примеры" из епархиальной жизни. Он сообщил, что четыре настоятеля были сняты со своих должностей за финансовые злоупотребления, а если говорить прямо – за сокрытие от патриархии подлинного размера приходских доходов и, таким образом, за отказ платить десятину (приходы Москвы обязаны отчислять в патриархию 10 % всех своих доходов). Вместе с опальными настоятелями пострадали и старосты с казначеями, как соучастники преступлений. Архиепископ Арсений обещал также поступить и с остальными неплательщиками и махинаторами.
Ближайшей жертвой "финансовой зачистки" мог стать протоиерей Василий Свиденюк, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. На этот храм докладчик указал как на пример обмана патриархии. В Лефортове существует собственный свечной завод, объем производства которого позволяет ему конкурировать с бывшим церковно-хозяйственным монополистом "Софрино". Однако, в официальных отчетах, поступающих в патриархию, доходы этого храма занижаются в разы, что в патриархии видно невооруженным глазом. Среди других финансовых злоупотреблений указывалось на торговлю в храмах "непрофильными" товарами: так, например, храм святителя Николая в Бирюлеве торгует цветами в горшках, еще один московский храм – прохладительными напитками. Архиепископ Арсений фактически призвал священников и церковный актив сообщать в патриархию обо всех финансовых злоупотреблениях настоятелей, старост и казначеев.
Неадекватно большое внимание авторы доклада уделили православному присутствию в Интернете, посетовав на недостаточный профессионализм малочисленных новостных ресурсов РПЦ МП. В качестве положительного примера был помянут сайт Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" "Седмица.Ру", который почти в одиночку противостоит мощному напору порой профессиональных, но "антицерковных" интернет-изданий. Патриарх благословил каждому московскому храму в ближайшее же время обзавестись ящиками электронной почты.
В заключение собрания митрополит Сергий и архиепископ Арсений отвечали на вопросы, которые подавались из зала в записках. Вопросов, на которые они ответили, было немного – около семи; на прошлых Епархиальных собраниях, которые вел Патриарх, зачитывалось по несколько десятков записок с вопросами. Один из вопросов касался чрезвычайно активной деятельности Союза православных хоругвеносцев, который регулярно проводит в центре Москвы многолюдные крестные ходы под лозунгами, порой содержащими критику священноначалия РПЦ МП. Митрополит Сергий признал, что церковное руководство никак не может запретить деятельность этого Союза и подобных ему организаций, если они зарегистрированы в установленном законом порядке. Однако, духовенство Москвы должно быть более активным, уделяя особое внимание прихожанам, увлекающимся экстремистскими идеями.
Некоторая полемика разгорелась между митрополитом Сергием и архиепископом Арсением при ответе на вопрос о том, можно ли причащать православных, состоящих в "гражданских браках" -- устойчивых союзах, не скрепленных церковным благословением. По мнению архиепископа Арсения, это категорически исключено, потому что каноны однозначно трактуют такие союзы как блудные. Однако митрополит Сергий, ссылаясь на мнения покойных Патриархов Алексия I и Пимена, заметил, что раньше подобный брак не был препятствием для причастия – в советские годы вообще венчания были огромной редкостью. Церковь также во все времена признавала смешанные браки, что было основано на словах апостола Павла о том, что "жена неверна освящается мужем верным", и наоборот.
На несколько специальных вопросов ответила главный бухгалтер Московской патриархии Наталья Дерюжкина. По сути, она не дала никаких разъяснений относительно финансовых трудностей, с которыми сталкиваются приходы, посоветовав почаще обращаться в патриархию. Она предостерегла старост и казначеев от попыток самостоятельно выяснять в государственных органах разные нюансы налогообложения, потому что эти попытки могут спровоцировать государство наложить на Церковь новые финансовые обязательства.
Очевидец