ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Если Бог есть, то все позволено

В русском театре случился бум Достоевского

Марина Давыдова :: 28 марта 2006

Его ставят и ставят. Только за последние два месяца сразу три постановки, в том числе "Нелепая поэмка" Камы Гинкаса – одно из главных событий сезона. В подобных случаях принято писать, как актуален востребованный автор (в сходных выражениях рассуждали недавно о бешеной популярности пьес Островского – мол, новоявленное купечество глядится в него как в зеркало). Но с Достоевским не так. Чем больше думаешь о современной жизни, тем яснее становится, что историософия Федора Михайловича не подтверждается бурно цветущей реальностью. Более того, некоторые казавшиеся неопровержимыми тезисы опровергнуты ею оглушительно. Первый из них – выведение нравственности из веры в Бога. В человека, думающего лишь о нуждах земных и забывшего о мире горнем, вселяется бес – бес социализма: абсолютная зацикленность на новом обустройстве социума, ради которого никого и ничего не жалко. Эта идея нашла блестящее подтверждение в истории России, где построенное на крови здание социализма действительно легко объяснить атеистическим бесовством. Но с секулярной цивилизацией Запада все обстоит куда сложнее.

Порой поражаешься, насколько нравственно нынешнее европейское общество, напрочь забывшее о мире горнем. Иногда нравственно себе же в ущерб и во зло. Именно в этом обществе отменили смертную казнь, стали заботиться об инвалидах, сирых и убогих, постановили гуманно относиться к сумасшедшим и заключенным... В нем до сих пор, хоть и из последних сил, пытаются блюсти права эмигрантов из стран "третьего мира", хотя, судя по всему, это может стоить означенной цивилизации всей ее цивилизации. В спектакле "Нелепая поэмка" отвратительная толпа жаждет хлеба и зрелищ и готова за них продать и душу, и родных маму с папой. Вот оно, человечество, отпавшее от Бога. Не знаю, где именно была подсмотрена режиссером эта толпа, но точно не в сытых и вполне себе гуманных европейских странах. "А вот тут, под аркадами, у нас кормят бомжей", – говорит мне знакомая итальянка, с которой мы гуляем по божественно красивой Вероне. "Католики?" – "Ну почему же. Общественные организации". Секулярное общество пытается жить в соответствии с божественными заповедями вне Бога. Нельзя сказать, что у него всегда это получается. Но у кого получается лучше?

В нынешних обстоятельствах этот вопрос совсем не кажется праздным. Противником европейского мира, к которому и так и сяк пытается примкнуть изгнавшая из себя беса социализма Россия, оказался другой мир, насквозь пронизанный острым религиозным переживанием. Первый поставил во главу угла человека с его низкими нуждами. Второй – Бога со всеми его предписаниями. Первый, образно говоря, абсолютизировал горизонталь (этот самый дольний мир). Второй – вертикаль. Во втором мире действительно многое не позволено. Ну там, пить-курить. На представителей противоположного и своего собственного пола засматриваться. Излишествам всяким нехорошим предаваться. Но убийство (смертную казнь) в нем не отменили. Заключенных не балуют. Почувствовав себя обиженными, жгут посольства. Впрочем, это не главное.

Иван Карамазов иллюстрирует свой тезис о "слезинке ребенка" душераздирающими историями. В спектакле того же Гинкаса исполнитель роли Ивана сам плакал, рассказывая их. Вот вам, однако, рассказ одного из очевидцев бесланской трагедии, который Ивану Карамазову не приснился бы в самом страшном сне. В тот момент, когда начался штурм, дети стали метаться в ужасе. "Иди ко мне, я тебя спасу", – крикнул один из шахидов насмерть перепуганному мальчику, искавшему хоть какой-то помощи. Ребенок бросился к нему. Шахид взорвал себя вместе с мальчиком. Он не лукавил. В такие минуты не до лукавства. Он – завороженный миром горним – и впрямь был уверен, что они оба отправятся на небеса. Он знал, что если Бог есть, то ему такое позволено.

То, что этика и религия – вещи, сопряженные друг с другом, было и остается для всех, кто обращается к Достоевскому, незыблемой истиной. Между тем весь XX век, словно испытывая тезисы великого писателя на прочность, доказывает нам, что неверие, равно как и вера, не может само по себе быть основой разумного обустройства жизни (да и не странно ли связывать столь высокое состояние души, как вера в Бога, с такими утилитарными в сущности нуждами, как обустройство жизни?). На атеистическом фундаменте были построены в прошлом столетии и совершенно безнравственные режимы, и чрезвычайно гуманные. Истовая вера одушевляет и мистически настроенных суфиев, и воинственно настроенных террористов, и мать Терезу, и протестантских фундаменталистов, устраивающих взрывы абортариев. Вера не есть залог нравственности, отсутствие ее – непременный путь к моральному разложению. Тут действует иная, куда более сложная диалектика. Вот неизбежный вывод, который делаешь, бросая взгляд на новейшую историю. Думаю, не учитывая этого нашего сегодняшнего знания, ставить Достоевского уже невозможно.

28.03.2006

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама