Поколения школьников наизусть учили стихи поэта Федора Тютчева: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить". Что верно, то верно аршин здесь ни при чем, тем паче, что подобной меры нет ни в одной иной стране, никогда и не существовало. Как ни горько, но приходится признать, что во всех своих русских несчастьях революции, гражданской войне, красном терроре виновны только русские со своими достоинствами и недостатками, загадочной, по мнению иностранцев, душой и мироощущением. Может, в этом и заключалась ее "особенная стать", о которой говорил поэт?
О судьбах России, о причинах революции, о духовности современных русских людей размышляет известный философ, писатель, директор издательства YMCA-Press, профессор Парижского университета Никита Алексеевич СТРУВЕ.
Хотелось бы услышать ваше мнение о роли Православной Церкви и Московской Патриархии в новой России? Действует ли, на ваш взгляд, сегодня принцип соборности Православной Церкви?
В новой свободной и демократической России роль, которую играет в общественной жизни и народном сознании Православная Церковь, несомненно, значительна. Это исторически обусловлено даже самим фактом ее существования. Годы существования советской власти опустошили Россию, обескровили ее творческие и духовные силы. Оказались уничтожены целые социальные классы и сословия, была подкошена интеллектуальная элита общества интеллигенция.
В крайне сложном положении все эти годы находилась и Православная Церковь. Целенаправленное разрушение церкви, отказ власти признавать нормы христианской религии привели к глубочайшему духовному кризису всю русскую нацию.
В то же время следует помнить, что с одной стороны, в церкви изначально заложены благодатное зерно праведничества и готовности принять муки за веру. И, как показывает история, таких людей оказалось сотни тысяч. Но воспитать новые поколения глубоко верующих людей, воссоздать элиты во всех категориях церковного народа, в духовенстве и среди мирян задача нелегкая.
По моему глубокому убеждению, сегодня в Русской Православной Церкви принцип соборности, т.е. свободы в церкви, соблюдается далеко не в полной мере. За 15 лет освобождения от гнета советской власти руководители Церкви не предприняли ни одного реального поступка, свидетельствующего о желании созвать Всероссийский собор. В качестве довода говорят, что это трудно осуществимо ввиду низкого уровня религиозности нынешнего российского общества. Возникает естественный вопрос, а что необходимо сделать, чтобы этот уровень поднять? Как дать возможность почувствовать народу его ответственность за жизнь церкви?
На мой взгляд, к идее, возрождению духа подобного Собора, который, несомненно, станет великим событием в духовной жизни русской нации, следует возвращаться постепенно. Первым шагом должно стать восстановление выборного начала православного епископата, ведь главный внутренний враг церкви бесконтрольные власть и властность.
Революция 1917 года не только разрушила Российскую империю, гражданское общество, но и нарушила единство Православной Церкви. Существует ли, на ваш взгляд, сегодня реальная возможность восстановить утраченное единство?
Революция и преследования в начале 1920-х годов действительно разрушили единство Русской Православной Церкви. Но, как показало время, расколы, как с правой (непоминающие), так и с левой (обновленцы) стороны, оказались нежизненными. Так что уже после окончания Второй мировой войны наша Церковь постепенно вновь начала обретать свое единство.
Вопрос вероисповедания русской диаспоры, обитающей в разных регионах планеты, имеет совсем иной характер. Еще в 1905 году, т.е. сто лет тому назад, будущий патриарх Тихон говорил о необходимости автономии, если не об автокефалии православной церкви в Северной Америке. Единение православных, живущих в России и на Западе, вопрос, касающийся не только Церкви, а напрямую затрагивающий каждого православного человека, где бы он ни жил.
Не кажется ли вам, что именно падение авторитета церкви в начале XX столетия, появление таких оппонентов официальной религии, как Лев Толстой, сыграло роковую роль в перевороте 1917 года?
В революции 1917 года сыграли роковую роль десятки, сотни самых разных факторов. Действительно, в проповедях Льва Николаевича Толстого, может быть, и было нечто разрушительное. Но вряд ли можно отрицать и вину церкви, оказавшейся не готовой остановить разгул революции, смуты в душах и сердцах русских людей. Недаром Ф.М. Достоевский говорил, что наша церковь находилась в параличе. Немалая вина падает и на Николая II, не давшего разрешения на созыв свободного Церковного собора, о котором мечтал весь епископат. Такое разрешения появилось лишь после Февральской революции, но, к сожалению, оно так и не было реализовано после захвата власти большевиками.
Говоря о причинах русской революции, хочется напомнить слова того же Льва Толстого, сказанные им по поводу наполеоновского нашествия в 1812 году: "Для нас, потомков, не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляется нам одинаково справедливыми сами по себе и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события..."
Думаю, эти мысли классика вполне применимы в качестве ответа на ваш вопрос...
В начале двадцатого века гордость русской философской мысли составляли именно религиозные мыслители Соловьев, Бердяев, Булгаков, Трубецкой... Существуют ли, на ваш взгляд, сегодня в нынешней церкви подобные интеллектуальные богословские силы?
На такой расцвет религиозно-философский мысли, какой был в России до революции, а затем в эмиграции, вряд ли можно надеяться подобные взлеты человеческой мысли бывают всего один-два раза за несколько столетий. Скажем, от святого Григория Паламы, жившего в XIV веке, и до Флоренского и Булгакова православная богословская мысль молчала...
К сожалению, приходится признать, что религия сегодня не играет той роли в нравственном воспитании народа, какую она играла раньше. Но может быть, ее функции должна взять на себя литература, которая всегда несла в себе огромный моральный заряд?
На мой взгляд, современная литература переживает сегодня еще больший упадок, чем Православная Церковь. Это не повод для пессимизма, ведь учиться высшим ценностям можно у всей классической русской литературы от Пушкина до Ахматовой и Солженицына.
Фельдмаршал Миних говорил: "Россия, безусловно, находится под особым покровительство Бога, иначе просто нельзя понять, как она до сих пор существует". Как вы относитесь к теории об исключительности российской истории, об особой роли России в мировой цивилизации?
Исключительность не теория, а исторический факт всякой большой страны, для каждой исторической нации. Вряд ли кто рискнет опровергать очевидную истину, что исключительны, т.е. неповторимы по своей природе и русская христианская культура, и русский человек (пусть и покореженный большевизмом), и, если угодно, русская душа. Не следует забывать и тот факт, что России самая большая православная страна в истории человеческой цивилизации. А это не могло не сказаться на всей ее судьбе, не придать ее истории особую исключительность.
Но исключительность отнюдь не означает единственность. Англо-американская культура от Шекспира до Диккенса не менее исключительна. И подобных примеров можно приводить множество.
Кто, на ваш взгляд, стал "могильщиком" прежней России: большевики, император Николай II, не способный контролировать внутриполитическую ситуацию, или те силы, которые исподволь подтачивали идеологию самодержавия, демократы-разночинцы и русская интеллигенция?
То, что Российская империя, бывшая в начале прошлого века преуспевающей и стремительно развивающейся державой, внезапно провалилась в глубочайшую пропасть, остается одной из самых неразрешимых историко-метафизических загадок.
В истории, как мы уже говорили, не бывает примитивной причино-следственной закономерности. Скажем, в победе 1812 года Александр Сергеевич Пушкин в отличие от Толстого видел три глобальные причины Барклая де Толли, олицетворявшего личный фактор, зиму природный, космический фактор и провидение нашего русского Бога...
Еще раз хочу подчеркнуть: чтобы произошло такое концептуальное событие, как Октябрьская революция, чтобы разрушить могучую империю, мало какого-то одного "могильщика". Должен произойти настоящий обвал самых разных кризисных случайностей, должны появиться определенные темные силы, способные уничтожать созданное поколениями предков. И таких разрушителей в России в конце XIX начале XX столетия оказалось много. Среди них, в первую очередь, я бы назвал тех бесов, которые убили замечательного царя-освободителя Александра II. Трудно уйти от мысли, что трагедия, случившаяся 1 марта 1881 года, и есть пролог Октябрьского переворота 1917 года. Не менее роковым для судеб России стало убийство П.А. Столыпина. Главный могильщик оссии безбожная, а, значит, убийственная идеология радикальных революционных партий.
Конечно, свою роль сыграли и пассивная роль общества, запоздалость либеральных реформ, начинавшихся отменой крепостного права только в 1861 году. Нельзя сбрасывать со счетов и конкретные факторы: злополучную войну, помощь немцев злому гению Ленину и т.д.
Ф.М. Достоевский за много лет до революции, предсказал все ее ужасы и беды. Он описал в "Бесах" грядущий апокалипсис русской революции, но даже он не мог представить, что речь пойдет о миллионах убитых. Перед таким кошмаром, который явила миру русская смута, человеческий ум бессилен. Кровавые итоги революции предвидеть не смог даже гений Достоевского...
Но "Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие". Только оттого Россия и осталась жива, пройдя сквозь войны, сталинские лагеря, разруху, что нашлось в ней не пятьдесят праведников, а в тысячи раз больше. Потому в Россию и можно верить, хотя большинство из них приняло мученическую смерть.
"РВ"-досье
СТРУВЕ Никита Алексеевич. Родился 16 февраля 1931 г. в г. Булонь-Бийянкур (Франция), недалеко от Парижа. Внук известного философа и политолога, идеолога Белого движения профессора П.Б. Струве. Окончил Сорбонну и с 1950-х гг. преподавал русский язык. Активный член Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1960-е 1970-е гг. член бюро РСХД. Был президентом благотворительного центра Монжерон. Директор издательства YMCA-Press. Главный редактор журналов "Вестник Русского христианского движения" и "Le messager orthodoxe". Профессор русской литературы Парижского университета. Автор большого числа публикаций в европейской прессе и ряда книг, в том числе: "Христианство в СССР" (1963, на французском языке), монография об О.Э. Мандельштаме (1982, русский перевод 1988), сборники статей "Православие и культура" (русское изд. 1992), "70 лет русской эмиграции" (1996, на французском языке). |
29.03.2006
Источник: Российские вести