Во вторник в Москве открывается X Всемирный русский народный собор. Ожидается, что в ходе его работы будет принята Универсальная декларация о правах и достоинствах человеческой личности, а также рассмотрена инициатива православных верующих по созданию правозащитного центра.
Каково сегодня состояние православного правозащитного движения в России? Какие права верующих сейчас особенно нуждаются в защите? Какого баланса взглядов на права человека необходимо достичь, чтобы избежать конфликтов? На эти и другие вопросы в интервью порталу "Интерфакс-Религия" ответил член бюро президиума ВРНС, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Почему Русская православная церковь решила заняться правозащитной тематикой
В ходе работы Х Всемирного русского народного собора будет затронуто несколько тем. Тема прав человека была основной темой предыдущего собора. Именно предыдущий собор дал поручение разработать документ, который бы отражал взгляд русской цивилизации на вопрос о правах и достоинстве личности. Проект этого документа был разработан специальной рабочей группой, которую возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Участие в ней принимали богословы, представители светской философии, православных общественных организаций. Сейчас вносятся последние коррективы в проект документа, который будет обсужден и, как мы надеемся, принят в ходе нынешнего собора.
Главной темой Х Всемирного русского народного собора является место веры, человека и земли в современной жизни, в той миссии, которую Россия имеет в XXI веке. Будет уделено внимание проблеме сельского хозяйства и состоянию земли как Божия дара, который мы должны хранить и возделывать, бережно относясь к нему.
Некоторые организации мирян предлагают идею создания православного правозащитного центра. Надеюсь, что эта идея будет внимательно рассмотрена собором. Пока не идет речи о конкретных направлениях деятельности центра, мы до сих пор ожидаем предложений по его созданию. Хочется надеяться, что они облекут эту идею в конкретную форму.
Уже сегодня многие православные общественные организации занимаются правозащитной работой, и такая работа вовсе не новость. До революции Церковь печаловалась о несправедливо обиженных и о тех, кто несет справедливое наказание. В советское время многие православные священнослужители заботились о правах верующих, отстаивали эти права, причем речь идет не только о диссидентах, имена которых были на слуху и которые получали мощную поддержку Запада, но и о наших иерархах, которые постоянно в непростом диалоге с советскими властями заботились о правах Церкви, о том, чтобы не закрывались храмы, чтобы верующие могли сохранить хотя бы долю свободы исповедования своей веры.
Открытые сегодня архивы советских учреждений проливают свет на то, сколько неведомых миру усилий было предпринято иерархами, духовенством Русской церкви для того, чтобы оградить верующих от репрессий безбожного тоталитаризма. Уже после перестройки велась и сейчас ведется православная правозащитная деятельность. Достаточно вспомнить, что православные правозащитники защищали подмосковных милиционеров, осужденных по навету после того, как они боролись с торговцами и покрывавшими их коррупционерами.
Буквально каждую неделю Святейший Патриарх реагирует на различные обращения и ходатайствует о смягчении участи заключенных, о помощи людям, оказавшимся в беде в России и других странах, о том, чтобы люди, оказавшиеся в униженном положении, получили помощь. Так что печалование Церкви о людях, в том числе о конкретном так называемом "маленьком человеке", является постоянным.
Многие верующие активно защищают право человека на тайну личной жизни, борясь против электронного контроля, настаивают на том, что государство не должно вторгаться в область убеждений человека, но должно оставлять для него автономное личное пространство. Священники и миряне, работающие в армии и тюрьмах, выступают за то, чтобы находящиеся там люди не подвергались унижениям и бесчеловечному обращению. Правозащитная работа православных христиан давно стала реальностью, плохо, что ее не замечают, но я надеюсь, что Всемирный русский народный собор поможет больше ее координировать и будет способствовать тому, что общество лучше узнает о ней и станет в ней участвовать.
Как бы Вы могли оценить состояние современного правозащитного движения в России
Мы готовы работать с самыми разными общественными силами, в том числе с правозащитными организациями, даже видя нашу мировоззренческую разницу с некоторыми из них. Чего бы не хотелось видеть в будущем, это попыток утвердить радикально-либеральный взгляд на права человека как единственный, безальтернативный и не подлежащий обсуждению. Например, некоторые люди считают, что свобода творческого самовыражения абсолютна, а на самом деле даже в международном праве говорится о том, что эта свобода подлежит ряду ограничений, в том числе связанному с общественным порядком, нравственностью и интересами других людей. Абсолютное большинство православных христиан считает, что эта свобода не должна приводить к оскорблению чувств верующих и поруганию их святынь. Нам надо привыкнуть к тому, что политика и общественные решения должны учитывать позицию как первых людей, так и вторых.
Некоторые считают, что целостностью государства нужно жертвовать ради интересов тех или иных социальных групп, например, сепаратистов, в то время как другие люди считают, что целостность государства нужно отстаивать даже ценой человеческой жизни. Наверное, нужно, чтобы при урегулировании общественных конфликтов учитывался как первый, так и второй взгляд. Вот к такому сочетанию различных взглядов на права человека, на их место в обществе и на само устройство общества мы должны прийти, если хотим избежать конфликта цивилизаций.
Можно ли сказать о том, что наделение Всемирного русского народного собора консультативным статусом при ООН поможет в реализации его инициатив, в том числе в сфере защиты прав человека
Собор уже ведет широкую дискуссию по многим проблемам, в том числе мировоззренческим, как с аппаратом ООН, так и с представителями различных стран, которые участвуют в работе мирового сообщества. Конечно, после появления соборного документа, в котором будет сформулирован наш взгляд на права и достоинство человека, он будет активно использоваться нашими представителями и, надеюсь, обсуждаться самыми разными международными кругами для того, чтобы и через это взгляд русской цивилизации на права человека стал более понятен нашим коллегам и оппонентам за рубежом.
Не могли бы Вы рассказать о зарубежном опыте правозащитной деятельности, осуществляемой религиозными организациями?
За рубежом Католическая церковь постоянно выступает против угнетения трудящихся, обращаясь с критикой к руководителям различных коммерческих компаний; протестанты, в частности, Реформатская церковь, выступают против нынешней модели экономической глобализации, требуя демократизации таких органов, как МВФ и Всемирный банк, равенства народов при принятии решений в этих органах. Можно вспомнить, что церкви за рубежом активно ходатайствуют о заключенных, беженцах, мигрантах, в том числе нелегальных. Достаточно упомянуть, что существует Комиссия Церквей по вопросам мигрантов в Европе с центром в Брюсселе. Известно, что в европейских государствах в некоторых церковных зданиях находят убежище люди, оказавшиеся в чужой стране без документов. Таких примеров достаточно много, и забота о человеке, особенно лишенном прав и оказавшемся в сложной ситуации, всегда была свойственна церкви и, думаю, всегда будет свойственна ей в самых разных странах.
Какие права человека сегодня следует отстаивать в первую очередь с точки зрения религиозного мировоззрения
Сегодня нуждается в защите право человека на мировоззренческий выбор в области личной и биомедицинской этики. Многие христиане-врачи отказываются делать аборты или способствовать им, многие верующие политики выступают против признания нормой эвтаназии, половых извращений, порнографии и так далее. Эти люди должны иметь полную свободу выражения мнений, свободу влияния на принятие решений и право отказаться делать то, что им делать не позволяют вера и совесть.
Обладает ли сегодня Церковь возможностью донести до власти, общества идею прав человека, основанной на духовной традиции России
Я надеюсь, что со временем понимание нашей цивилизацией прав человека и их места в иерархии ценностей повлияет на политические изменения, на развитие миропорядка и тех принципов, на которых он строится. Многие не понимают и не признают необходимости этого, но я надеюсь, что дискуссия с участием религиозных объединений, гражданских ассоциаций, власти и всего общества поможет к этому прийти.
Источник: Интерфакс-Религия