28 марта исполняется 60 лет со дня смерти великого русского композитора, автора одной из самых красивых и торжественных русских партитур Всенощного бдения - Сергея Васильевича Рахманинова. 28 марта исполняется 60 лет со дня смерти великого русского композитора, автора одной из самых красивых и торжественных русских партитур Всенощного бдения - Сергея Васильевича Рахманинова.
По мнению музыковедов, Всенощное бдение Сергея Васильевича Рахманинова является одним из совершеннейших и величайших творений музыкального гения. Эта музыка, точнее, озвученные музыкой древние священные тексты торжественного православного Богослужения (совершаемого накануне воскресных и праздничных дней) – плод удивительного творческого дара и труда, вобравшего в себя благоговейное и чуткое изучение православной церковно-певческой традиции, знаменных и иных старинных распевов. Несмотря на грандиозность и огромное значение Всенощного бдения Рахманинова для развития русской классической музыкальной традиции это произведение почти 60 лет (с 1926 по 1982 гг.) не звучало в концертных залах Советской России. В середине прошлого столетия эту музыку можно было услышать лишь в храме во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте" на Большой Ордынке.
Теперь все возвращается на круги своя: духовные произведения русских композиторов звучат со сцен концертных залов и под сводами православных храмов.
В настоящее время Всенощное бдение С.В.Рахманинова в Москве можно услышать в церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» на Большой Ордынке и в храме-музее во имя святителя Николая в Толмачах.
Настоятель храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов ответил на вопросы «Седмицы.Ru»
— Отец Николай, расскажите, почему в храме святителя Николая стали исполнять рахманиновскую Всенощную?
— Если говорить о технической стороне вопроса, то, прежде всего, для исполнения этой Всенощной необходим хороший хор. В нашем храме поет один из лучших, на сегодняшний день, церковных хоров г.Москвы. Это – профессиональный хор, в основном, состоящий из людей с высшим музыкальным образованием. Он существует уже почти 10 лет, является Государственным хором при Третьяковской галерее, участвует в государственных культурных программах и, одновременно, поет в храме за богослужением. Руководитель хора – Алексей Александрович Пузаков.
Мы не создаем новую традицию. Произведения Рахманинова исполнялись в московских храмах еще в середине прошлого столетия. Инициатором этого был известный московский регент, представитель Синодальной Московской певческой школы Матвеев Николай Васильевич, который руководил хором в храме иконы «Всех скорбящих радосте» на Большой Ордынке. В 1950-1960-е гг. в этот храм сходилась вся Москва, чтобы послушать Всенощную Рахманинова и Божественную Литургию Чайковского. Алексей Пузаков был учеником и помощником Н.В.Матвеева и усвоил главную особенность матвеевской школы – сочетание высокого артистизма исполнения с благоговейно-молитвенным отношением – и перенес в наш храм.
— Как, на Ваш взгляд, влияет классическая музыка на молящихся? Она помогает воспринимать содержание богослужения или мешает?
— Безусловно, помогает. Если мы все богослужение сведем лишь к чтению текстов без музыкального сопровождения, то богослужение сразу обеднеет. Одно время, когда эта музыка только-только была написана, она могла восприниматься церковными людьми по-разному, но сейчас мы даже не мыслим себе богослужения без музыкального сопровождения.
— Часто можно услышать о том, что исполнение классической музыки в храмах мешает молитве, что люди приходят на службу как на концерт…
— Каждый в храме ищет то, что ему нужно. Очень часто во время приятного времяпрепровождения (за прослушиванием красивой церковной музыки) человек невольно погружается в молитву. Возможно, он и сам не осознает, что входит в молитвенное состояние, но, главное, что таким образом, все равно участвует в богослужении. Даст Бог, со временем он будет приходить в храм уже не просто послушать музыку, а помолиться. Я не вижу здесь никакой опасности.