ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новый апологет христианства

Анри де Любак считал, что "устроиться" в мире без Бога невозможно

Матвей Селиверстов :: 05 апреля 2006

Вопрос о самоопределении религии в современном секулярном обществе сегодня звучит все чаще. Процессы глобализации трансформируют традиции, обычаи и нравы, а религии вынуждены определить свое место в "глобальном духовном супермаркете". Для христианских конфессий зачастую подобное самоопределение означает ответ на критику в адрес Церкви. Таким "ответчиком" со стороны христианства и был французский богослов иезуит Анри де Любак.

Позиция де Любака примечательна именно тем, что она представляла христианство в целом, без разделения на течения. Он скорее анализировал саму критику христианства и Церкви, нежели пытался оправдать Церковь в глазах современного мира.

Кризис современной Церкви, по мнению де Любака, имеет глубокие предпосылки, многие из которых могут показаться сегодня невероятными. В частности, для французского богослова кризис Церкви состоит не в том, почему люди не принимают христианские ценности. Его больше заботит то, почему они перестают устраивать самих христиан.

Пытаясь выявить предпосылки кризиса, де Любак обращается к исследованию современного гуманизма. По его мнению, именно гуманизм является основой секулярного мира и направляет процесс всемирной глобализации.

Французский богослов выделяет гуманизм позитивизма, марксизма и ницшеанства. Для него все эти "гуманизмы" – не что иное, как разновидность антихристианства. Каждый из них по-своему свергает Бога, отрекается от Него. После двух разрушительных мировых войн произошло крушение человеческой личности. Гуманизм лишился человека, так как он сам занял место Бога.

Впрочем, де Любак отмечал, что большинство категорий, которыми оперирует гуманизм, – категории христианские по своему происхождению. Это понятия о свободе, разуме, бессмертии и власти над природой. Французский богослов считал, что именно эти дары открывают человеку его великое предназначение, заставляют заглянуть в глубь себя, увидеть там божью искру. Судьба человека – в его же руках: он может развить свой дар, а может отвернуться от него.

Церковь начинала свою историю с превознесения человека, его способностей и величия. Однако затем человек увидел в Боге завистливого противника, который посягает на его достоинство. Де Любак считает эту ситуацию драматической, ведь раньше источник своего достоинства человек находил именно в Боге. Но постепенно христианство из гарантии свободы превратилось в идеологию ограничения.

Гуманизм с его постулатом "человек – мера всех вещей" не учел того, что человек не создавал эти вещи, и, следовательно, не может быть их адекватным мерилом. Устранение Бога стало устранением препятствия на пути к свободе, к власти над самим собой. "Трагическое недоразумение" – именно так де Любак описывает сложившуюся ситуацию.

Де Любак не строит иллюзий: на Церкви и христианстве в целом во многом лежит ответственность за их нынешнее состояние. Так, например, богохульство Ницше – закономерная реакция на обнищание Церкви в духовном смысле. Уверенное отрицание Бога Марксом, в свою очередь, – ответ на замкнутость Церкви.

Маркс писал о том, что историю творят обычные люди, а не Бог, не Церковь, не духовенство. Смысл истории – не в спасении душ, а в освобождении от ложных идей, в том числе и от "опиума христианства". Маркс возвращает человеку его мощь, делает его творцом истории, которую тот творит при помощи... производства!

"Производство во имя чего?" – задает вопрос де Любак. Ради самого производства? Тогда получается, что человек – раб производства, раб собственного "величия"?! "Вера в себя" оборачивается трагедией, в результате которой человек становится придатком бесчеловечного механизма. Получается, что ради восстановления божественности человека Маркс лишил человека человечности. Фантастический парадокс! Марксистский рай обернулся христианским адом!

Бог Ницше не абстрактен, он удивительно психологичен. Он настолько приближен к человеку, что предстает его отражением. Человек осознает свою силу и мощь, но приписывает их Богу, потому что не верит в себя. Христианство для Ницше – это болезнь, слабость человека, унижающая его, побуждающая разочароваться в самом себе. Человек должен стремиться к тому, чтобы стать сверхчеловеком, для которого сами категории "Бог" и "человек" окажутся реликтами, мертвым прошлым.

Де Любак полагал, что идеи Ницше, заворожившие многих, обернулись крахом человечности. Человек сознательно "убил" Бога, но вместе с тем убил и себя, превратился в нигилиста. Человек стал частью толпы, лишился внутреннего содержания, а ведь Бог как раз и был этим содержанием! Сегодня "сверхчеловек" Ницше представляет собой жалкое зрелище – его трагедия состоит в том, что в порыве гордыни он добровольно променял все свои достоинства на ничто.

Путь "атеистического гуманизма", писал де Любак, ведет человека к общественному и духовному рабству. Человек насильственно удаляется от источника духовности, теряя при этом всякие ориентиры для развития. Отрекаясь от Бога, гуманисты отреклись и от человека.

Атеистический гуманизм Маркса и Ницше – это "незрячий гуманизм", уверенный в том, что человек способен "устроиться" в этом мире без Бога. Но при этом, отмечает де Любак, в ходе этого приспособления он должен вести постоянную борьбу против самого себя, а также против других людей. Подобный самодовлеющий гуманизм в своем основании направлен не против Бога, а против людей. Общество без Бога видит в человеке лишь предмет, набор навыков для производства, элемент позитивной системы.

Подобный образ человека похож на ницшеанского сверхчеловека, которому чужды страхи обычного человека. Но страх чужд безбожному человеку не оттого, что он превзошел его, а оттого, что он не может чувствовать его, как не может чувствовать любовь, радость, печаль. Человек безбожный деградирует до недочеловека, все существование которого направлено на приспособление к окружающей среде. Как следствие игнорируются вопросы морали.

Вера дает человеку знание о высшем начале, о превосходящей его способности и воображение силе. Де Любак отмечает, что христианство, таким образом, внушает нам некую тревогу, вызывая в нас чувство ожидания, заставляет нас вновь и вновь переосмысливать жизненные ситуации. Все наши измышления, грезы, утопические построения оказываются под ударом несоизмеримо превосходящих сил, контроля над которыми человек не имеет.

Замкнувшийся в себе мир убивает для себя это высшее начало, отторгает Бога. При этом он создает иллюзию совершенства и органичности, которая на деле порабощает человека, закрывая от него горизонт иного бытия.

Вместе с тем, отмечает де Любак, мир, против которого борются атеистические гуманисты, не заслуживает того, чтобы называться христианским. Так же и Бог, против которого они борются, на деле оказывается лишь карикатурой, искаженной абстракцией христианского Бога.

Однако это не должно успокаивать современного христианина. Ведь истинный христианин, находясь во времени, знает при этом, что его подлинное место в вечности. Именно поэтому настоящий христианин не ищет для себя успокоения и покоя в мире земном.

Драма современного мира заключается в постоянном отрицании Бога, которое воспринимается сейчас как нечто само собой разумеющееся. Постоянное утверждение о смерти Бога ставит перед Церковью вопрос о живом Боге. Смогут ли христиане вернуться к живому Богу, который создал человека по своему образу и подобию? Что придет на смену эпохе неверия и "разложения человека"? Ответы на эти вопросы Анри де Любак призывает искать внутри нас самих.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама