ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Воскрешающая сила

Алла Калмыкова :: 17 мая 2006

Стали с ним разговор вести,
а он оказался манкуртом.
Чингиз Айтматов

Жил у нас в Тумате, заполярном якутском посёлке, тёмный человек по фамилии Кононюк. Восьмилетняя его дочка, грязная, нечёсаная, время от времени без стука возникала в дверях и застывала на пороге, шмыгая носом.

– Женька, тебе чего? – спрашивала фельдшерица Алексеевна.

– М-м-мамка г-говорит, у н-нас хлеба н-нету, – заикаясь, ответствовала Женька.

Её нагружали хлебом, сахаром, пачками печенья, и, будучи в неведении на предмет "спасибо", она умётывалась с добычей восвояси. Дома бродили и ползали по холодному, от века не мытому полу её младшие братья-сёстры.

Сам Кононюк, тоже Женька, либо подшивал народу унты, либо пил мёртвую. Поговаривали, что его, едва живого, подобрала когда-то на окраине села, в полуразвалившемся балагане, по-нашему – сарае, местная дурочка Маша. Как он туда попал? На сотни километров вокруг – голая тундра, разве только по берегам Чондона встречаются редкие тордохи – пристанища рыбаков. А ещё рассказывали, будто Женька служил при немцах полицаем, был осуждён, каким-то чудом бежал из лагеря...

Однажды он зашёл к Алексеевне за лекарством. Пока та искала в шкафчике, я спросила:

– Женя, ты родом-то откуда?

– Позабыл, – осклабился он, часто мигая слезящимися глазками, и не понять было, правда это или человек так шутит.

– Ну, была же у тебя семья раньше, братья, сёстры, ещё кто-то!

– Не помню, забыл я...

Фельдшерица вынесла таблетки. Внезапно Кононюк обернулся ко мне, снял шапку и поклонился в пояс.

– Жень, ты что? – испугалась я.

– А вы со мной как с человеком разговаривали.

Минут десять спустя на пороге нарисовалась Женька-младшая:

– М-м-мамка г-говорит, у н-нас ч-чаю нету...

Как мы ехали на вездеходе в стадо спасать заболевшего бригадира оленеводов, повесть отдельная. Напросился с нами и Кононюк, кто его знает, зачем. Когда вездеход сел на днище в глубоком, напитанном талой водой снегу и все выпрыгнули из кузова размять ноги, Женька вдруг вскинул мелкашку и пальнул по стайке пуночек – мелких полярных птах, наполнявших тундру весёлым, нежным своим пересвистом.

– Вот вражьи тропы! – ругнулся кто-то. – Ты зачем птицу-то убил?

– А чтоб не жила...

Теперь уже немногие, наверное, помнят, как потрясла читателей история, рассказанная Айтматовым в романе "И дольше века длится день", – о том, как кочевники жуаньжуаны превращали пленных воинов в рабов, надевая им на голову шири. Снятая с верблюжьей шеи сырая кожа плотно обтягивала бритую голову и, стремительно усыхая на палящем солнце, сдавливала череп железными тисками. Человек испытывал страшные муки и, если не умирал, уже "не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери... Лишённый понимания собственного "я", манкурт... был равнозначен бессловесной твари... ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей... Все его помыслы сводились к утолению чрева... Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения".

В глухие брежневские годы подтекст этой истории был очевиден. "Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других", – читали мы и с горечью осознавали: это о нас. Октябрь бросил в гигантскую бетономешалку классы, слои и прослойки российского общества, превратив людей в серую единообразную массу, отобрав у них всё, чем жили они прежде – вековой уклад, семейные традиции, культуру. Сама память о прошлом стала смертельно опасной. Слишком памятливых пожирал ГУЛАГ, а "единственно верная" идеология, сдавившая свободную мысль подобно шири, призвана была довершить дело. На свет явился "новый тип человека" – homo soveticus.

"Когда память твоя, разъятая силой, неотвратимо теряла сцепления прошлого... когда имя своё и имя отца ты утратил в сокрушённом сознании, когда лики людей, среди которых ты вырос, померкли... разве не проклял ты, падая в бездну беспамятства, мать свою страшным проклятьем за то, что посмела зачать тебя в чреве и родить на свет Божий для этого дня?.." – так оплакивала манкурта-сына несчастная женщина. Так впору плакать по нынешним мальчикам – хотя бы по тому, кто, вернувшись из Чечни, порешил собственную мать...

И всё же не у всех "помыслы сводились к утолению чрева". И сейчас не у всех сводятся, как бы ни пытались низвести человека до физиологического примитива реклама, массовая культура, политика.

...Кем бы ты прожил жизнь, убивший собственную память Женя Кононюк, не будь на твоей Украине Гражданской войны, сталинского голодомора, фашистской оккупации? Крестьянином, окружённым на старости лет любовью и уважением многочисленной родни? Вполне возможно...

Вряд ли случайно расхожей темой современного кинематографа стало беспамятство, амнезия. По роковому стечению обстоятельств или чьей-то злой воле утративший память герой превращается в агрессивного манкурта, машину для истребления себе подобных, и убивает, убивает, убивает... Куда там Кононюку с его птичкой! Прогресс налицо, господа: герой, по замыслу авторов, должен вызывать сочувствие и симпатию зрителей, какие бы моря крови он ни проливал. Хороший парень мочит плохих парней. Нам настойчиво предлагают забыть, чем люди были живы в пору Пушкина или Толстого, чем дышали в Серебряном веке; нас приучают существовать в мире, где насильственная смерть стала обыденной: сегодня убили – завтра забыли. Что это – сознательная манкуртизация всей страны? Зачистка жизненного пространства под "золотой миллиард"?..

В ветхозаветные времена самым страшным проклятием для человека были слова: "Пусть не останется о нём память" (Иов 24. 20). Беспамятство равнозначно небытию, богооставленности. "В смерти нет памятования о Тебе", – говорится в псалме (6. 6). У кого нет памяти, у того нет и не может быть Бога. Самый длинный из псалмов, 118-й, воспевающий хвалу закону Божию, пронизан темой удержания памяти. Почти каждый его стих повторяет уверение, что псалмопевец не забыл, помнит, хранит данные Богом повеления (откровение, слово, уставы, суды, заповеди и т. д.), иными словами, не прерывает богообщения. Именно поэтому остаётся ненарушимой целостность его "я" как образа и подобия Божия.

Н. А. Бердяев пишет в "Самопознании" (Л., 1991): его всегда мучило, что он забывал не только о значительных событиях, но и о людях, игравших важную роль в его жизни. "Мне всегда казалось, что это дурно. В памяти есть воскрешающая сила, память хочет победить смерть. ...В забвении есть измена, предание вечности потоку времени". Философ, таким образом, придаёт этому свойству нашей психики высочайший нравственный и духовный смысл.

"Самой удивительной и... самой трагической изо всех человеческих способностей" назвал память о. Александр Шмеман, поскольку она свидетельствует о нашей ущербности, невозможности что бы то ни было сохранить, чем-либо обладать. Её внутренний трагизм – в ""присутствии отсутствия", ибо чем более тот, кого мы вспоминаем, "присутствует", тем острее боль его отсутствия. Но во Христе память вновь получила силу исцелять время, разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью. ...она стоит в центре богослужебного празднования литургического днесь. ...вся жизнь Церкви составляет одно непрерывное поминовение и воспоминание... Прежде же всего сама Церковь есть воспоминание Христа" (Великий пост. М., 2002).

Кардинал Жан-Мари Люстиже, заметив, что у французов слова "воспоминание" и "памятник" синонимичны, как бы продолжает тему: "В Библии слова "воспоминание", "память" наполнены более богатым и точным смыслом... это "знак" и данное Богом свидетельство того, что сделал Он Сам в начале нашего спасения. Этот "знак" заверяет нас, что Бог продолжает осуществлять в каждом человеке дело спасения. ...Евхаристическая "память" – это не просто воспоминание... но сакраментальное действие, посредством которого то, что было совершено в прошлом – раз и навсегда, нам реально даётся в настоящем времени веры Церкви и открывает нам будущее человечества, призванного однажды "принять" Христа во славе Его" ("Месса". М., 2001).

Святоотеческая традиция учит христиан хранить "память смертную". Людей нецерковных, как правило, это смущает: разве можно нормально жить, непрерывно думая о том, что умрёшь? О. Александр Мень отвергал такое понимание. "Память о том, что за нами придут, должна быть ободряющей, укрепляющей нас, не дающей нам расслабиться, разболтаться, впасть в уныние, безделье, мелочность, ничтожество. ... "Memento mori!" – "Помни о смерти!" Помни для того, чтобы жить правильно, жить собранно, жить в познании, в любви, в трудах, понимая, что нам это дано ненадолго" (Тайна жизни и смерти. М., 2003).

Ненадолго – это подтвердит любой, кто терял близких, – даны нам встречи на этой земле. Сколько ни живи, не утолишь любви, не нарадуешься минутам взаимного понимания и близости. Остаётся – помнить, хотя и "нет насыщения памятованием, и всё равно бессильны и самые точные слова передать, что он значит и кто он" (В. Леви. В кн.: Реки воды живой. Воспоминания об отце Александре Мене. М., 2003).

Воскрешающая сила памяти – это ещё и ослепительно счастливые сны-видения. Отец Александр в развевающейся рясе подходит, выгружает из знаменитого портфеля мне на руки стопу рукописей – и, уже наяву, мне доверяют участвовать в издании двух его книг. Мама, улыбаясь из своего рая, показывает иконку, и я догадываюсь, что надо забрать её из опустевшего маминого дома. Проступают из смертной мглы, высвечиваются, проходят перед внутренним взором лица людей твоей жизни, и нет у тебя права на забвение.

Открываю глаза, будто кто окликает меня.
Это лица, до боли родные, в преддверии дня –
Неизвестно какого – любого! – любимые лица.
В безымянное утро отрадный единственный знак,
Призывающий бодрствовать и молиться.
Та последняя ясность, которой пугается мрак.

Александр Зорин

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /