ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вестники из иного мира

В наше время мрачные колдуны и вампиры актуальнее розовых фей

Надежда Муравьева :: 06 апреля 2006

В загадочной истории под названием "О том, как меня посетили вестники" Даниил Хармс так описывает приход этих странных сущностей: "В часах что-то стукнуло, и ко мне пришли вестники. Я не сразу понял, что ко мне пришли вестники. Сначала я подумал, что испортились часы..."

Дойдя до конца рассказа, мы понимаем, что так и осталось неясным, кто такие эти вестники, более того, в этом и кроется вся суть истории. Налицо сквозная, изумительная тайна бытия, и это, собственно, и есть самое главное. Хорошие писатели прекрасно чувствуют такие вещи. Ничего не нужно объяснять: пусть остается тайна.

Но мы все-таки попробуем разобраться, с чего бы это вот уже целые тысячелетия – до всякого Хармса – население земли совершенно не в состоянии жить без "вестников", без волшебства, хрупкого ощущения чуда и нашей причастности к оному. Ведь совсем не значит, что "вестники" не страшные. Как всякие выходцы из иного мира, из параллельных измерений, они жутковаты, и их приход пугает. Как писал Хармс, "сердце мое стучало, и я боялся потерять сознание. "Надо выпить воды",– сказал я".

Настоящее волшебство, невероятная изнанка бытия, вовсе не похоже на розовую фею из французских сказок для юношества. Но именно феи-то в наше время не котируются. Довольно-таки многочисленные книги и фильмы о невероятном и колдовском вовлекают зрителя в мир волхвователей и вампиров (как "Дневной дозор", к примеру) или в плен суровой реальности школы Хогвартс, где бедный Гарри Поттер противостоит целому сонму кошмаров. Даже в, казалось бы, безобидной и детской "Нарнии" решаются, как это ни удивительно, вопросы жизни и смерти. Волшебный мир строг и суров, в нем не делают поблажек, его законы святы и непоколебимы. Но вместе с тем пространство чудесного что-то такое говорит душе, что никакая притча и сказка с моралью в конце в духе Шарля Перро нашептать не сумеет. Ощущение такое, что в парадоксальном воздухе "Гарри Поттера" разлито куда больше истины, чем в наставлениях фей-крестных.

Возможно, все дело в том, что наш душевный состав не просто неоднороден, а противоречиво, невероятно неоднороден, "мы сотканы из вещества того же, что наши сны". Можно добавить, что фильмы про волшебное в определенном смысле и служат отражениями наших снов и душ, если уж на то пошло. Парадоксальность человеческого устройства, его мифическая подоплека ведут нас по пути страшных сказок. Иногда это настолько похоже на внутреннюю реальность, что трудно отличить одно от другого. "Тут я понял, что ко мне пришли вестники, но я не могу отличить их от воды. Я боялся пить эту воду, потому что, по ошибке, мог выпить вестника..."

Действительно, подчас вестника иного мира легче легкого спутать с водой. Весьма вероятно, что он и есть эта самая вода – стихия бессознательного, которое творческим усилием творит свои символы и разбирается с корневыми мифами, что лежат на самом дне времен.

Приходится признать, что наши отношения с мифическими, чудесными измерениями, тяга к тайне – вовсе не плод нашей злосчастной эпохи, выхолощенной массовой культурой. "Гарри Поттер" с его двумя реальностями, чародеев и маглов-простаков, две ипостаси героев двух "Дозоров", шкаф – вход в иное измерение в "Нарнии" нужны нам вовсе не потому, что, дескать, чуда в нашей жизни больше нет. Это было бы слишком простым объяснением.

Пожалуй, некоторым ключом к разгадке вышесказанного можно и в самом деле назвать это двуединство миров, явь и смысл которых ощущается кожей, сердцем и солнечным сплетением. Душа словно бы всегда ощущала, что за зримой повседневностью, даже в самой ее ткани присутствует что-то, чему названия нет. А уж коли оно присутствует, можно как-то незаметно перейти из одной залы в другую, из видимого – в не менее видимое. Просто для этого нужно прислушаться к сказочному бормотанию души.

Где-то на перекрестке сознания и бессознательного мы чувствуем, что одно перетекает в другое. Так струится вода по сообщающимся сосудам. "Но как их найти? И на что они похожи? Я помнил, что не мог отличить их от воды, значит, они похожи на воду. Но на что похожа вода? Я стоял и думал".

Это все, конечно, не значит, что мы вынуждены с утра до вечера пребывать в душевной реальности и иметь дело с мифами во всей их красе. Из волшебного шкафа можно (а иногда и нужно) выйти, на время каникул резоннее всего вернуться обратно в мир маглов. Даже в мире "Дозоров" можно повернуть время вспять и завязать с невероятной действительностью. Похоже, что нам вообще свойственно выходить и входить в некие душевные двери – пребывая временно в пространстве, требующем чуда, и снова устремляясь к прозе земного существования.

"Я стал шарить под шкапом и под кроватью, думая хотя бы там найти воду или вестника. Но под шкапом я нашел среди пыли только мячик, прогрызанный собакой, и под кроватью какие-то стеклянные осколки. Под стулом я нашел недоеденную котлету. Я съел ее, и мне стало легче. Ветер уже почти не дул, а часы спокойно тикали, показывая правильное время: без четверти четыре".

И все-таки, как ни важен выход наружу, вернуться в наше собственное параллельное измерение жизненно важно – ведь там (невзирая на все опасности и препоны) можно обнаружить некие алхимические летучие составы, которые куда как пригождаются в мире прозы. Хотя в Хогвартсе не очень безопасно, Гарри Поттер должен вернуться туда (вместе с преданным зрителем и читателем), дети рвутся обратно в шкаф, хотя порой вход оказывается запечатан, и единственное, что их ожидает, это старые, пыльные шубы в глубине.

Наша привязанность к миру Хогвартса так же парадоксальна, как и он сам. Мы там и не там, мы хотим уходить и возвращаться, и в то же время не желаем этого. Иногда, правда, выясняется, что мы не успели ухватить момент перехода, он произошел без нашего на то сознательного согласия. Фильмы же, эти сны наяву, позволяют нам оказаться среди обитателей мифических гор и ручьев, когда мы этого пожелаем, по собственному почину, и, набравшись сил, покинуть зачарованное место.

И все снова возвращается на круги своя (на время, конечно).

"Ну, значит, вестники уже ушли", – сказал я себе и начал переодеваться, чтобы идти в гости".

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама