Сегодня переживаемое нами время, наступившее после недавних десятилетий коммунистически-материалистического безбожия-атеизма, характерно возвращением к Богу. Но возвращение это имеет своей особенностью то, что, как и в доатеистический период, путь к Богу опосредован через религию. А поскольку в нашей стране более тысячелетия ведущей религией является ислам, то, соответственно, у нас такое возвращение к Богу происходит через возвращение к исламу. Все это в данной ситуации закономерно ведет к усилению в обществе религиозности, клерикализма и даже фанатизма. А это как ни парадоксально не только не возвращает нас к Богу, к его сути и сущности, а наоборот, быть может, еще дальше отдаляет нас от Бога.
В процессе объяснения данной истины неминуемо приходится отвечать на ряд очень важных вопросов, ответы на которые могут очень многое прояснить для людей, ищущих Бога, но самостоятельно способных лишь на то, чтобы подпасть под влияние религиозной пропаганды, которая сегодня беспрепятственно выливается на общество и через мощные динамики-звукоусилители мечетей ежедневно по несколько раз будоражащие население, и через бумажные, радиотелевизионные, интернетовские СМИ, и через книжную продукцию и даже образование и т.д.
Обычно первой фундаментальной посылкой, с которой мне приходится начинать общение с людьми, ищущими Бога, но в силу своего познавательного развития, находящие его именно в религии, в частности с мусульманами, является та, которая отвечает на вопрос, для многих представляющийся неуместным в качестве вопроса и аксиоматичным в качестве утверждения, а именно: "Коран от Бога?". И я всегда очень четко и лаконично отвечаю, что нет, Коран так же, как и все остальные почитаемые за "священные" книги, является плодом человеческого ума и труда. Тогда у богоискателей обязательно возникает следующий вопрос: "Как Коран мог быть написан Магомедом, если, как принято считать, он был необразованным?". И я пытаюсь в своем ответе на данный вопрос предусмотреть все возможные варианты-предположения относительно реальной биографии Магомеда. Да, возможно, что Магомед не прошел школы, не получил школьного образования, но это вовсе не означает, что он был необразованным или неграмотным человеком. Он, скорее всего, был самообразованным человеком, и косвенно на это указывает сам Коран. Но даже если принять за основу то, что он так и не научился читать и писать, это может означать лишь то, что он был неграмотным, но вовсе не то, что он был необразованным. Ибо, обладая достаточно хорошей памятью, он мог прекрасно запоминать все созданные им суры и каждый раз читать окружающим и диктовать секретарям точь-в-точь их такими, как однажды они им были написаны в уме.
Следующий вопрос, которого обязательно приходится касаться в своем общении, это: "Все ли в Коране истина?". При этом я говорю, что истины бывают разные. Говоря об истине, люди, вероятно, подразумевают абсолютную истину, то есть самого Бога. Если подразумевать именно это под истиной в Коране, то ее там очень и очень мало, хотя есть в этой книге и житейские, и бытовые, и исторические, и правовые и т.д. истины. Но наряду с этим с точки зрения нынешнего уровня знания и познания Бога, окружающего мироздания, в Коране есть и пересказ прежних измышлений, и безобидная выдумка, и даже прямая ложь. Вся эта "антиистина", оставаясь субъективно неразличимой с имеющейся в Коране "истиной", превращается в очень опасную и вредоносную для тех, кто весь Коран в целом принимает и почитает за "истину в последней инстанции", т.е. для самих мусульман, для их настоящего и для их будущего.
После демонстрации такого подхода к Корану мне, как обычно, задают вопрос, видимо, желая прояснить для себя мое отношение к Богу: "В таком случае, как вы считаете, есть ли Бог?". И я опять же очень четко и лаконично отвечаю, что да, безусловно. Но здесь самым главным должно быть то, каково определение Бога, какова суть Бога. Если под этим понимать абсолютную видимую и невидимую сущность, абсолютное знание, абсолютную истину, абсолютное добро, абсолютную справедливость и т.д., одним словом, абсолют всего того, что есть, что может и чего не может додумать человеческий разум, то да, такой Бог есть.
Если же представлять его в некоем сказочном, уподобленном человеку и человеческим прихотям виде, то, конечно же, это всего лишь недоразвитое человеческое представление о Боге, не имеющее ничего общего с истиной бытия. Исходя из сказанного мною, мне задают следующий вопрос: "Получил ли все же Магомед откровение от Бога?". На что я отвечаю, что вполне возможно. И, судя по некоторым истинам в Коране, скорее, да, чем нет. Но, самое главное, при этом это то, как Магомед и каждый получавший до него эти откровения от Бога, каждый раз распоряжались и распорядились этими откровениями?.. Вслед за этим вопросом задается как бы вытекающий из него, с точки зрения богоискателей, следующий вопрос: "Это откровение и есть Коран?". Я, прекрасно понимая, что такой вопрос является следствием ложного представления людей о понятии "откровение", отвечаю, что нет. Коран это плод мысли, фантазии, услышанного, прочитанного Магомедом, созревший и сформировавшийся после возможного получения откровения. Но Коран это вовсе не откровение. Как только люди поймут, осознают, что такое "откровение" и каким оно бывают, то в этот миг и начнется начало конца религиозности, и наступит эпоха истинного богопознания.
Как обычно следующим вопросом, ответ на который хотят от меня услышать, бывает: "Имеет ли пророк перед Богом какие-либо преимущества по сравнению с обычным человеком и даже с неверующим?". На что я отвечаю, затрагивая проблему "откровения", что прежде всего надо понять, кто такой пророк. Пророк это человек, который получил от Бога откровение, которое представляет собой односложный приказ. Ну, например: "Встань, иди, делай то-то и то-то, ты тот-то и тот-то!". И все. Ну и, безусловно, второй частью этого откровения является то, что Бог в тот же миг раскрывает перед избранным самого себя, то есть бездонный мир абсолютного знания, из которого каждый избранный в меру своих личностных способностей, интересов и страстей почерпает то, что может черпнуть. Однако все это не только не дает никаких преимуществ избранному перед другими людьми, ибо он как был обычным человеком, таким же обычным человеком и остается; но избранный должен осознать, что отныне единственное его право это исполнять свои обязанности перед создавшим его Богом и во всем стремиться делать только одно добро, избегая какого-либо зла. То есть единственное преимущество избранного это не иметь никаких преимуществ и иметь одни только обязательства и обязанности. Ибо чем больше человек знает и понимает, тем больше с него требуется и востребуется. Все это понять и принять людям, привыкшим к простому, односложному поглощению ложных, надуманных тысячелетних стереотипов; осознать индивидам, подверженным психологии толпы и фактически не доросших до уровня и состояния той личности, какой в потенциале изначально каждого из них создал Бог, бывает очень сложно, и поэтому стремясь меня в чем-то уличить, сами того не ведая, они задают очень желанный и очень ожидаемый мною вопрос: "Религия от Бога?". На что я односложно и категорически отвечаю, что нет, всякая религия от человека. Всякая религия создана человеком и создана для человека. Бог ни к одной религии не имеет прямого какого-то отношения. Тем более что Бог в своих отношениях с человеком не нуждается в какой-то религии. Это человек нуждается в чем-то для общения с Богом, и это что-то вовсе не религия, а единственное только знание, познание абсолютного знания, которое и есть одним из самых главных определений самого Бога. Вслед за предыдущим вопросом часто с недоумением или даже с нотками осуждения в голосе задается вопрос: "Вы против веры?". На что я пытаюсь ответить честно и объективно, что верить можно в то, что от тебя скрыто, что тебе не ведомо. Верить можно какому-то слову, в какое-то явление, верить можно кому-то и чему-то, но как можно верить в Бога, которого ты ощущаешь, слышишь, видишь с первого мгновения твоего, как минимум осознанного тобой, существования? И как можно на такой вере построить отношение к Богу? А ведь религия все свои отношения с Богом строит именно на вере. В этом смысле я, конечно, против веры как способа связи с Богом. Бога надо знать, чувствовать, узнавать и познавать. И познание это как для одного человека, так и для всего человечества бесконечно. И именно в таком познании и заключен истинный смысл человеческого бытия.
Бог не скрыт, как утверждает религия и вера. Бог всюду. Бог во всем. Бог везде. Бог максимально открыт для человека, но человек мало того, что инертен в своем познании, ему еще и навязываются полная слепота и глухота по отношению к Богу. И, как это ни прискорбно, именно такое состояние выдается как самое приемлемое для взаимоотношения с Богом. Однако при всем при этом я, конечно же, понимаю, что сознание людей, их представления и стереотипы невозможно перевернуть в один миг, и потому предельно толерантен ко всем существующим религиям. И всякую критику их устоев всегда пытаюсь вести в корректной форме. Чтобы, конечно же, не обидеть религиозных чувств людей. Даже, зная прекрасно, что эти их представления в большинстве своем есть ни что иное как заблуждение, способное только отдалить их от того самого Бога, в которого они столь неистово и в большинстве очень искренно веруют. После такого моего ответа некоторые богоискатели с какой-то отчужденностью, а некоторые с каким-то недоумением задают очередной, как им представляется, "очень острый" вопрос: "Вы против устоев исламской веры: намаза (молитвы), хаджа и т.д.?". И я отвечаю, пытаясь наставить их на путь истины, повернуть их от тупикового пути на путь, единственно ведущий к Богу. Я говорю им, что прежде всего истинный дух ислама сам против этих столпов, попавших в наследство первым мусульманам от их предков и современников язычников.
Но, к сожалению, этот истинный дух ислама, отраженный в Коране, словно бы растворяется в Коране же категорическим императивом закрепленных здесь таких столпов, как намаз, хадж и т.д. Именно этим и вдобавок к этому человеческой ленью и инертностью мысли и объясняется то, что на протяжении всех веков существования ислама мусульманам, с точки зрения понимания и с точки зрения их соблюдения, наиболее легкодоступными были и все еще остаются именно эти столпы-предписания, нежели тот истинный дух, за которым и скрыто то, что было открыто Богом избранному среди своего племени Магомеду. Ну, а то, что в каждом племени свой избранник перед Богом, об этом говорится почти в каждой суре Корана...
05.04.2006
Источник: Эхо (Баку)