Бубен и магические бубенцы предложила использовать для борьбы с пьянством среди земляков нарколог Любовь Пассар. Вдохновил ее на это опыт удэгейского целителя Василия Дункая, который проводит особые обряды очищения в национальных селах Красный Яр и Гвасюги, что в Приморском крае.
По подсчетам Пассар, количество сильно пьющих там за год снизилось почти на 15 процентов. И теперь она предлагает коллегам не стесняться использовать шаманские методы.
Действительно, у жителей национальных поселений Приморского и Хабаровского краев давно наблюдается неистребимая тяга к "огненной воде". Взять обитателей маленького поселка Улика, затерянного среди болот и тайги. Здесь, по словам местного жителя Геннадия Актанко, пьют поголовно.
Сегодня на 150 жителей приходится более полусотни хронических алкоголиков, говорит глава администрации поселка Виктория ЮКОМЗАН. Многие пьют оттого, что работы нет, так как рыболовецкий колхоз развалился. Вот и вынуждены местные жители вести натуральный обмен с приезжими предпринимателями, которые за рыбу, мясо, папоротник и ягоды расплачиваются дешевым техническим спиртом.
И хотя бригады наркологов работают в поселке наездами уже десять лет, отвадить от спиртного медикам за это время удалось лишь четырех жителей Улики. Проблемы с алкоголем отразились даже на местной политической жизни. Непьющий деревенский электорат устроил импичмент главе администрации Виктору Удинкану.
Силы воли у него не хватило. В общем, спился он, а мы собрали сельский сход и отправили его в отставку, пояснил местный охотник Валерий ВОЛОСНЯКОВ.
Понятно, почему в таких условиях у администрации Улики и наркологов остались надежды только на шаманов. Традиционная религия лесных народов ограничивает употребление алкоголя. Водка и вино в шаманском представлении пища для богов и духов, а не напиток для регулярного употребления простых смертных. Собственно, эту идею и пытается донести до земляков бывший удэгейский охотник, а ныне шаман Василий Дункай.
На первый обряд перед сельским клубом собралось около ста человек. Шаман приказал всем встать на колени и, сложив руки в молитвенной просьбе, стал взывать к нанайским богам. Далее Дункай несколько раз выходил в круг с бубном, пытаясь ввести окружающих в состояние транса. Вся процедура проходила около часа. Приведет ли это к каким-либо результатам, пока неизвестно, но примечателен уже тот факт, что жители поселка после обряда очищения решили построить мел так аборигены называют место поклонения своим традиционным богам.
11.04.2006
Источник: Труд