В непрерывном водовороте повседневных дел могут остаться незамеченными важные события из нашей истории. А не хотелось бы... В 1925 году отдельным изданием вышла книга профессионального революционера Емельяна Ярославского "Библия для верующих и неверующих". Тогда же научное общество "Атеист" выпустило первое русское издание книги Лео Таксиля "Забавная библия", а второе издательство "Безбожник" в 1930 году. В 1961 году в разгар хрущевского наступления на церковь Госполитиздат переиздал ее.
Емельян Михайлович Ярославский (Миней Израилевич Губельман) родился в 1878 году в Чите. Как и у многих профессиональных революционеров, образование у него низшее. На 14-м году окончил городское трехклассное училище. В энциклопедии "Деятели СССР и революционного движения России" отмечается: "Упорным трудом ему удалось преодолеть латинскую премудрость за 4 класса гимназии с помощью одного сверстника-гимназиста, выдержать экзамен за 4 класса гимназии и сделаться аптекарским учеником". На этом курс наук завершился. После победы революции Е. Ярославский был секретарем ЦК партии, членом редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик". С 1939 года академик АН СССР, автор многих работ по истории партии, пламенный пропагандист идей марксизма-ленинизма.
Лео Таксиль (Габриэль Антуан Жоган-Пажес) родился в 1854 году в Марселе, известный французский журналист-атеист. В июне 1897 года выпустил книгу под названием "La bible amusante" "Забавная библия", которую спустя несколько лет после Октябрьской революции издали на русском языке.
Случайно или закономерно появилось почти одновременное издание этих антирелигиозных книг?
Советская власть взялась за церковь практически сразу после выстрела "Авроры" гораздо раньше индустриализации, коллективизации, первого пятилетнего плана. Уже на заседании совнаркома 30 ноября 1917 года повестка дня дополняется вопросом "О передаче монастырей в ведомство государственного призрения". 4 января 1918 года принято правительственное постановление об упразднении придворного духовенства, реквизиции всего имущества в помещениях церквей Кремля. 24 января принимается решение о предоставлении наркоматам права закрывать церкви при государственных учреждениях, а также домовые церкви. Тогда же публикуется декрет совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. 12-й пункт декрета гласил: "Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют". Это открывало путь к правовому беспределу по отношению к церкви и ее служителям.
Историки отмечают 4 массовые кампании, направленные против церкви. Первая ноябрь 1917 года 1919 год: начало закрытия монастырей, храмов, реквизиция их имущества, лишение церкви прав юридического лица. Вторая 1919 1920 годы: вскрытие святых мощей, лишение духовенства политических прав. Третья с конца 1920 года: раскол православной церкви, ее разложение изнутри. Четвертая с начала 1922 года: разграбление всех церквей, расстрел священнослужителей. Свобода совести насаждалась огнем и мечом.
Не обошло, естественно, общее лихо стороной и нашу республику. Исследователи Б. Детчуев и В. Макуров в своей работе "Государственно-церковные отношения в Карелии (1917 1990 гг.)" подробно рассказали об этом на основе архивных источников, рассекреченных в последние годы. До революции на территории Карелии насчитывалось около 600 церквей и большое число часовен. К 1941 году в республике остались 2 действующие церкви. К началу перестройки их количество возросло до 5.
В конце 20-х начале 30-х годов гонения на церковь и верующих достигли широкого размаха: закрывались молитвенные здания, разрушались храмы, в том числе и представляющие собой ценные архитектурные памятники, большинство религиозных объединений прекратило свое существование. Религия и верующие рассматривались как враждебные социализму силы, в отношении служителей культа использовался в основном один метод жесткие репрессии.
30 июля 1918 года совнарком запретил колокольный звон во всех церквах: он якобы мешал трудящимся отдыхать после трудового дня. Поруганные чувства верующих в расчет не принимались.
22 октября 1918 года впервые в Советской России вскрыли святые мощи. Эта кощунственная акция была произведена в Олонецкой губернии в Александро-Свирском монастыре. Из 40 реквизированных пудов чистого серебра в виде церковных изделий часть была определена в музеи, часть роздана крестьянам, а часть переплавлена в слитки. Несколько священников вместе с настоятелем монастыря были расстреляны без суда и следствия. Именно здесь произошло первое вооруженное столкновение чекистов с верующими. Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий изучила массу архивных документов и пришла к неутешительным выводам: "Священников и монахов распинали на царских вратах храмов, расстреливали и душили, делали из них ледяные столбы, обливая холодной водой. В начале 20-х годов под предлогом помощи голодающим Поволжья было изъято церковных ценностей на два с половиной миллиона золотых рублей. Однако на покупку продовольствия, по имеющимся данным, ушел только один миллион, остальные были направлены на нужды мировой революции".
К концу 1922 года советская власть посчитала, что процесс отделения церкви от государства завершен, но отделить религию от людей не удалось. Хотя поле для насильственного насаждения атеизма удалось расчистить основательно. Тут-то и были востребованы книги Е. Ярославского и Л. Таксиля.
Как раз в это время начинает выходить антирелигиозная газета "Безбожник", где Емельян Ярославский активно сотрудничает и публикует главы из "Библии для верующих и неверующих". В 1925 году она выходит отдельной книгой и в советские времена многократно переиздается. Кроме того, ее активно переводили на другие языки, чтобы братья по классу из стран социалистического лагеря не остались без духовной пищи.
Библию не зря избрали мишенью для критики она является основой христианского вероучения. Оба автора используют один прием ерничанье над первоисточником, издевательство над тем, что для верующего человека свято. Правда, в предисловии к "Забавной библии" Лео Таксиля упрекают в том, что он недостаточно полно вскрыл классовые корни процессов, происходивших в древние времена, не ответил и на естественнонаучные вопросы. Однако в плюс ему засчитывают неистощимый юмор, едкий сарказм, ироничный тон. Ирония, правда, постоянно переходит в глумление.
Емельян Ярославский в свою очередь раскрыл классовую сущность библейского учения об обществе, государстве, взаимоотношениях между людьми. Выпускник четвертого класса гимназии так формулирует свою задачу-максимум: "Мы разоблачаем Библию как орудие религиозного обмана, мы боремся против попытки поработить сознание рабочих и крестьян библейской моралью".
Диктатура пролетариата пыталась сформировать нового человека. Религия становилась камнем преткновения на пути к этой цели. Веру в Бога Емельян Ярославский и его соратники решили заменить верой в коммунизм.
При всем сходстве книг Е. Ярославского и Л. Таксиля есть одно важное и существенное различие, о котором советская пропаганда всегда умалчивала. "Забавная библия" вышла во Франции в период, когда там никаких гонений на церковь и верующих не велось. Религиозное и атеистическое сознание вполне мирно сосуществовали. Любой верующий имел возможность почитать подлинную Библию ее не запрещали и не реквизировали.
Книга Е. Ярославского вышла в период, когда государство карательными действиями пыталось убедить рабочих и крестьян, что религия мешает им правильно воспринимать идеи коммунизма. Церкви закрывались, священников физически уничтожали, а вместо запретной Библии предлагали "Библию для верующих и неверующих".
Советская власть серьезно взялась за души и умы людей. Многое ей удалось порушить в сознании, причем весьма основательно: до сих пор восстановить не можем...
13.08.2005
Источник: Карелия (Петрозаводск)