ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Многодетность в проектах и в реальности

Решение о численности детей принимают родители – и хорошо, если они понимают свою ответственность

Светлана Старшова :: 14 апреля 2006

На вопрос, сколько рожать детей, можно ответить по-разному. Зависит от точки зрения. Для простого воспроизводства населения каждая пара должна иметь в среднем трех детей – с запасом: ведь есть одинокие и бесплодные. Так сказать, за себя и за того парня (соответственно и за ту девицу). Правительства европейских стран, где население сокращается (это явление вовсе не специфически российское, рождаемость низкая во всех развитых странах, другое дело, что там нет такой колоссальной смертности в молодых возрастах, как у нас), принимают все возможные меры, в первую очередь экономические, чтобы увеличить рождаемость.

Совсем иные проблемы в развивающихся странах. Опасность перенаселения, грозящая Земле, идет оттуда. Какое может быть развитие, если количество людей увеличивается с такой скоростью, что никакой пищи не хватит. Единственный выход – хоть как-то ограничить рождаемость. В Китае, где рост населения чреват катастрофой, в соответствии с проводимой властями демографической политикой семье, проживающей в городе, разрешено иметь не более одного ребенка, семьям, проживающим в сельской местности, – не более двух, если первый ребенок девочка. В Индии такими методами, как в Китае, действовать нельзя, но тоже рост населения никакой радости не вызывает: это означает рост умирающих от голода.

Контрацепция радикально изменила судьбу женщины. Она уже не проводит всю жизнь в непрерывных беременностях, родах и вскармливании младенцев, но получает профессию, работает и становится независимой, что тоже, как принято выражаться, дорогого стоит. Угроза, что муж бросит, уже не страшна, ребенка мать и сама поднимет.

С другой позиции смотрят на рождаемость религиозные деятели. В соответствии с догматами всех трех основных религий – христианства, ислама и иудаизма – детей должно быть столько, сколько Бог дает, иными словами, сколько получится. У тех, кто строго следует такому принципу, получается очень много. В арабских странах детей столько, что родителям не жалко, если один из них станет шахидом. В ультрарелигиозных районах Израиля детей тоже много, но у большинства израильтян семьи малодетные.

В христианских семьях, даже самых рьяных верующих, потомство невелико. С тех пор как появились методы предупреждения беременности, супружеские пары перестали сваливать на Бога все заботы по поговорке "Бог дает дитя, дает и на дитя" и начали исходить из собственных возможностей, из соображений, сколько детей в силах вырастить.

Вообще, надо сказать, приверженность христианству существует как-то отдельно, а супружеская практика – отдельно. Католическая Церковь не благосклонна к противозачаточным средствам, однако в Польше, ее верной дочери, где костел строят прежде, чем больницу, многодетные семьи наперечет.

Что касается Русской Православной Церкви, то она, в целом относясь к предупреждению беременности отрицательно, тем не менее проявляет большую гибкость, чем Католическая Церковь. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых Архиерейским Собором в 2000 году, различаются противозачаточные средства, обладающие абортивным действием, искусственно прерывающие на самых ранних стадиях жизнь эмбриона и поэтому рассматриваемые как аборт, и такие, которые не связаны с прерыванием уже зачавшейся жизни. Они к аборту не приравниваются. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается, что супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Духовник же, к которому они могут обращаться за советом, должен принимать во внимание конкретные условия жизни этой пары, ее возраст и здоровье.

С точки зрения биологии абортивным действием обладают внутриматочные спирали и высокодозные гормональные контрацептивы, относящиеся к "экстренной контрацепции" (такой препарат на российском рынке всего один, и большинству женщин он известен), к неабортивным можно отнести все современные низкодозированные гормональные контрацептивы и презервативы.

К сожалению, в последнее время религиозные догматы стали почвой для безудержной демагогии и даже истерии. Распространяются дикие слухи о каких-то женских консультациях, где беременных женщин склоняют к абортам, чуть ли не насильно их делают. Очень удобные слухи для медицинских чиновников, которые в соответствии с пресловутой реформой здравоохранения порываются закрыть женские консультации и детские поликлиники. Еще круче страшилки, видимо, чтобы было убедительнее, от имени некоего швейцарского деятеля, о вреде гормональных контрацептивов, которые якобы приводят к раку, бесплодию, переломам костей и облысению. Весь мир пользуется этими контрацептивами уже много лет (со времен сексуальной революции 60-х гг.), и что-то незаметно, чтобы женщины в Европе и США стали лысыми инвалидами или чаще болели онкологическими заболеваниями, чем, например, в России. Сочинения неведомого швейцарца, которые были представлены на стенде выставки против абортов, проходившей в Саратове в начале 2005 года, заставляют усомниться в психическом здоровье их автора.

В России реально придерживается религиозных предписаний лишь небольшая часть общества. Это ведь не стоять на Пасху в престижном храме и не демонстрировать бриллиантовый крестик на прекрасной груди. Остальные живут, как получится. Получается по-разному. Вероника Долина поет:

Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила,
Всех видов и мастей.

Живущие без затей именно так и делают – рожают детей, не задумываясь, что с этими детьми дальше будет. В лучшем случае оставляют их в родильном доме, бросают на улице, не заботятся о том, чтобы накормить, одеть.

По данным Генеральной прокуратуры, в стране около 2 млн. беспризорных и безнадзорных детей, и, заметьте, большинство из них имеют и маму и папу – только они обычно, выполняя регулярно свою репродуктивную функцию и повышая демографические показатели страны, в дальнейшем родительских забот не проявляют. Сколько таких детей на самом деле, неизвестно. Они живут в антисанитарных условиях, часто в криминальной среде, подвергаются различным видам эксплуатации со стороны взрослых, в том числе сексуальной. Половина этих детей больны. Вот данные, опубликованные в "Вестнике Совета Федерации ФС РФ" за 2003 год. В 2001 году в столице зарегистрировано 33 тыс. детей-бродяг, среди которых пятую часть составляют москвичи. Основная масса их (82-86%) – самовольно ушедшие из дома из-за жестокого обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и по многим иным причинам. Остальную часть беспризорных составляют дети, оставшиеся без родителей в результате трагических обстоятельств (8-9%), брошенные родителями в процессе совместной миграции (4-5%), сбежавшие из специальных учреждений (5-6%) и скрывающиеся от суда и следствия (0, 5%).

Дети убегают из интернатов, детских домов, от родителей, с которыми жизнь похожа на ад. Малолетние бродяжки часто вынуждены прибегать к самому доступному способу заработать – торговле собой. Это делают не только девочки, но и мальчики, причем на самом деле традиционной сексуальной ориентации, но предлагающие услуги гомосексуалистам. Сотрудники организаций, работающих с этой категорией, говорят, что, если ребенок выжил на улице в течение трех месяцев, тем более полугода, его уже не вернуть к нормальному существованию.

В одном из своих недавних выступлений заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Герасименко заявил, что беда России не только в малом количестве, но и в, так сказать, низком качестве детей. Он имел в виду, что младенцы, зачатые в состоянии алкогольного опьянения, отпрыски наркоманов, алкоголиков большей частью рождаются умственно и физически неполноценными, олигофренами. Многодетная семья, мечта – во всяком случае, на словах – многих демагогов, в реальности выглядит порой как десяток никому не нужных детей от неизвестных отцов или от известного, но вечно пьяного отца, опохмеляющегося в компании матери. Зачинали походя и рожали, не задумываясь.

А сколько детей не забирают из родильного дома! Причем не только матери-наркоманки, но и нормальные, даже семейные женщины. Заранее знают, что не возьмут ребенка. Одна такая, совсем молоденькая, лежала рядом со мной в родильной палате. Двое детей уже есть, третьего не прокормить. Аборт вовремя не сделала, муж презерватива не признает, сама не знает, как пользоваться противозачаточными средствами.

Муж презерватива не признает – типичная российская ситуация. Наши мужчины мало думают о здоровье своих подруг. При этом детей не хотят. Женщины, чтобы не делать аборт, должны сами позаботиться о контрацепции. Хорошо, если знают как. Даже девочки-подростки, как правило, прекрасно осведомлены об ухищрениях секса, но понятия не имеют, как предохраниться от его последствий. Пусть даже последствия – не ВИЧ и не венерическая болезнь, а беременность. Не знают об этом, как ни странно, и вполне взрослые замужние женщины. Акушеры-гинекологи в один голос говорят, что отказ от программы планирования семьи нанес удар по женскому здоровью.

Наивно предполагать, чтобы молодежь сохраняла девственность до вступления в брак. Наоборот, сексуальные отношения начинаются все раньше. И если с этим ничего нельзя поделать, пусть хотя бы не производят аборты и не рожают детей. Ничего хорошего, если рожает несовершеннолетняя, ни для нее самой, ни для ребенка.

"Когда б мы жили без затей..." Но в современном мире без затей не получается. Родить ребенка здоровой женщине проще всего. Еще проще мужчине сделать его. "Но чтоб иметь детей – кому ума недоставало" – Александр Грибоедов, между прочим, "Горе от ума". Поднять их, вырастить хорошими людьми, дать приличное образование, возможность получить хорошую профессию, занять достойное место в жизни – голову сломаешь. Хорошо, у кого капитал, – можно нарожать хоть половину футбольной команды, потом каждому по "Челси" купить. Дюжина детей католика Роберта Кеннеди – тоже исключение. Следующие поколения этого знаменитого семейства куда менее плодовиты, хотя тоже католики.

А обычная пара заводит одного-двух потомков. Так во всех развитых странах. Поднять рождаемость – трудная задача. Для начала хорошо бы ликвидировать беспризорность.

14.04.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама