ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Небоевое крещение

Журналистка "РК" поработала сестрой милосердия

Мария Ряховская :: 17 апреля 2006

1-я градская больница первой в России возродила институт сестер милосердия. Практика показывает, что они дадут фору большинству выпускниц обычных медучилищ

Девять утра, воскресенье. Свято-Димитриевский храм столицы забит до отказа. Обывательский стереотип о том, будто в церковь ходят в основном старушки и женщины бальзаковского возраста, здесь не работает: множество молодых пар с детьми, совсем юные девушки в белых халатах и платках с красными крестами. Это сестры милосердия. Служба подходит к концу. К отцу Аркадию, настоятелю храма, выстроилась целая вереница людей со скрещенными руками – за причастием. Белой стайкой в углу храма собираются сестры и их добровольные помощники. В выходные "помогающих", как их здесь называют, как никогда много. Среди них и я. Меня качает от недосыпа и удивления: как это можно в воскресенье встать чуть свет и тащиться на другой край Москвы, чтобы опять работать?

Татьяна Павловна, старшая сестра сестричества, с лицом из девятнадцатого века, начинает "развод" по отделениям 1-й градской. Я попадаю в компанию со школьницей Юлей Никифоровой, учительницей физики Еленой Семеновой, преподавателем сестринского училища Мариной Филоник и молодым москвичом Игорем Корчагиным. Сегодня наш участок – неврология. Отделение из самых тяжелых. В свое время это было первое отделение, куда пришли православные сестры. По дороге разговариваем с Леной. Из подмосковного Видного она ездит сюда к утренней литургии, а потом нянчится с больными стариками, которые напоминают тех детей, с коими Лена воевала всю неделю на уроках. "Знаете, – говорит она, – мои школьные спиногрызы в храме превращаются в премилых созданий. До сих пор поражаюсь этому".

Входим в отделение. Морщу нос – так тяжелы больничные запахи. "Это еще что, – усмехается Лена, – вот в 90-м тут были настоящие авгиевы конюшни – сестры в обморок падали". Нас встречает постоянная сестра неврологического отделения, выпускница Свято-Димитриевского училища, координатор работы волонтеров Катя Суворова, круглолицая девушка 25 лет. На работу ездит тоже издалека – из поселка Мишутино, под Сергиевым Посадом. Нам с Леной по разнарядке поручили Серафиму Федоровну, старушку за 80; Игорь идет к своему любимцу с инсультом – один глаз закрыт, ходить сам не может; Юля идет помогать Кате, а психолог Марина – стирать личное белье больных.

"Маша, иди скорее сюда! – командует Лена. – Она у нас, бывает, дерется, поэтому подержи". Серафима Федоровна мотает головой, дергает ногами и норовит попасть пяткой мне по очкам. "Серафима Федоровна, мы вас мыть будем", – успокаивает ее Лена и берется за кувшин и губку. Что с ней? "Старческая деменция, или слабоумие", – отвечает Лена. И произносит что-то еле слышное, ласковое – Серафима Федоровна как будто затихает, но через несколько секунд опять начинает кричать "Помогите, убивают!" и крутиться волчком. Часа через полтора Серафима Федоровна вымыта, Лена довольна, я же опрометью бегу в туалет – снимать стресс. И там закуриваю.

В ванной по соседству Игорь заканчивает мытье своего "пациента". Работа тяжелая: дед здоровенный, сам никак не двигается, а Игорь – парень субтильный, потому едва его ворочает. Навстречу попадается Марина, со свежевыстиранным бельем и полотенцами. Стирка стариковских вещей – занятие не из приятных, но для Марины самое подходящее. Пока стирает – размышляет над своей диссертацией по христианской психологии.

А тем временем я хочу понять Игоря: что его-то заставляет столь экзотично по сравнению с его сверстниками проводить законный выходной? Игорь сначала впадает в пафос: дескать, когда Господь встретит нас на Страшном суде, он не будет спрашивать, сколько раз ты бывал в храме. Он спросит, сколько раз ты помог ближнему. Но потом Игорю вдруг надоедают высокие слова и он рассказывает про себя поразительные вещи: как напивался вместе с друзьями, скинами, в барах, как бил потом на улицах "черных" и как познакомился с одним из таких "черных" – армянином. Он-то и открыл ему глаза на христианство. "Как будто появился только затем, чтобы привести меня к вере, – вспоминает Игорь. – Потом я увидел по телевизору фильм об этой общине и стал сюда ходить. Когда я сам по себе, я добрый, хочу помогать людям, но как в компанию попадаю – прежним становлюсь. Так что здесь мое спасение. Не зря святые говорили: жить надо одному, если хочешь попасть в Царствие Божие".

А вот Катя Суворова, старшая над сестрами по отделению, к Богу и милосердию шла целенаправленно. "Перед поступлением в училище всех девушек испытывают: ведут в отделения, и через несколько дней те, кто не выдерживает, отсеиваются. Но и мне, прошедшей это послушание, поначалу пришлось тяжело. Помню первую свою больную: у женщины был рак, злющая была – ужас, сестер гоняла, кричала, что родственники ее оставили и она никому не нужна. Я едва пережила возле нее свои часы. А потом взяла и осталась сверхурочно. Ночная смена должна прийти только в восемь вечера, я и подумала: кто за ней будет ухаживать до этого? Останусь. Рассказывали друг другу о себе, в конце концов она меня со слезами благодарила, чего с ней прежде не случалось. Как же мне было легко и хорошо, так я поняла, что должна работать сестрой милосердия". Катя не замужем, о замужестве думает со страхом: "Этот крест будет потяжелее сестринского. Легкой любви вообще не бывает, ей надо учиться годами. Может быть, я здесь готовлюсь к замужеству, учусь любить". А мне все неймется: "Вот ты такая молодая, 25 лет, – спрашиваю,

– как же снимаешь дневной стресс? Как избавляешься от груза переживаний?" Катя не понимает. Ну, говорит, шью вот куклу для одной девочки, дома с племянниками занимаюсь – вот мой досуг. Но я настаиваю: ну, может, ты телевизор смотришь, чтобы отвлечься, гуляешь, по магазинам ходишь? Как расслабляешься? "А чего расслабляться-то, – недоумевает Катя и опять повторяет, – ну вот куклу шью для дочери священника". И вытаскивает недошитую куклу из-под подушки...

Слово "рекреационный", пришедшее к нам с Запада, неизвестно Кате. "Рекреационный роман", "рекреационный отдых", "рекреационное общение" – вот чем поглощены миллионы людей после работы. Вечер у голубого экрана, с бутылкой пива или в компании таких же, мечтающих "оттянуться". Катя же знает только созидательный досуг. Так его понимают и все те, кто приходит в Свято-Димитриевский храм. Течение жизни этих людей осмыслено и несуетливо, они серьезно относятся к каждому прожитому дню, они не только слушали, но и услышали слова утренней проповеди отца Аркадия: "Вспомним, для чего мы призваны из небытия".

Что же касается меня, то после трудового дня в 1-й градской, где получила свое первое "небоевое крещение", я побежала покупать сапоги. Есть у меня такой способ релаксации. Нет, не получилось бы из меня настоящей сестры милосердия.


Миссия выполнима

В Москве есть уголок, где не распалась связь времен

Голицынская больница (ныне один из корпусов Первой городской клинической больницы имени Н.И.Пирогова) была построена на средства, которые завещал русский посол в Вене Дмитрий Голицын. По имени святого, чье имя он носил, был назван основной храм больницы, построенный, как и другие здания больничного комплекса, архитектором Казаковым. В советские времена огромный круглый храм под античным куполом служил и кухней, и столовой, и холлом для курения. Подымить "Беломором" сюда выходили женщины, только что сделавшие аборт: это была рекреация для пациенток гинекологического отделения. Мозаики и барельефы были заставлены кухонными плитами, магазинными весами и шкафчиками для круп.

Сейчас храм святого благоверного царевича Димитрия – центр крупнейшей христианской общины Москвы. В 1990 году в храм стали стекаться те, кто впоследствии составил духовную основу общины – Свято-Димитриевское сестричество. Храм успела посетить Агриппина Кутомкина, окончившая училище Марфо-Мариинской обители, знавшая великую княгиню Елизавету, впоследствии канонизированную. Теперь силуэт преподобной мученицы Елизаветы на белоснежном барельефе встречает каждого, кто входит в училище. В ее честь назван домовый храм, оде проходят еженедельные сестринские литургии. На его стенах изображены святые диаконисы – женщины, которые в древней церкви несли особое служение милосердия. Вскоре было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, которое стало первым в постсоветской России медучилищем для православных. В него стали поступать люди самых разных профессий. Например, старшая сестра сестричества, Татьяна Филиппова, была геологом и поступила в училище в... 49 лет.

Монахини, врачи, иконописцы, психологи, геологи, жены священников, студенты, кандидаты наук, рабочие – все они ухаживают за больными и престарелыми в многочисленных заведениях, где трудится сестричество: в 1-й градской, в НИИ имени Бакулева, в НИИ имени Склифосовского, Морозовской больнице.

У сестричества три подшефных детдома, патронажная служба и богадельня. Сестры работают и в службе "Милосердие": старенький "пазик" собирает со всей Москвы бездомных, кормит и оказывает им помощь. Поначалу сестры трудились на безвозмездной основе, но по мере разрастания общины и умножения видов ее деятельности у сестричества стали появляться спонсоры, на чьи деньги созданы приюты. Теперь сестры работают за деньги, но для больных их помощь совершенно бесплатная, да и сестринская зарплата меньше, чем зарплата обычных медсестер. В сестричестве состоят около 500 сестер, большинству из которых нет и 30 лет. Никто не считал волонтеров, которые приходят им помогать. Сестричество проводит и миссионерскую работу, которой так не хватает сейчас православной церкви, тогда как Россия буквально кишит миссионерами-протестантами из США и Западной Европы. Летом сестричество совместно с другими православными общинами ездит в дальние миссионерские поездки, за последние годы в водах сибирских рек были крещены тысячи человек...


Слепой ведет слепого

Преподаватель психологии считает, что в жизни важнее быть христианином, чем психологом

После медучилища я пошла работать медсестрой в детское отделение. Там и обнаружилось, что мне нравятся не столько медицинские манипуляции, сколько разговоры с девочками. Они только ко мне и шли со своими бедами. Тогда-то я и решила стать психологом. Уже на первом курсе университета почувствовала себя без пяти минут Фрейдом: все знаю, все могу, осталось только подучиться методикам... Типичное самомнение первокурсницы. И только к концу обучения поняла, что знания мои не так уж обширны, а умения и того хуже. Сейчас работаю в Свято-Пантелеймоновском училище сестер милосердия. Профессионализацию проходила одновременно с воцерковлением. И вдруг оказалось, что психология не решает многих человеческих проблем. Психология, хоть и является наукой о душе (психо по-гречески и есть душа), ничего общего со знанием о душе не имеет. В одном из основных направлений психологии – гуманистической, которую основали Маслоу и Роджерс, считается, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, сама сущность человека якобы постоянно движет его в направлении личностного роста. Гуманистические психологи, как и многие обычные люди, полагают, что человек в высшей степени сознательное и разумное создание, которое утверждается, противопоставляя свое "я" другому "я". Согласно же святоотеческому учению, все наоборот: человек, живущий ради себя и собственных удовольствий, не развивается как личность. Личность не оскудевает лишь тогда, когда свободно отдает себя другим. Тогда она становится Божьим подобием. Сегодня, когда я преподаю в училище сестер милосердия, я уже не столь уверена, что именно знание психологии помогает мне в работе. Можно, конечно, научить будущих сестер милосердия разным психологическим практикам: с человеком надо говорить на равных, в настоящем времени, отказаться от догм... Но это мало что даст. Например, лежит в палате сантехник, а существует стереотип, что все сантехники – алкоголики. И ты неизбежно будешь смотреть на него как на отъявленного пьяницу. Психология! Но на самом деле, если ты христианин, ты жалеешь всех – и бомжа, и алкоголика. Так что можно сдать зачет по правилам диалога и при этом никогда их не применять. А можно ничего не знать про них и быть отзывчивым и милосердным. Не знаю, учу ли я будущих сестер милосердия тому, как облегчить душевные страдания больного? Я и сама это делаю больше по наитию. Сейчас учусь в аспирантуре Московского городского психологическо-педагогического университета. Думаю провести исследование по психологическим взглядам христианских богословов. Для меня вопрос соотношения христианства и психологии остается нерешенным. Ну посудите сами: в христианстве человек имеет возможность соединиться с Богом, и Господь уже сам врачует человека. А в психологии всего лишь два смертных – один пытается помочь другому. И если разобраться, оба бредут на ощупь, слепой ведет слепого. Не хочу отрицать психологию как науку, но иногда мне кажется, что я приношу больше пользы здесь, в больнице, стирая больным белье, чем в училище, преподавая психологию.

Марина Филоник,
преподаватель сестринского училища

17.04.2006

Источник: Русский курьер

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама