В чем только французского писателя Мишеля Уэльбека ни обвиняли и что мусульман обидел, и что религиозные секты пропагандирует, и что порнуху пишет. Но он как-то выкрутился и приехал в Москву мир посмотреть, себя показать, новый роман представить.
Мишель Уэльбек говорит сам о себе как о писателе: "Мне просто повезло". Ему 48 лет. Он считается самым скандальным писателем Франции. Этому послужили основанием его романы "Элементарные частицы" и "Платформа". Его дважды судили за "исламофобию" и порнографию но ему удалось выйти сухим из воды. Вероятно, просто повезло. "Платформа" история обычного мужчины и умной, сексуальной девушки, об их милых интимных развлечениях и счастье, которое навсегда оборвал бессмысленный теракт исламистов. Новый роман "Возможность острова", вышедший во Франции осенью 2005 года, зрелый плод размышлений о сексе, церкви, сектах, человеческом разуме... Любители называют Уэльбека пророком, закатывающим человечеству гигантскую истерику.
Стены Политехнического музея повидали всякое. Уэльбек не самое яркое их впечатление, но и не самое унылое. Публики собралось много, вся разношерстная по стилю одежды, молодая по возрасту и франкоговорящая по интересам. Вечер поддерживали, как столпы, четыре "атланта" Уэльбек как гений, Евгений Бунимович как ведущий, посол Франции как зритель и Швыдкой как чиновник. Когда тезка гения Михаил Швыдкой высказался, что "приход чиновника на литературные чтения парадоксальное и бессмысленное мероприятие", из зала раздался голос: "Это точно!" Швыдкой похвалил голос "молодцом" и продолжил про Уэльбека как антигосударственного писателя, про новый виток неореализма и про то, что тепло другой руки это и есть идеология.
Сам же герой вовсе не выглядел антигосударственным. Наоборот книжку Швыдкому подписал и руку жал. Человек, который подробно описывает сцены группового секса и в романах проклинает ислам на чем свет стоит скромный, почти испуганный, среднего возраста, в коричневом свитере и коричневых же брюках, худой, лысеющий, все время пьет воду, задумчиво глядя в потолок, и молчит. А если говорит, то с долгими паузами... не между словами, а между междометиями типа "э-э-э, ну, в общем, так, не знаю". Удивительно, что герой его знаменитой "Платформы" говорит также невразумительно думает он поинтереснее. А впрочем, Мишель был мил, иногда улыбался, дамам понравился (коих в зале было большинство) и читал хорошие стихи: "А когда-нибудь в час окончания ночи,/Когда ширится небо лазурью проточин,/Я уйду, я безмолвно тогда удалюсь..." и т.д.
Беседа с Уэльбеком, в общем, удалась: он рассказал о себе. О важности описаний секса в литературе он сказал, что раз это важно в жизни, должно быть важно и в литературе. Про мораль сообщил, что он верный последователь Шопенгауэра, который "ясно объяснил, что такое мораль. Есть Бог или нет для морали это неважно, так как мораль чисто метафизическое явление". Герои Уэльбека постоянно путешествуют, сам же автор не очень этим увлечен: "Мир прогрессирует, у нас есть столько возможностей для коммуникации, мир становится единообразным, что не обязательно плохо. Путешествие это полная смена впечатлений. А это удается редко". Целью путешествия Уэльбека в Россию почему-то назвали изучение классового неравенства в московских магазинах, однако Уэльбек просто сказал: интересно узнать, что стоит дорого, а что недорого. Рассказывал об одной секте, которая существует в 25 странах мира. "Она не тоталитарная, хотя догмы такие же, как в религии. Наука принесет нам бессмертие, создав новые, генетически бессмертные существа, перенос памяти через компьютеры. Она дает надежду на бессмертие, как религия. Из нее можно уйти когда угодно. В общем, это славная секта". В конце концов ему прислали записку с вопросом: "Что у вас там происходит во Франции?" Под общий хохот Мишель серьезно ответил: "Почти ничего".
Евгений Бунимович провел вечер умело и весело, частенько "шевеля" Уэльбека шутками. Под финал он с чувством зачитал записку из зала, адресованную Уэльбеку: "Спасибо за сочувствие к человеку".
Евгений Абрамович, вам самому-то нравятся романы Уэльбека?
Конечно, иначе я бы не согласился провести вечер. Он продолжает классическую для Франции традицию Бодлера, провокации и "проклятых" вопросов, которые заставляют нас идти дальше, чем обычно, и живо реагировать. Роман мертв Уэльбек делает так, что роман жив, и хочется читать дальше. Через все его провокации ощущается жалость не только к людям, но и к себе самому. Для меня неожиданны были его стихи. Они очень серьезные и сосредоточенные.
19.04.2006
Источник: Московский комсомолец