ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протестантская этика против "легкости бытия"

Пятидесятники – партнеры государства, убежден заместитель начальствующего епископа РЦХВЕ Павел Бак

Сергей Щербак :: 19 апреля 2006

Пятидесятники – одно из крупнейших течений как в мировом, так и российском протестантизме. В России пятидесятники существуют уже не одно поколение и насчитывают несколько сотен тысяч последователей. Однако в общественном сознании они до сих пор зачастую воспринимаются в духе известного "антисектантского" фильма советских времен "Тучи над Борском". Между тем в социальной сфере пятидесятники ведут масштабную работу, помогая больным и обездоленным людям. Наш корреспондент встретился с первым заместителем начальствующего епископа Российской Церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ) Павлом Анатольевичем Баком, чтобы обсудить с ним актуальные проблемы жизни этой достаточно представительной ветви протестантизма.

– Павел Анатольевич, почему, на ваш взгляд, протестанты в России в общественном мнении не стали "своими"

– В России не принимали не только протестантов. Авторов первой российской конституции, декабристов тоже не принимали. О таких людях еще Грибоедов говорит устами Чацкого: "Он прослывет у них мечтателем опасным!" Вот стереотип нашего общества: если кто-то предлагает что-то иное, значит, представляет собой опасность; значит, на него можно свалить все беды. Почему в России сложилось такое неприятие протестантов, исторически проследить сложно.

– Когда появилась Церковь пятидесятников в России

– Впервые она была зарегистрирована в 1913 году в Санкт-Петербурге. Эта Церковь, возглавляемая Ивановым и Смородиным, проповедовала сверхъестественные проявления Святого Духа (как и современные пятидесятники) и выступала против участия России в Первой мировой войне.

Один из лидеров этого движения, Иван Воронаев, вернулся в Россию в страшный 1920 год, чтобы помогать бедным, сиротам, покалеченным участникам гражданской войны, чтобы разделить судьбу своих соотечественников. Социальное служение – один из главных компонентов евангельской проповеди.

– Каковы направления социального служения пятидесятников

– Мы помогаем наркоманам, алкоголикам; находящимся в местах лишения свободы и тем, кто выходит оттуда в полной растерянности. Тем, к кому пришла беда: бомжам, беспризорникам, инвалидам.

В связи с этим организовано более 250 реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков, приюты и лагеря для детей. По нашей статистике, около 60% прошедших реабилитацию наркоманов возвращается к нормальной жизни.

– В "антисектантских" статьях утверждается, что в реабилитационных центрах наркотическая зависимость меняется на "сектантскую". Все ли становятся пятидесятниками после реабилитации

– От 30 до 40% бывших наркоманов после реабилитации не становятся членами нашей Церкви. Но что имеется в виду под "зависимостью"? Апостол Павел говорит: "Когда я был свободен от праведности, я был рабом греха".

Нет нейтральной позиции, где человек был бы сам по себе. Он все равно принадлежит определенной системе ценностей. Есть пропагандируемый "облегченный" вариант жизни, который приводит к "невыносимой легкости бытия".

Когда я лет пять назад участвовал в тюремном служении, проповедовал, люди часто говорили: "Я тоже верующий, у меня крестик есть". Я спрашивал: "А почему вы решили быть непричастным к системе христианских ценностей? Вы культурную, эстетическую часть взяли, а духовную исключили". Нельзя служить двум господам: одновременно принадлежать к разрушающей и к созидающей системе.

– Расскажите, пожалуйста, о помощи беспризорникам...

– Это особый вид служения. Просто благотворительность здесь может быть вредна. Ребенок начинает думать, что если его кто-то кормит и говорит добрые слова, то "норма" его жизни приемлема для некоторых "добрых людей".

Поэтому к благотворительности нужно прилагать и некую "функцию икс". Она заключается в том, что мы закладываем в ребенке желание изменить свою жизнь. Для этого мы создаем классы дополнительного образования. Пусть хотя бы на месяц мы усаживаем детей за парту.

Ребенок убеждается, что он может писать, может запомнить стишок, его похвалили, поставили оценку. При этом мы не отрываем ребят от государственной системы образования и воспитания, мы хотим быть ее партнерами.

Мы наставляем членов нашей Церкви, что таких детей нужно усыновлять. Одна пятидесятническая семья усыновила уже 18 таких детей, в Омской и Кемеровской области в общей сложности их усыновили 170, мой брат – пятерых.

Мы считаем, что это не ничьи – это наши дети. Или завтра мы будем бояться выходить вечером на улицу, или будем смело глядеть в свое будущее.

– А что делается для больных детей

– В 1997 году в Екатеринбурге мы начали работать с семьями больных детей. Мы устраиваем для них праздники, соревнования, организуем летние лагеря, катание на лодках, на лошадях, водим их в цирк и зоопарк. Мы хотим, чтобы они знали, что такое доброта, что есть еще что-то, кроме одиночества.

– Как относится государство к вашей социальной работе

– Мы все ждем, что кто-то откуда-то даст ценные указания, чтобы всем было хорошо. Но ведь все от нас зависит. В ежегодных посланиях президента Федеральному собранию, которые я внимательно изучаю, сформулированы основные цели и задачи развития нашего общества.

Мы стараемся идти в этом направлении, чтобы не было так: отдельно общество, отдельно государственная политика, отдельно наша Церковь.

– Как вы расцениваете действия государственных чиновников, которые отказывают пятидесятникам в аренде помещения или закрывают реабилитационные центры

– Я бы не сказал даже, что это политическая безграмотность, это что-то гораздо худшее. Есть право, а есть правоприменительная практика. Многие чиновники всему предпочитают некую загадочную "целесообразность".

Например, один региональный чиновник решил, что "целесообразно" закрыть центр пятидесятников. Он заявил: "Я не хочу, чтобы здесь была заморская вера". Он решил продемонстрировать силу, как это обычно бывает, перед слабым...

А ведь вера – это высшее право человека, на этом основан конституционный строй России. Есть, правда, и другие руководители, которые понимают, что свобода веры – это именно свобода человека.

Я думаю, нарушая закон, некоторые руководители думают, что они знают, как сделать лучше для большинства, исключив меньшинство. Идеология всегда пронизывала внутреннюю политику нашего государства. Однако она исключает свободу человека исповедовать свои взгляды, отличающиеся от взглядов остальных членов общества.

– Как "антисектантская" деятельность некоторых лиц, утверждающих, что они православные, отражается на жизни пятидесятников

– Эта "деятельность" носит антиконституционный характер и преподносится как борьба с религиозным экстремизмом. Я считаю, что ей давно пора дать объективную правовую оценку.

– В среде пятидесятников есть также движение "неопятидесятников", или Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников, который возглавляет епископ Сергей Ряховский. Какие у вас отношения

– Мы относимся друг к другу по-братски. Никто из нас не претендует на исключительную роль в Церкви, мы только ее часть. И нужно уважать друг друга за то, что мы равноправные части.

Разницу между "нео" и просто пятидесятниками светскому человеку понять трудно. Это теологические тонкости. Однако некоторыми и то, и другое воспринимается как опасность.

Например, в Саратове в 2005 году проходила инициированная саратовским епархиальным управлением Русской Православной Церкви конференция "Неопятидесятнические секты – угроза религиозного экстремизма".

В резолюции было сказано о "недопустимости... распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов, алкоголиков, лиц без определенного места жительства...".

Если бы 232 человека, которые подписались под антисектантским призывом, дружно взялись за помощь всем людям, перечисленным в резолюции, я бы не одну десятину, а две отдал бы для этого! У православных больше возможностей, больше ресурсов.

Если бы они взялись за дело, может, тогда и была бы решена острейшая проблема России. Но вместо дела они критикуют то малое, что удалось сделать. Ярлыком "религиозный экстремизм" они только усиливают тревогу в обществе.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама