ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Петр, удалившийся от апостолов

Французский православный богослов рассуждает о первенстве епископа Рима

Станислав Минин :: 19 апреля 2006

Оливье Клеман. Рим. Взгляд со стороны
Пер. с франц. протоиерея Алексия Гостева. – М.: Скименъ, 2006. – 126 с.

Диалог католицизма и православия, де-факто инициированный в 60-е гг. XX в., сегодня остается не меньшей проблемой, чем сорок лет назад. Существует ли какое-то движение вперед в этом процессе? Иерархи Римско-Католической Церкви, например кардинал Вальтер Каспер, пожалуй, ответили бы на этот вопрос утвердительно.

В свою очередь, представители Московского Патриархата не стали бы столь однозначно разделять их оптимизм.

Необходимой целью диалога Церквей по необходимости должно стать сближение двух совершенно самостоятельных структур или даже самостоятельных культур. Такое сближение невозможно без жертв, без самоограничения, без отказа от принципиальных для той или иной стороны положений.

Одному из таких положений, а именно "первенству епископа Рима", посвящена книга известного французского православного богослова Оливье Клемана "Рим. Взгляд со стороны". Эта работа появилась на Западе в 1997 году и лишь сейчас, спустя 9 лет, издана в России в переводе протоиерея Русской Православной Церкви Московского Патриархата Алексия Гостева.

Как считает сам переводчик, экуменический процесс сегодня "зашел в тупик", наступил период "осознания различий", и сам пафос книги может показаться "несвоевременным". В то же время, как сказал "НГР" Алексий Гостев, в содержательном плане книга достаточно актуальна.

"Рим. Взгляд со стороны" ставит вопрос о том, какой именно диалог нужен Церквам. Мирное "чаепитие" и попытка найти темы, обсуждение которых не вызовет принципиальных расхождений (например, тему "христианских корней европейской культуры")? Или диалог, затрагивающий "болевые точки" во взаимоотношениях Церквей?

Что нужно: бесконечный и нерезультативный процесс или все-таки позитивный итог? Клеман однозначно говорит: "позитивный итог". И поэтому считает нужным "вкладывать персты в раны" диалога.

Оливье Клеман дает положительную оценку энциклике Иоанна Павла II "Ut unum sint" ("Да будут все едины"). По его словам, надежду на позитивные сдвиги в области диалога дает предложение Папы "обсудить проблему примата Римского епископа". Свое эссе богослов рассматривает как реакцию на энциклику. По его мнению, Иоанн Павел II фактически обратился к Церквам с актуальным призывом: давайте на время перестанем говорить друг другу комплименты и обсудим наболевшее!

Клеман затрагивает "больной вопрос" о первенстве Римского Папы по-богословски. Он обращается к текстам Нового Завета, взяв на вооружение методологический аппарат современных филологии и текстологии. Предмет его критики – положение об "иерархическом первенстве" Петра среди апостолов и, как следствие, положение о первенстве Римского Папы, "преемника Петра", в Церкви.

В Евангелиях, подчеркивает французский богослов, действительно говорится о Петре как о "первом" среди апостолов. Однако в древнегреческом языке, на котором, как известно, написаны все тексты Нового Завета, существует несколько терминов для обозначения "первенства". Петр в евангельских текстах называется "protos", то есть "первый среди равных", а не "arche" – "верховный", "главенствующий".

Более того, анализируя новозаветные тексты, Клеман приходит к выводу, что мнение Петра на так называемых "Соборах апостолов" "не было решающим". Есть ли в таком случае основания для того, чтобы считать "преемника Петра" "высшим авторитетом", особенно в области богословия?

Как известно, сторонники идеи "первенства Петра" прежде всего ссылаются на слова Христа, приведенные в Евангелии от Матфея: "Ты Петр и на этом камне я создам Церковь мою" (Мф. 16:18). Для Клемана высказывание, отрывок из текста не может быть "фетишем", его следует рассматривать в общем контексте.

Французский богослов отмечает, что за приведенным высказыванием в тексте Евангелия следует пассаж, в котором Петр спорит с Иисусом, призывая его отказаться от добровольного страдания. На это Иисус отвечает: "Отойди от меня, Сатана!" (Мф. 16:23). По мнению Клемана, такой контекст ставит "предписанное" Иисусом первенство Петра под сомнение.

Западные богословы, начиная с первых веков христианства, обращали внимание на схожесть греческого слова "petra" (камень) и имя апостола Петра (по-гречески Petros). Исходя из этого делался вывод, что именно Петр и есть тот "камень", на котором Христос собирался основать Церковь.

Клеман исследует эту проблему филологически и исторически. Он убежден, что в евангельском тексте нет никакой "игры слов", что "камень" в высказывании Христа – это сам Христос, а никак не Петр. Игра слов, таким образом, не более чем интерпретация, возникшая в ходе истории.

Однако именно высказывание из Евангелия от Матфея, указывает Клеман, стало основой для последующего "отделения Петра от других апостолов", то есть исторического отделения Рима от Константинополя, Антиохии, Александрии, Иерусалима. Представление об особой "харизме" (даре), которую получил апостол Петр, – историческое наслоение, не имеющее основания в новозаветных текстах.

Интересно, что Клеман подходит к проблеме не только как богослов, ратующий за восстановление "единого Тела Христова". Он обнаруживает и культурологическое измерение раскола: "попытку римского самосознания выразить себя в точных канонических формулировках". Юридическая точность – то, что всегда, начиная с античности, превалировало в Риме и игнорировалось на Востоке.

Кстати, проблема "харизмы", которую поднимает Оливье Клеман, – вопрос примечательный не только с богословской, но и с собственно научной точки зрения. Анализируя роль апостолов Петра и Павла в становлении ранней Церкви, французский богослов пишет: "В роли Петра есть что-то институциональное, тогда как Павел скорее харизматичен". Проблема "институционального" и "харизматического" лидерства – это проблема современной социологии, причем проблема, что называется, "находящаяся в стадии разработки". Получается, что Клеман не просто использует научный язык в богословии – он использует передовой социологический язык.

Эта ситуация может показаться парадоксальной. В условиях разгорающейся общественной дискуссии о "научном статусе" теологии не кажется ли странным, что именно православный богослов фактически развивает современную светскую социологию религии? Если принять во внимание фигуру самого Клемана, то ничего странного здесь нет.

Протоиерей Алексий Гостев, в частности, отмечает, что французский богослов "является западным христианином, нашедшим в Православной Церкви свой дом".

Рационализм и некая наукоемкость всегда были свойственны западной религиозной культуре и, в свою очередь, вызывали настороженность в рамках восточного христианства. Клеман, по сути, говорит на двух языках, пытается в самом себе осуществить некий "культурный синтез".

Поневоле возникает вопрос: может быть, именно фигура интеллектуала, пытающегося выразить восточную традицию языком западной науки, и есть воплощение действительного диалога двух культур? Может быть, настоящий диалог происходит не между церковными структурами, а внутри современного человека?

Впрочем, Клеман считает, что и "структурное единство" возможно. Пожалуй, христианин в вопросе о восстановлении церковного единства должен оставаться оптимистом. Это не означает, что его оптимизм должен быть "слепым" или формальным. Для Оливье Клемана залогом восстановления единства является "возвращение к осознанию подлинного значения кафедры Рима". По мнению французского богослова, это значение – "первенство в благотворительности, ответственности и попечении", а не "первенство митрополита над "пригородными" епископами".

Примет ли Рим это "истинное значение"? Или предложит контраргументы, основанные, как и рассуждения Клемана, на научном исследовании новозаветных текстов, богословском осмыслении истории Церкви? Дух времени заставляет предположить, что будет избран второй сценарий.

Впрочем, Оливье Клеман очень рассчитывает на торжество первого.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама