Даже в самые суровые годы гонений нa религию в каждом православном доме готовились к Пасхе загодя: пекли куличи, красили яйца, запасали разную снедь. А сам Велик день начинался с перезвона колоколов оставшихся в целости церквей, а мы, мальчишки, собирались на улице и устраивали "яичные бои". Каких только ухищрений ни придумывали: кто всю ночь варил "боевое яйцо" в крутом соляном растворе, чтоб скорлупа закаменела, кто жульничал, пользуясь искусно подделанными деревяшками, но таких быстро разоблачали и больно били. А однажды какой-то малец таким жe, как и он сам, малюсеньким яичком перебил даже гусиные и с полной cyмкой трофеев (битое яйцо в качестве награды получал победитель) уже собирался уходить, но пацаны постарше, не желавшие смириться с таким поворотом дела, стали требовать "экспертизы": разбить камнем яичко и проверить, не подделка ли. Малец, ни слова не говоря – а попробуй скажи, – безропотно отдал яйцо на растерзание. Стукнули его как следует булыжником и вчистую раздавили. Яйцо оказалось вполне натуральным, но цесаричьим. Потом цесарок стали разводить в Тбилиси повсеместно, но яйца их с твердой, непробиваемой скорлупой к боям не допускались.
Сейчас Пасха реабилитирована полностью, и церкви переполнены все эти дни, и в Светлое Христово Воскресение уже никто не боится приветствовать друг друга привычным "Христос воскрес" – "Воистину воскрес" – и при этом христосоваться, то есть целоваться в губы. И мало кто задумывается, откуда и как пошли все эти обычаи, которые не удалось выжечь даже каленым воинствующим безбожием.
Еще в те времена, когда поклонялся первобытный человек духам, он верил, что от них зависит все доброе и злое, и, чтобы умилостивить их, приносил им жертвы: вначале человеческие, а уж потом животных или просто разную снедь. А в Ветхом Завете рассказывается о том, как потребовал Бог Яхве (Иегова) у Авраама отдать в жертву его первенца, столь долгожданного Исаака. И лишь в последнюю минуту, когда Авраам уже занес над сыном своим нож, посланный Богом ангел принес Исааку спасение – вместо него в жертву по велению Яхве заклали агнца.
Древние евреи были скотоводы-кочевники. И чтобы вымолить пощаду, умилостивить духов, они приносили им в жертву ягнят первого окота. Праздник этот так и назывался – Песах, что в переводе с иврита означает "пощада".
Тушу ягненка целиком – с головою, ногами, внутренностями – пекли на огне в доме, а вокруг усаживалась все мужчины- домочадцы с посохами – главной принадлежностью пастуха. Чужие к трапезе не допускались, выходить из жилища не разрешалось всю ночь. А утром все, что оставалось от жертвенного агнца, сжигалось на костре, и дым тот считался очистительным.
Лет этак тысячи за две до нашей эры eвреи-кочевники вторглись из аравийских степей в Ханаан, нынешнюю Палестину. Хананеи были тоже семитским народом, но по культурному своему развитию стояли много выше пришельцев. Они давно уже жили оседло, занимались земледелием и от соседних египтян переняли праздник первого снопа. В этих южных краях ячмень поспевает к середине марта, и из первого урожая делали пресные лепешки – мацу – в честь главного земледельческого бога Иешуа (в переводе "спаситель"), а сам праздник назывался Мацуот или День опресноков. Евреи хоть и покорили хананеев, но настолько эти два народа ассимилировались, что стали по существу единым. А поскольку Пecax совпадал по времени с Мацуотом, то и отмечать их стали вместе: жертвенного агнца теперь вкушали, заедая мацой.
Христианство сохраняло долгое время все обычаи и обряды материнской религии. "Настал же день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху". (Лука; 22: 7–8). И была в тот день совершена Христом с Его учениками пасхальная трапеза, получившая название Тайной вечери. Воскресение Христа – это пробуждение жизни, это сама жизнь. Христианская практика празднования Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными событиями.
Первые христиане свято соблюдали праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 нисана, на какие бы дни недели эти числа ни приходились. Но в христианстве соединяли с Пасхой воспоминания из жизни Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у иудеев.
В 325 году Никейский собор постановил отмечать христианскую Пасху только в воскресенье – а именно в первое воскресенье сразу после полнолуния, которое следует за весеннем равнодействием. Христианская пасха не может быть ранее 22 марта и позже 25 апреля по старому стилю, а по новому – ее границы находятся в пределах с 4 апреля по 8 мая. В этом году Песах празднуется 13 апреля, григорианская Пасха – 16- го, а юлианская – 23 апреля.
С пасхальным днем на Руси были связаны многие обычаи, оставшиеся с языческих времен. Дети распевали весенние колядки: "Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко", старики расчесывали волосы, загадывая при этом, чтобы у них было столько внуков, сколько волосинок останется на гребешке. Со Святой недели начинались первые хороводы: молодежные игры, которые заканчивались на Фомино воскресенье, когда наступала так называемая Красная горка – время свадеб. Принято было также на следующий день после Пасхи ходить на кладбище и поминать своих близких. В сельских местностях это делали на само Светлое воскресение, сразу после заутрени, а уж потом шли домой и разговлялись.
Яйцо было ритуальным даже у древних шумеров и египтян: оно символизировало победу жизни, вырывающейся на свет Божий из скорлупы-гробницы.
В христианской религии с яйцом связано предание, согласно которому Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди чудесного Воскрешения Христа, поднесла в дар императору Тиверию яйцо, которое вдруг окрасилось в красный цвет. Как объяснила Мария, то была кровь Господня, и потрясенный император уверовал в Христа.
Еще был неплохой обычай на Святой Руси: в день Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и со словами: "Христос воскрес и для вас" – одаривал заключенных "лучшим по части жаркой, да им же остальным всем по части вареной, по части бараньей, по части ветчины..." Более смирным и не проштрафившимся подносили по три чарки водки, а остальным по две, да всем по кружке медовой. А царица в это время кормила и поила нищих...
Источник: Новое время