ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

От пощады к воскресению

Велик день – Пасха Христова

Валерий Каджая :: 20 апреля 2006

Даже в самые суровые годы гонений нa религию в каждом православном доме готовились к Пасхе загодя: пекли куличи, красили яйца, запасали разную снедь. А сам Велик день начинался с перезвона колоколов оставшихся в целости церквей, а мы, мальчишки, собирались на улице и устраивали "яичные бои". Каких только ухищрений ни придумывали: кто всю ночь варил "боевое яйцо" в крутом соляном растворе, чтоб скорлупа закаменела, кто жульничал, пользуясь искусно подделанными деревяшками, но таких быстро разоблачали и больно били. А однажды какой-то малец таким жe, как и он сам, малюсеньким яичком перебил даже гусиные и с полной cyмкой трофеев (битое яйцо в качестве награды получал победитель) уже собирался уходить, но пацаны постарше, не желавшие смириться с таким поворотом дела, стали требовать "экспертизы": разбить камнем яичко и проверить, не подделка ли. Малец, ни слова не говоря – а попробуй скажи, – безропотно отдал яйцо на растерзание. Стукнули его как следует булыжником и вчистую раздавили. Яйцо оказалось вполне натуральным, но цесаричьим. Потом цесарок стали разводить в Тбилиси повсеместно, но яйца их с твердой, непробиваемой скорлупой к боям не допускались.

Сейчас Пасха реабилитирована полностью, и церкви переполнены все эти дни, и в Светлое Христово Воскресение уже никто не боится приветствовать друг друга привычным "Христос воскрес" – "Воистину воскрес" – и при этом христосоваться, то есть целоваться в губы. И мало кто задумывается, откуда и как пошли все эти обычаи, которые не удалось выжечь даже каленым воинствующим безбожием.

Еще в те времена, когда поклонялся первобытный человек духам, он верил, что от них зависит все доброе и злое, и, чтобы умилостивить их, приносил им жертвы: вначале человеческие, а уж потом животных или просто разную снедь. А в Ветхом Завете рассказывается о том, как потребовал Бог Яхве (Иегова) у Авраама отдать в жертву его первенца, столь долгожданного Исаака. И лишь в последнюю минуту, когда Авраам уже занес над сыном своим нож, посланный Богом ангел принес Исааку спасение – вместо него в жертву по велению Яхве заклали агнца.

Древние евреи были скотоводы-кочевники. И чтобы вымолить пощаду, умилостивить духов, они приносили им в жертву ягнят первого окота. Праздник этот так и назывался – Песах, что в переводе с иврита означает "пощада".

Тушу ягненка целиком – с головою, ногами, внутренностями – пекли на огне в доме, а вокруг усаживалась все мужчины- домочадцы с посохами – главной принадлежностью пастуха. Чужие к трапезе не допускались, выходить из жилища не разрешалось всю ночь. А утром все, что оставалось от жертвенного агнца, сжигалось на костре, и дым тот считался очистительным.

Лет этак тысячи за две до нашей эры eвреи-кочевники вторглись из аравийских степей в Ханаан, нынешнюю Палестину. Хананеи были тоже семитским народом, но по культурному своему развитию стояли много выше пришельцев. Они давно уже жили оседло, занимались земледелием и от соседних египтян переняли праздник первого снопа. В этих южных краях ячмень поспевает к середине марта, и из первого урожая делали пресные лепешки – мацу – в честь главного земледельческого бога Иешуа (в переводе "спаситель"), а сам праздник назывался Мацуот или День опресноков. Евреи хоть и покорили хананеев, но настолько эти два народа ассимилировались, что стали по существу единым. А поскольку Пecax совпадал по времени с Мацуотом, то и отмечать их стали вместе: жертвенного агнца теперь вкушали, заедая мацой.

Христианство сохраняло долгое время все обычаи и обряды материнской религии. "Настал же день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца. И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху". (Лука; 22: 7–8). И была в тот день совершена Христом с Его учениками пасхальная трапеза, получившая название Тайной вечери. Воскресение Христа – это пробуждение жизни, это сама жизнь. Христианская практика празднования Пасхи, возникнув на основе ветхозаветных установлений, получила свое развитие в связи с новозаветными событиями.

Первые христиане свято соблюдали праздник Пасхи, совершаемый иудеями ежегодно с 14 по 21 нисана, на какие бы дни недели эти числа ни приходились. Но в христианстве соединяли с Пасхой воспоминания из жизни Спасителя: Его страдание, смерть и Воскресение, в силу чего сами собой отпадали обрядовые особенности, соблюдавшиеся у иудеев.

В 325 году Никейский собор постановил отмечать христианскую Пасху только в воскресенье – а именно в первое воскресенье сразу после полнолуния, которое следует за весеннем равнодействием. Христианская пасха не может быть ранее 22 марта и позже 25 апреля по старому стилю, а по новому – ее границы находятся в пределах с 4 апреля по 8 мая. В этом году Песах празднуется 13 апреля, григорианская Пасха – 16- го, а юлианская – 23 апреля.

С пасхальным днем на Руси были связаны многие обычаи, оставшиеся с языческих времен. Дети распевали весенние колядки: "Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко", старики расчесывали волосы, загадывая при этом, чтобы у них было столько внуков, сколько волосинок останется на гребешке. Со Святой недели начинались первые хороводы: молодежные игры, которые заканчивались на Фомино воскресенье, когда наступала так называемая Красная горка – время свадеб. Принято было также на следующий день после Пасхи ходить на кладбище и поминать своих близких. В сельских местностях это делали на само Светлое воскресение, сразу после заутрени, а уж потом шли домой и разговлялись.

Яйцо было ритуальным даже у древних шумеров и египтян: оно символизировало победу жизни, вырывающейся на свет Божий из скорлупы-гробницы.

В христианской религии с яйцом связано предание, согласно которому Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди чудесного Воскрешения Христа, поднесла в дар императору Тиверию яйцо, которое вдруг окрасилось в красный цвет. Как объяснила Мария, то была кровь Господня, и потрясенный император уверовал в Христа.

Еще был неплохой обычай на Святой Руси: в день Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и со словами: "Христос воскрес и для вас" – одаривал заключенных "лучшим по части жаркой, да им же остальным всем по части вареной, по части бараньей, по части ветчины..." Более смирным и не проштрафившимся подносили по три чарки водки, а остальным по две, да всем по кружке медовой. А царица в это время кормила и поила нищих...

Источник: Новое время

См. также
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама