ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Каждый должен выйти из своего "Египта"

Елена Улицкая :: 24 апреля 2006

Песах (иудейская Пасха) в этом году отмечалась с 12 по 20 апреля (иудеи отсчитывают дни праздников по лунному календарю). Праздник посвящен одному из самых главных событий в еврейской истории – освобождению от 400-летнего египетского рабства. Слово "Песах" в переводе с иврита означает "прошел мимо" , "миновал". Как повествует Тора (Ветхий Завет), египетский фараон не хотел отпускать евреев из рабства, и тогда Бог наслал на Египет 10 казней. Последняя из этих казней была самая ужасная: ангел смерти поражал старших сыновей (первенцев) египтян, а мимо еврейских домов проходил. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье надо было заколоть жертвенного ягненка и его кровью помазать косяки дверей. После этой казни фараон отпустил евреев на свободу.

Считается, что именно после Исхода евреев из Египта собственно и возник иудаизм как религия. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и последующих за ним событиях – дарованием Торы на горе Синай, ставшей Священным Писанием иудеев, и обретением Земли обетованной.

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей (ивр. – Моше) заставил отпустить евреев, определить трудно, поскольку библейское повествование фактически является единственным источником, фиксирующим это событие. Ряд ученых считают, что произошло это примерно в 1312 году до н. э.

Одна из основных заповедей праздника: во все дни Песаха (с 10 часов утра 12 апреля до появления звезд на небе вечером 20 апреля) запрещено употреблять в пищу квасное, или хамец. Хамец – это пища, содержащая пшеницу, рожь, ячмень, овес, а также любые их комбинации. Это, например, вафли, печенье, макароны, пиво и другие алкогольные продукты на основе солода и дрожжей. Единственное мучное изделие, разрешенное в пищу в течение праздника, – маца (или опресноки) – плоские пресные хлебцы, выпеченные из невзошедшего теста. "Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и дома наши избавил" (Шмот, 12: 15).

Существует несколько объяснений, почему в Песах из всего мучного можно есть только мацу. По одному из них – чтобы евреи почувствовали, как несладко жилось их порабощенным предкам в Египте. По другому – тесто, замешанное евреями в ночь перед Исходом, не взошло. "И понес народ тесто свое прежде, нежели оно скисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих на плечах своих. И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, ибо оно еще не взошло, потому что они выгнали их из Египта, и не могли они медлить, и даже пищи не приготовили себе... " (Шмот, 12: 34, 39).

Как объясняют толкователи

Торы, из Египта спаслись не все евреи, а лишь те, кто поверил в Бога. Хамец – символ раздувшейся гордыни. Маца же символизирует вышедших евреев из Египта, которые были спасены, потому что не были одержимы гордыней, а подчинились воле Творца.

При приготовлении мацы тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут.

За несколько дней до наступления праздника современные иудеи очищают от квасного дом: избавляются от продуктов, содержащих хамец, включая корм для животных, тщательно проверяют плиты, духовки, одежду, мебель, бытовую технику, чтобы не осталось ни одной крошки. В праздник едят только на новой или специальной пасхальной посуде, которая не использовалась в течение всего года. (Ортодоксальные евреи даже пользуются особой косметикой и средствами личной гигиены без частиц квасного. )

В современном иудаизме сохранилась традиция праздновать пасхальные вечера в семьях или общинах. Пасхальная трапеза (седер) устраивается в первый и второй вечер праздника. На праздник приглашают к ужину одиноких людей и бедняков, чтобы ни один еврей не чувствовал себя забытым. За праздничной трапезой нужно съесть не меньше трех кусочков мацы и вспомнить об Исходе из Египта. Объясняя, как праздновать Песах, Моисей учил: "Скажи сыну твоему в тот день: ради того, что сделал для меня Господь при выходе моем из Египта". Также принято есть горькие травы, вспоминая о горечи рабства.

В иудаизме считается, что Мессия (Мошиах) еще не пришел, и потому все современные иудеи – духовно еще рабы.

Смысл пасхальной трапезы – каждый еврей должен ощутить горечь рабства и выйти из своего "Египта" на свободу, к духовному очищению, тем самым приближая приход Мошиаха.

Во время праздничной трапезы произносятся определенные благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Трапезу заканчивают словами надежды на приход Мессии, когда, по преданию, все евреи соберутся в Иерусалиме. "Ныне мы тут, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные люди".

24.04.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама