ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Анализ религиозной ситуации в России за 17-21 апреля

25 апреля 2006

В дни страстной пятницы, которая завершается главным православным праздником – Пасхой, патриархом Алексием II в беседах с журналистами были подняты вопросы, определившие позицию РПЦ по ряду ключевых проблем.

Патриарх и Россия

На предпасхальной неделе патриарх Алексий II отвечал на вопросы журналистов и давал интервью различным изданиям. В ходе бесед патриархом были затронуты такие вопросы, как возрождение России, религиозное образование и институт военного духовенства, пути к Богу, наука, секты, диалог Церкви с мусульманами и католиками, преступления на национальной почве и др.

Предстоящий саммит религиозных лидеров

Всемирный саммит религиозных лидеров, инициированный Межрелигиозным советом России при непосредственном участии нашей Церкви, соберет в Москве лидеров влиятельнейших религиозных общин: христианских, иудейских, мусульманских, буддийских и ряда других. На саммите будут представлены современные религиозные традиции во всем их многообразии.

У религиозных деятелей, в отличие от политиков, есть, по словам патриарха, особые сферы обеспокоенности. "Прежде всего, мы считаем недопустимым злоупотребление чувствами верующих для оправдания терроризма, агрессии, межнациональной вражды. По-настоящему верующий человек никогда не пойдет по такому пути", – отметил предстоятель.

Побудительный мотив для форума, по мнению Алексия II, это безусловное желание жить в мире и взаимном уважении, свободно руководствуясь своими духовными представлениями, выдержавшими испытание временем.

Встреча не связана с идеей религиозного синкретизма, не предполагает каких-либо "обрядовых экспериментов" и даже богословских диспутов.

"Надо иметь в виду, – сказал патриарх РПЦ, – что саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозного диалога, исключающей "смешение вер", сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты, жаркие богословские и политические диспуты. Духовные лидеры, которые примут участие в нашей встрече, сознают уникальность своих убеждений и полны решимости сохранить их во всей целостности, при этом не нарушая мира и стремясь к сотрудничеству на общее благо".

Отношение к другим конфессиям

Алексий II подтвердил неизменность позиции Русской православной церкви в отношении возможности встречи с папой Римским Бенедиктом XVI.

"Наша позиция остается неизменной: встрече предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должно предшествовать разрешение конкретных проблем, которые омрачают православно-католические отношения, причиняют боль и страдания нашей пастве", – заявил первосвятитель.

Он подчеркнул, что не отвергает саму возможность встречи, однако, по его мнению, "это историческое событие, если оно произойдет, должно стать не протокольным мероприятием, а результатом серьезной работы по улучшению отношений" между двумя Церквями.

Диалог с исламом, по словам патриарха, ведется главным образом в рамках созданного в 1997 году Межрелигиозного совета России, в который входят представители четырех традиционных религий: Православия, ислама, иудаизма и буддизма. Главной целью диалога видится поиск путей решения насущных проблем общества.

"Могу свидетельствовать, что наши отношения развиваются небезуспешно, несмотря на попытки некоторых зарубежных центров и доморощенных экстремистов проверить на прочность религиозный мир в России. Уверен, что мудрость духовных лидеров, прежде всего исламских, оставит эти попытки бесплодными", – отметил Алексий II.

Православная паства

Патриарх считает, что доля православных христиан, крещенных РПЦ, в населении России составляет 70-80%.

"С гораздо большей определенностью можно говорить о продолжающемся всестороннем возрождении церковной жизни, о расширении участия людей в деятельности православных общин. В последние годы мы наблюдаем серьезные изменения в возрастной структуре прихожан. Во многих местах молодежь и люди среднего возраста составляют большинство молящихся. Прошедший Великий пост явил нам переполненные молящимися храмы; церковные стены нередко уже не могут вместить всех прихожан. Иными словами, духовное возрождение России ныне обретает "второе дыхание", – заявил Алексий II.

Он подчеркнул, Россия находится лишь в самом начале пути, и не следует поддаваться соблазну триумфализма. "Не все могут в одночасье преодолеть сложившиеся в сознании стереотипы, не все в силах противостоять мощному растлевающему потоку пропаганды греха, успеха любой ценой, консюмеризма, безответственного следования инстинктам", – отметил предстоятель РПЦ.

Сейчас, по его словам, перед нашим народом стоит трудная задача самоопределения: выбрать или самодовольную "жизнь для себя", не желающую считаться с ценностями другого, провозглашающую единственной целью все возрастающее потребление материальных благ, или остаться верными нравственным традициям своего народа, ценностям соборности и любви к ближнему.

Межрелигиозная рознь, преступления на национальной почве

"Когда кого-то оскорбляют, избивают и даже убивают только за национальность или цвет кожи – это ужасно, – заявил Алексий II. – Такие преступления должны наказываться по всей строгости закона, равно как и осквернение культовых зданий, публичное оскорбление национальных и религиозных чувств. Причем общество должно реагировать на такие преступления все зависимости от того, кто пострадал – русский или представитель другого народа, наш гражданин или иностранец. Ведь национальные и религиозные чувства очень ранимы для любого человека, принадлежи он к меньшинству или к большинству".

Ужесточение наказаний за подобного рода преступления, по мнению главы РПЦ, не способно решить проблему по существу. Необходимо с самого раннего возраста знакомить подрастающее поколение с традициями, обычаями и религиями народов России, прежде всего своего народа.

Существует и другая сторона вопроса, касающаяся поведения приезжающих в страну людей, создания ими замкнутых национальных и религиозных эксклавов, которые игнорируют окружающее общество, его традиции и образ жизни. Насколько опасен этот путь, уже показали недавние события во Франции и других европейских странах, считает Алексий II. Важно, по его мнению, также уделять внимание решению проблемы демографического кризиса коренного населения страны, а не уповать лишь на ввоз дешевой рабочей силы из-за рубежа.

"Нужно вернуть смысл жизни молодежи, особенно в малых и средних городах. Чтобы молодые люди не шли в "скинхеды", они должны иметь возможность творчески работать и достойно зарабатывать, занимать должное место в экономической и государственной жизни, в определении судьбы своего предприятия, района, города, всей России", – уверен патриарх.

Православная культура: Алексий, Кирилл, Никон – за, башкирский Муртаза – против

На этой неделе снова была поднята тема преподавания в школах курса "Основы православной культуры". Дискуссия нашла свое отражение в заявлении Уфимской епархии РПЦ, которая подвергла критике депутатов Госсобрания Башкирии, выступивших против института полковых священников и преподавания в школах "ОПК", и в заявлениях Алексия II и главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Кирилла.

23 марта законодатели республики выступили с обращением к федеральным властям, в котором выразили озабоченность предложениями о преподавании в школах России "Основ православной культуры" "как обязательной учебной дисциплины".

"Отдельными должностными лицами и политическими деятелями страны идеи введения в школьные учебные программы "Основ православной культуры" и создания института военных священнослужителей преподносятся как панацея от негативных проявлений в обществе, но вряд ли их можно назвать таковыми", – говорилось в документе.

Депутаты подчеркнули, что введение предмета "Основы православной культуры" в школах "...будет носить деструктивный характер, способствовать разделению учащихся по национальному и религиозному признакам".

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон заявил, что главная особенность этого документа – полнейшее отсутствие какой-либо серьезной аргументации, которая, очевидно, должна быть основана на реальных фактах, социологических опросах и т.д.

"Все доводы вышеуказанного обращения свелись к произвольному толкованию статьи 14 Конституции РФ, декларирующей светский характер Российского государства, и к надуманным страхам по поводу межнациональной и межконфессиональной розни", – говорится в заявлении Никона, распространенном пресс-службой епархии.

"Вопрос о национальной и конфессиональной розни, как правило, возникает при отсутствии информации об обычаях и нормах соседа, чем при избытке таковой. Основой национальных и религиозных конфликтов всегда служит невежество, которое, к сожалению и продемонстрировали почти в полном составе депутаты Госсобрания РБ", – заявил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский.

Он добавил, что своим нелепым и непродуманным обращением депутаты на всю Россию засвидетельствовали, что башкиры и татары в Республике Башкортостан являются религиозно нетерпимыми народами, и информация о религиозной культуре государствообразующего народа России вызовет у них ненависть и спровоцирует беспорядки. Помимо этого депутаты еще и нацепляют на них ярлык культурной невежественности, раз они считают, что неправославным народам совершенно не обязательно знать культуру веры, предопределившей и определяющий наше общегосударственное самосознание.

По мнению Никона, введение в школьную программу этого нового предмета не противоречит не только Конституции и законам, но и международному праву и обогатит духовный мир и возродит нравственные ценности в обществе.

Однако, после такого заявления президент Башкирии Муртаза Рахимов высказался против пропаганды любой религии в качестве государственной идеологии. Именно по этой причине, отметил Рахимов, он "поддержал соответствующее обращение Госсобрания республики в федеральные органы власти".

Как говорилось ранее, Алексий II в беседе с журналистами затронул и тему преподавания ОПК, подчеркнув, что многие противники этого предмета неверно понимают позицию РПЦ или намеренно ее искажают.

"Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что "Основы православной культуры" – это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами", – заявил патриарх. По его словам, вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность российской истории. Без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке.

Первосвятитель высказался со всей определенностью: "Церковь никому не стремится навязать тот или иной мировоззренческий выбор. Мы умеем учиться у истории, поэтому твердо помним простую истину, гласящую: "Невольник – не богомольник", и считаем, что изучение основ православной культуры в общеобразовательных школах должно проходить исключительно на добровольных началах. Важно отметить, что наша позиция встречает понимание представителей многих других традиционных религиозных общин России".

Отметим, что такие же аргументы были не только в письме архиепископа Никона. Такой позиции по этому вопросу придерживаются многие представители РПЦ. Так, митрополит Кирилл считает, что в культурологическом плане многие мусульмане с интересом знакомятся с православием. Как и православные, живущие, допустим, в Татарстане, с удовольствием будут изучать основы исламской культуры.

"Но если кто-то из мусульман скажет, что не хочет православия, – пожалуйста, вот тебе основы исламской культуры. Если речь о районах совместного проживания православных и мусульман, то классы там можно разделить. То же касается и католиков, и протестантов. Эти схемы прекрасно работают в Германии, Италии, Польше, ряде других стран", – заявил митрополит, добавив, что они не работаю в России, так как здесь "тут же начинается дикий крик, что это спровоцирует межконфессиональный конфликт. В Смоленской епархии мы 10 лет преподаем – ни одного конфликта, в Калининграде – то же самое".

Предпасхальные события – страстная седмица

Эта неделя – Страстная седмица – посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Считается, что этот бескорыстный поступок породил в неблагородной душе Иуды преступное намерение предать своего Учителя.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет христиан у подножия Креста Христова и изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в эту субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени.

Само же Светлое Христово Воскресение – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день православные торжествуют избавление через Иисуса Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства. Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он воистину есть Сын Божий – "воскрес яко Бог". Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием – смертью.

Источник: АНН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама