Нам не привыкать к "культурным акциям", продиктованным не столько поклонением искусству, сколько нуждами политики, в которой культура выступает в роли медиатора, универсального и безобидного средства коммуникации. Такова жизнь, и не стоит ни печалиться, ни ликовать по этому поводу остается только "благодарно принимать". Роль принимающей стороны чаще всего возложена на крупные столичные арт-институции, а потому, когда Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина анонсировал выставку по случаю Года Армении в России, особого энтузиазма не возникло. Однако скептики ошиблись Министерство культуры и по делам молодежи Республики Армения вместе с Первопрестольным Святым Эчмиадзином не поскупились и приготовили нам (вслед за Государственным Эрмитажем, где выставка была развернута зимой) настоящий праздник. К сожалению, продлился он недолго, но на время Великого поста маленький Зал истории музея в ГМИИ был превращен в подобие Золотой кладовой Эрмитажа. Вполне закономерно в Россию привезли сокровища в буквальном смысле слова драгоценные. Хранятся они в четырех музеях Армении, связанных теснейшим образом с оплотом веры предков: Музее при Кафедральном соборе, Музее-сокровищнице Манукянов, Золотой кладовой, а также в Старой и Новой патриарших резиденциях. Все они размещены на территории Святого престола в одной из первых христианских стран: исторический центр Армянской апостольской Церкви Эчмиадзин (древнее его название Вагаршапат), основанный царем Вагаршем еще в 140 году до н.э., сегодня известен как резиденция Католикоса всех армян. На территории важнейшего из духовных центров страны стоит древнейший христианский храм Армении кафедральный собор Сурб Эчмиадзин. Он заложен в начале IV века, когда Армения и приняла христианство. По преданию, место для строительства храма Григорию Просветителю, первому епископу Армении, указал сам Христос. Надо ли пояснять, сколь бесценная коллекция сложилась почти за двадцать веков! Собрание это состоит из творений искусства, которые были пожертвованы Первопрестольному Святому Эчмиадзину, подарены, свезены со всех концов земли, где есть армянские колонии и храмы. В их числе и сокровища, спасенные из церквей Муша, Варагаванка, Вана, Лима тех, что были разрушены при вражеских нашествиях, переселениях и геноциде. Все виды армянского искусства IX XX веков с их филигранной техникой сошлись в святынях, почитаемых во всем мире. От перечисления главных из них захватывает дух: частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, и копье, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя; фрагменты Ноева ковчега и тернового венца Спасителя, а также рака в форме длани с мощами первого Католикоса Армении...
Блеск самоцветов, тусклое мерцание золота и серебра важная, но далеко не первостепенная составляющая удивительной коллекции. Невеликий ее объем с лихвой искупают даты создания отдельных экспонатов: реликварий с мощами Святого Степаноса X век, складень-реликварий "Хотакерац сурб ншан" (Святой крест из обители Хотакерац) 1300 год, Четвероевангелие, написанное на пергаменте в Киликии 1293 года. "Лучезарный крест" из Ани, отлитый из бронзы в X XII веках, не потерялся на фоне золота, сияние которого для человека Средних веков олицетворяло божественный свет. Бесценное Четвероевангелие в 1374 году на горе Сепух Дарангияц записал крупнейший просветитель и богослов Средневековья ГригорТатеваци, а проиллюстрировал художник Хачатур Кесараци. Помимо традиционных изображений, в этой рукописи есть портреты Татеваци (он изображен молодым человеком) и его учителя седовласого старца Воротнеци, основателя Тотевского университета. Оклад Евангелия изысканно украшен створки покрыты массивными золотыми пластинами с тончайшей гравировкой, повторяющей миниатюры рукописи, и соединены плетеным корешком с зернью. Рядом Четвероевангелие, созданное музыковедом и каллиграфом Георгом Скевраци, в серебряном окладе XVIII века.
Но и не в датах соль они лишь усиливают ощущение величия святынь, собранных на выставке "Реликвии Святого Эчмиадзина". Складень "Хотакерац сурб ншан" (1300) особенно ценен: в его названии упомянут монастырь, из которого происходит заключенная в реликварий частица Истинного креста, на котором распяли Христа. Но это и прекрасное произведение армяно-византийского искусства, отмеченное художественным вкусом и техническим совершенством, гармоничные пропорции, тонко подобранные соотношения фигур и орнамента, красочные акценты камней на золотых поверхностях с прекрасно моделированными фигурами...
Удивительны реликварий в форме длани, заключающие в себе мощи святителей. Длань Святого Акопа Мцбинского и Длань Святого апостола Фаддея: руке из серебра в благословляющем жесте придают выразительность чеканка, литье и филигрань с включением многоцветных камней и эмалей. Наибольшей же тайной овеян уникальный складень тот, что хранит в себе одну из самых почитаемых святынь армянской церкви. Для частицы Ноева ковчега (а его и в наши дни ищут на вершине горы Арарат) создан был реликварий в виде серебряного триптиха чеканной работы. Святыня помещена в среднике, под большим крестом с цветными камнями. На лицевой стороне створок сцена обретения частицы Ноева ковчега: ангел передает бесценную реликвию коленопреклоненному Святому Акопу Мцбинскому (согласно легенде, с его именем и связано нахождение частицы Ноева ковчега на горе Арарат). Нетрудно различить аккуратный срез в левом нижнем углу реликвии: в 1768 году в дар Екатерине II принесли фрагмент, отломленный от святыни. В ответ императрица прислала католикосу Симеону I пышно украшенный "орден". Патриарший двуглавый орел XVIII века, блещущий сплошной кладкой из драгоценных камней и эмалей, сильно отличается по стилистике от прочих экспонатов коллекции, посетившей Россию. Ставя логическую точку, он напоминает об особом расположении со стороны Екатерины II: в 1770 году ее указ распространил власть Эчмиадзина (тогда он принадлежал Персии) на все армянские церкви на территории России.
27.04.2006
Источник: Культура