Как вы знаете, уже в течение нескольких лет приход кафедрального собора в Лондоне переживает конфликт между двумя группами прихожан, которые сильно различаются кругом интересов и, более того, стилем церковной жизни. Есть те, кто желает, чтобы собор и епархию приближались к Церкви-Матери под контролем Отдела внешних церковных связей в гораздо большей степени, чем это когда-либо было при жизни митрополита Антония; с другой стороны есть и те, кто желает продолжать следовать пути, проложенному основателем епархии, который возглавлял ее в течение более сорока лет.
Кампания проводилась с переменной интенсивностью, как на местном уровне, так и в Интернете. Началась она задолго до смерти митрополита Антония и чрезвычайно усилилась в последние четыре месяца после откровенной критики епархии со стороны протоиерея Андрея Тетерина 3 декабря 2005 г. Хотя эти беспорядки кажутся местным явлением, они затрагивают благосостояние епархии в целом и, в частности, не дают возможности наладить отношения между собором и общинами в "провинции".
После молитвенного рассмотрения нашей ситуации, внимательно выслушав мнение старших членов епархии, я написал Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию письмо, которое здесь прилагается.
Несколько моментов необходимо объяснить подробнее.
Нужны штатные русские священники. Однако нам сказали, что Патриархат не может прислать в нашу епархию таких священников. Более того, священникам, прибывающим из России, бывает чрезвычайно трудно приспособиться к тому типу Православия, которое выработалось в Западной Европе в приходах, созданных первой русской эмиграцией более восьмидесяти лет назад.
Некоторые обращали внимание на то, что в Великобритании, в особенности в Лондоне, есть огромное количество русских денег и что часть их могла бы пойти на финансирование работы Русской Церкви в этой стране. Но за деньгами, видимо, последует контроль. Продолжающиеся проблемы в Манчестере являются тому доказательством. Именно поэтому митрополит Антоний с самого начала категорически отказался принимать помощь от Патриархата. Неизбежно следует вывод: финансирование епархии из русских источников возможно лишь в том случае, если эта епархия будет очень сильно отличаться от той, которую создал митрополит Антоний.
Теперь совершенно ясно, что перед нами стоят две различные задачи, и их надо рассматривать раздельно. С одной стороны, существует большая потребность в пастырском окормлении недавно прибывших русских, и с другой, необходимость развития Сурожской епархии согласно принципам, заложенным митрополитом Антонием. У нас есть процветающая епархия, насчитывающая около тридцати общин по всей Великобритании. Мы устраиваем два детских лагеря, ежегодную конференцию и издаем наши собственные литургические тексты и журнал. Мы поддерживаем две очень успешных благотворительных организации, одну в России, другую в Великобритании.
Вы видели, что говорится в петициях, открытых письмах, в Интернете и в прессе. Утверждают, что тем, кто ведет кампанию против руководства епархии, внутри Патриархата оказывается поддержка. Опровержения этого утверждения не последовало. Недавно в лондонском соборе прозвучал призыв к "уклонению от работы", что повлекло за собой значительные трудности в течение Страстной Седмицы.
Духовенством и мирянами на всех уровнях было предпринято множество попыток разрешить конфликт. Сам митрополит Антоний провел много часов в разговорах с членами прихода лондонского собора, но в конце концов вынужден был признать, что потерпел неудачу.
Мы должны признать, что эти две группы имеют разные интересы и потребности. Тем, кто принял видение митрополита Антония, надо дать возможность воплощать в жизнь его идеи, но и у тех, кто желает создавать приходы, являющиеся аванпостами Патриархата, не должно быть препятствий.
Епархия, которая нам ближе всего по своей истории и сегодняшнему характеру – это Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе, возглавляемый архиепископом Команским Гавриилом под омофором Вселенского Патриархата. Поэтому мое предложение – предоставить нам разрешение просить о принятии под омофор Вселенского Патриархата на сходных условиях.
Если мое предложение будет принято Московским Патриархатом и Вселенским Патриархатом, то ожидается, что духовенство епархии, согласно обычаю, последует за своим епископом. Однако я не желаю никого принуждать к такому решению и предоставлю отпускную грамоту любому из клириков, желающему остаться в Московском Патриархате или уйти куда-нибудь еще. Миряне же, разумеется, никак не связаны в своем решении идти туда, куда они пожелают.
В силу специфики нашего положения я не имел возможности посвятить клир и Епархиальное собрание в свои планы с целью выработки совместной позиции. В конце концов, решение просить разрешения выйти из подчинения должен был принять я и никто другой. Такова сущность роли епископа в Православной Церкви. Но я очень надеюсь, что значительное большинство из вас поймет причины принятого мною решения и посчитает возможным последовать за мной. Митрополит Антоний оставил нам огромное наследие, и я считаю, что нам следует делать все, что в наших силах, чтобы оно принесло плод в будущем.
Часть этого наследия – его мечта о "поместном" Православии в Западной Европе. Экзархат приходов русской традиции с центром на рю Дарю разделяет эту видение, так же, как и Московский Патриархат. Так как Московский Патриархат и Вселенский Патриархат находятся в евхаристическом общении друг с другом, нет причин, которые помешали бы нам работать вместе – каждому по-своему – над достижением единой цели.
Также прилагаю Информационный листок, который следует размножить и раздать всем заинтресованным лицам по мере необходимости.
Всегда ваш во Христе, ЕПИСКОП СЕРГИЕВСКИЙ Управляющий Сурожской епархией
По материалам источников: dioceseinfo.org