Христианство – не столь уж древняя религия, но пищи для сценариев дала киношникам немало. Особенно перспективной с точки зрения кассовости почему-то всегда оказывалась тема поисков святого Грааля, а также всякие неканонические версии, касающиеся существования самого Христа. И персонажи экранизации романа Дэна Брауна далеко не первые, кто силится найти подтверждения тому, что Христос, к примеру, был женат. Что он был человеком – не то чтобы совсем уж обычным, все-таки целитель и учитель, – но человеком. И это, дескать, уже последующие творцы истории вроде загнивающих римских императоров решили объединить народы вокруг религиозного культа и заставили уверовать в божественное происхождение Иисуса.
То, что служители культа определенно назовут ересью, в искусстве позволяется, и отдельные протесты верующих в странах, где сильны позиции церкви, не помешают "Коду Да Винчи" шумно проследовать по мировым экранам. Как не помешали роману-первоисточнику и его свите заполонить прилавки книжных магазинов. Это произведение вряд ли поколеблет христианские ценности и, по сути, не доказывает ничего, кроме того, что в нынешних условиях рынка средствами пиара культ и небывалый ажиотаж можно создать вокруг даже такого вот средненького автора, как Дэн Браун. И еще, конечно, то, что христиане отличаются завидной терпимостью и покладистостью: любую ругань в адрес
"Кода Да Винчи" даже сравнить нельзя с реакцией представителей другой, еще более молодой религии на датские карикатуры.
Но вернемся к самому фильму, который сегодня выходит в широкий прокат, а накануне открыл Каннский фестиваль. Создатели крупнобюджетной картины с помпой прибыли на Лазурный берег на новом специальном поезде из Лондона и вечером торжественно проследовали по красной дорожке. Но им наверняка уже доложили, как за день до этого критики на сеансе для прессы встретили их труд гулом неодобрения. И это недовольство относилось отнюдь не к теме картины. В "Коде Да Винчи" слишком много того, что портит любое кино: ходульные картонные характеры, условные конфликты, интрига, не подчиняющаяся логике, и досадная общая скованность участников проекта. Словно сопродюсер Дэн Браун стоял у киношников над душой и то и дело одергивал: тут не то, это не так. И режиссер Рон Ховард оказался человеком податливым, а в отсутствие Рассела Кроу, исполнителя главной роли в двух самых успешных его фильмах – "Игры разума" и "Нокдаун" – отстаивать идею с кулаками и поддавать огоньку было некому. Все, за редким исключением, играют с удручающей формальностью, и широко разрекламированные исторические места съемок, от Парижа до Шотландии, выглядят искусственными декорациями, хотя оператор фильма, в прошлом рекламщик и клипмейкер, явно старался выбирать нестандартные ракурсы и выигрышное освещение.
Оскароносец Том Хэнке исполнил роль ученого Роберта Лэнгдона, специалиста по символам. В тот вечер, когда он читал лекцию в Париже, в Лувре зверски убили хранителя музея, и на его теле и вокруг него остались таинственные знаки. Времени разгадывать загадку на месте у ученого не было, поскольку французская полиция в лице Жана Рено тут же начала подозревать его в убийстве. Помешать расшифровке символов стремились и настоящие убийцы музейщика: тайный орден, призванный, как выясняется, охранять тайну личности Христа и сущности Грааля. Монахам необходимо скрыть от человечества, что Грааль – не кубок и не чаша, а женщина. Сведения об этом зашифрованы на открытых для всеобщего обозрения полотнах Да Винчи. В расследовании Лэнгдону помогает полицейский криптолог Софи Неве (Одри Тоту), считающая себя внучкой убиенного, а на самом деле оказывающаяся живым доказательством того, что так стремился скрыть тайный орден. И так уж вышло, что самым светлым пятном и оправданием все затеи с экранизацией выглядит тот, кто должен был стать главным злодеем, – герой сэра Иэна Маккеллена: профессор-хамелеон Лью Тибинг. Выдающегося британского мастера не заразила общая тенденция просто отбывать свой номер. Присутствие Маккелена если и не спасает всю картину, то хотя бы придает ей смысл: убедительные речи актера заставляют задуматься о том, на сколь зыбких свидетельствах зиждется наше представление о ходе мировой истории.
18.05.2006
Источник: Газета