Канонический аспект событий в Сурожской епархии РПЦ рассмотрит сформированная специально для этого Патриаршим указом комиссия, которая уже начала свою деятельность. Хотелось бы поэтому отметить лишь некоторые, так сказать, "неформальные" стороны происходящего.
Много говорено о верности "сурожской традиции", "принципам митрополита Антония". Хорошее дело – верность традиции. Только о какой традиции и о каких принципах ведут речь устроители смуты? Владыка Антоний никогда не изъявлял желания расстаться с Московским Патриархатом. Его идея "миссионерской епархии" Русской Церкви в Англии основывалась на необходимости свидетельствовать об Истине (хранимой русским Православием) в стране, которая отошла от Истины. Свидетельствовать о Христе там, где "последняя битва за Нарнию" уже была проиграна. Под "открытостью Западу" святитель понимал вовсе не открытость духу тления, который, кажется, уже окончательно овладел западным христианством, а готовность открыть святыню веры всем, кто еще способен воспринять речь о святыне. Не стремился митрополит Антоний постепенно приспособить Церковь к либеральному духу века сего, когда главной проблемой церковной жизни нынешней "Церкви Англии" становится вопрос о том, почему лесбиянке нельзя быть епископом (и не в том смысле, что нельзя, а в том, что "почему это нельзя?"). Владыка Антоний оставался верен Русской Церкви и ее традициям. Среди этих традиций – понимание служения епископа – как именно служения, о чем ясно говорит Апостол: "Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1Пет. 5, 2). Соответствуют ли этой традиции дела епископа Василия (Осборна)? Вот что важно.
Некоторые заявлений, уже распространенные в СМИ, к сожалению, свидетельствуют совсем о другом.
Сначала епископ Василий пишет письмо Святейшему Патриарху Алексию, в котором рассыпается в благодарностях за Патриаршее благословение проекта строительства в Лондоне храма специально для окормления русских прихожан Сурожской епархии. А через две-три недели распространяет "открытое письмо", в котором заявляет, что "конфликт, подобный тому, что разразился здесь, наблюдается везде, где присутствует большое количество недавно прибывших русских". И это откровенно русофобское заявление делает епископ Русской Православной Церкви! Мол, понаехали тут, видеть вас не могу...
А сразу после этих слов из уст архиерея следует и оскорбление в адрес Матери-Церкви – мол, не только понаехали, так еще и "Патриаршая Церковь судится с другими юрисдикциями как во Франции, так и в других местах". Владыка Василий "благоразумно" умолчал, с какой именно "другой юрисдикцией" представители Русской Церкви вынуждены выяснять отношения в судах Франции и других стран. Это та самая юрисдикция, первоиерарху которой неделей раньше епископ Василий (Осборн) льстиво писал: "Вы как Вселенский Патриарх имеете особое попечение о благоденствии всей Православной Церкви". Действительно, "особое попечение", иначе не скажешь...
Это, кстати, дает основание и для применения древнего принципа "ищи, кому выгодно...". Как бы не оказалось в результате, что и вся история с "уводом" епархии Русской Церкви была запланирована именно как очередной повод для Константинополя проявить это самое особое попечение.
Последнее, что необходимо отметить – выбор момента. Епископ Василий (Осборн) объявил о своем намерении перейти в Константинопольский Патриархат не когда-нибудь, а именно накануне открытия Всезарубежного собора РПЦЗ. Это, разумеется, не случайное совпадение. Хорошо известен весьма недружелюбный интерес заокеанских госдеповских спонсоров Константинопольского Патриарха к делам Русской Церкви и, в частности, к делу воссоединения с Церковью в Отечестве оторванных от нее в 20-м веке частей. Вот, видимо, и решили устроить показательную смуту в зарубежной русской епархии – глядишь, и удастся как-то повредить воссоединению.
Все вместе обличает крайне нецерковный, обусловленный как личными, так и политическими амбициями характер действий устроителей церковной смуты в Сурожской епархии Русской Православной Церкви.
Источник: Радонеж