ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мария Магдалина – суперстар

Каннский фестиваль открылся на удивление мирно и гламурно

Юрий Гладильщиков :: 19 мая 2006

К изумлению представителей мировой прессы, пророчивших разгул манифестаций на набережной Круазетт перед показами фильма "Код да Винчи" (впервые явленного в Каннах на два вечера раньше, чем в остальном мире, включая Москву), у Дворца фестивалей не было замечено ни одного протестующего. Правда, фильму все-таки устроили обструкцию – но критики.

Терпимость и миролюбие, царившие позавчера поздно вечером во время церемонии открытия 59-го Festival de Cannes, были прямо-таки идиллическими. На фоне того, что к бойкоту "Кода да Винчи" призвали Ватикан, Греческая православная церковь, Христианский совет Кореи и американская организация "Евреи против антихристианской диффамации", лидер которой Дон Федер назвал фильм "недвусмысленной атакой на все без исключения религии". На фоне того, что фильм заочно породил общественный протест на Мальте, цензурные ограничения в Сингапуре (запрет демонстрировать фильм детям до 16, чтобы те духовно не разложились), попытки через суд запретить его показы в Бразилии и даже радикальный жест некоего католика из Индии, который по примеру мусульман (вспомним случай с Салманом Рушди) посулил награду тому, кто принесет ему голову автора романа Дэна Брауна. Ну просто весь мир восстал против! А в Каннах благодушие и истинное благолепие. Производители фильма – Sony и Imagine не постеснялись даже выстроить в каннском Старом Порту гигантскую пирамиду с логотипом "Кода да Винчи" (напоминающую о пирамиде важного для фильма Лувра), в которой и устроили послепремьерный прием.

Надобно заметить, что очень мудро повела себя местная церковь Епископ Ниццы Луи Альбер Иосиф Роже Санкаль, в чьем религиозном подчинении находятся и Канны, сказал, что он за дискуссии вокруг фильма, но не за слепую оппозицию против него. Ну еще бы епископ Ниццы позволил себе, нападая на фильм, бомбардировать и Каннский фестиваль – кормильца всего подведомственного ему региона! Но главную роль в умиротворении тысячных толп, традиционно заполнивших в день открытия фестиваля набережную Круазетт, сыграл не епископ, чьи слова в прессе прочитали немногие, а сам настрой и имидж Канноа

Ну представьте: по красной лестнице поднимаются Том Хэнке, Одри Тоту (вся в белом ценой в миллион, в короткой юбке), Жан Рено, Ян Маккеллен, Пол Беттани, Альфред Молина. А потом члены жюри, среди которых Моника Беллуччи, Хелена Бонэм Картер, Чжан Дзии (первая во всем сексуально черном, вторая – в стильном светлом, третья – в размашисто красном), а также Тим Рот (в костюме из "Бешеных псов"), Сэмюел Л. Джексон (тоже весь в черном) и сам президент жюри Вонг Кар-вай (не просто в черном, но еще и в чернющих очках). На набережной при этом в открытом павильоне, тоже окруженном толпами, дает интервью для Canal+ (в прямом эфире) только что прилетевший на вертолете (прилет тоже показывали) Ален Делон, на церемонию открытия подчеркнуто не пошедший (у него давние обиды на фестиваль, который перед ним не подпрыгивает).

Ведет церемонию впервые за долгие годы мужчина – Венсан Кассель, весь в белом. Церемония – забавная, насыщенная – занимает 16 (!) минут. В Берлине, Москве и Венеции ее легко растягивают на час, полный лабуды. Публику особенно забавляет (церемонию можно видеть на мониторах), как Кассель представляет члена жюри Монику Беллуччи (свою жену) – как итальянскую актрису и какой семейно-стервозный взгляд она бросает ему в ответ на эту реплику.

В зале камера ловит Жюльетт Бинош, Мишель Йео, Тима Бертона. Зал бурно аплодирует и политкорректно встает (все 2300 гостей главного каннского зала "Люмьер"), когда на сцену – объявить, что фестиваль открыт, – выходит афроамериканский актер-патриарх Сидни Пуатье.

И как в такой ситуации ощущал бы себя тот дурак, который вышел бы к Дворцу протестовать с мегафоном и лозунгами, что фильм открытия, т. е. вообще все то, что происходит, ради чего собрались тысячные толпы (в том числе приехавшие на гигантских круизных судах, стоящих в гавани), нужно взять – и отменить?

Первый показ для прессы "Кода да Винчи" проходил под ржанье зала, активно не принявшего фильм с первой минуты. Я согласен с тем, что в фильме слабое звено – Том Хэнкс и сильное звено – Ян Маккеллен (двое главных среди мужчин, ищущих Святой Грааль и постепенно, в соответствии с книгой Дэна Брауна, приходящих к открытию, что сей Грааль отнюдь не сосуд, из которого Христос пил вино во время Тайной вечери, а женщина, а именно Мария Магдалина, которая была не проституткой, а царицей Израиля и родила от Христа дочь).

Наши критики тоже в основном против. Смешно, что многие из них (а мы, понятно, летели одним рейсом) спешно читали по дороге роман Дэна Брауна.

Но вот странная штука: я воспринял фильм как вполне терпимый и интересный. Возможно, фокус в том, что я не пошел на первый сеанс для прессы, устроенный (чего никогда не бывало в Каннах) аж за день до открытия, накануне поздно вечером. Главная деловая киногазета мира – американская Variety – заметила потом, что устроить такой показ было ошибкой. Журналисты только-только прилетели, устали, многие (из Америки, из Азии) ощущая сбой внутренних часов организма. Ну и, тоскуя от хворобы, оттянулись на фильме. Я же смотрел его утром следующего дня, чуть отдохнув.

По мне, фильм уж точно лучше романа, поразившего меня десятью страницами (после примерно 200-й). Когда персонажи, изображаемые в фильме Хэнксом и Одри Тоту, едут из Лувра в американское посольство, а потом, обнаружив там полицейскую засаду, удирают на вокзал и для отвода глаз покупают билеты на первый же поезд в три часа ночи, на который не садятся. В предисловии к своему роману Дэн Браун отмечает, что все упомянутые им тайные организации существуют в действительности и все тайные ритуалы описаны с документальной точностью. Но оказывается, что он:

а) элементарно не знает Парижа и не ведает, что американское посольство находится в трех минутах езды от Лувра в начале Елисейских Полей и б) не ведает, что все вокзалы в Париже закрыты часов примерно с десяти вечера и нет никаких поездов в три часа ночи. Если он не ведает элементарного, то как можно верить в его эзотерические откровения?

В фильме же – все ОК. Упомянутые глупости аккуратно скорректированы. Ну да, развлекуха. Ну да, спекуляция. Ну да, фильм, как мне показалось, сначала напоминает экранизацию авантюрно-шпионского романа Ладлема, потом науч-поп, рекламирующий исторические теории наподобие тех, что произвел наш академик Фоменко, а потом скатывается в Индиану Джонса. Ну да, он заодно рекламирует американцев, всякий из которых, если верить фильму, даже если он ученый в возрасте и с тощей мускулатурой Хэнкса, мгновенно, если жизнь потребует, способен стать упомянутым Индианой Джонсом, готовым влезть в авантюру и забыть о судьбе своих пластиковых карточек.

Но, по крайней мере, это адекватная экранизация, что в истории кино, привыкшего перевирать первоисточники, редкость (правда, не знаю, все ли поймут не читавшие роман). Смотреть ее не скучно. После просмотра нападки на фильм со стороны церкви кажутся странными (ту же католическую церковь – без всяких протестов с ее стороны – долбали в голливудском кино последних лет гораздо злее: вспомнить хотя бы сатиру "Догма" от модного американского режиссера Кевина Смита). Ведь в конечном счете фильм романтизирует Христа – и Марию Магдалину, понятно. Делает ему попсовую рекламу. В сущности, экранизация "Кода да Винчи" сродни поп-опере Уэббера " Иисус Христос – суперстар" (только тут скорее Мария Магдалина – суперстар).

Каннский фестиваль, вопреки расхожему мнению, руководствуется не коммерцией, а эстетикой. Именно он, а не Венецианский (считающийся у нас артистическим) пытается моделировать и формировать кинематограф будущего. Если в Каннах на открытие показали "Код да Винчи", то только ради второго обожаемого здесь дела – скандала. Но в итоге сам фестиваль поиронизировал над "да Винчи". Фестивальный бизнесцентр украшают многочисленные вариации на темы "Моны Лизы", которые заставили бы обзавидоваться самого Уорхола: Мона Лиза в кошачьей маске, Мона Лиза в бескозырке с надписью Cannes, Мона Лиза в виде блондинки в темных очках на фоне набережной Круазетт и с "Золотой пальмовой ветвью" на золотой же цепочке на шее. В официальном бутике фестиваля можно купить за 8 евро сувенирную колоду карт с Моной Лизой на оборотной стороне.

Чего вы, ребята, беситесь по поводу этого фильма? Это всего лишь игра! Так говорит главный и самый умный кинофестиваль на свете.

19.05.2006

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама