ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Теперь Церковь в России взмахнет крылами..."

Какой будет Россия после воссоединения двух ветвей русского православия? Об этом размышляют обозреватель "ДВ" и участники Всезарубежного Собора

Дмитрий Шеваров :: 23 мая 2006

За последние годы мы так привыкли к бесконечным разделениям, к распаду всего и вся, что весть о воссоединении кажется приветом из какой-то другой жизни. Вот и весть из Сан-Франциско о скором воссоединении Русской Церкви встречена одними с растерянностью, другими с недоверием, а многими и вовсе с равнодушием. Это, мол, дела религиозные, от нас далекие. Но в том-то и грандиозность события, что закончившийся на прошлой неделе в Сан-Франциско Всезарубежный Собор выходит за рамки и внутрицерковного устройства, и политики. Ведь речь идет о воссоединении того многонационального народа, который во всем мире зовут русским. Об обретении им цельности церковной, общественной и культурной жизни.

В то время когда в Америке проходил Собор Русской Православной Церкви за границей, в Москве умер выдающийся философ Александр Зиновьев. В своем последнем интервью (показанном на днях по каналу ТВЦ) он с горечью говорил: русские люди до того раздроблены, что уже не представляют собой цельного народа, а у молодых в России нет даже чувства принадлежности к русским. Именно поэтому, говорил философ, "с русскими безжалостно расправляются – их выбрасывают из мировой истории, вычеркивают все их изобретения и победы...".

И вот в такой момент мы получаем поддержку, которой уже и не ждали, – от нашей эмиграции, от Православной Церкви за границей, о существовании которой многие из нас лишь "что-то слышали", но доподлинно ничего не знали.

Конечно, обидно, что шаги к примирению двух русских церквей были сделаны лишь сейчас, а не в начале 90-х годов, когда в России и наивный народ, и неопытное священство были брошены в море катастрофических социальных реформ без всякой помощи, без всяких ориентиров. Не пересекая никаких границ, мы оказались в жесточайшей эмиграции. Люди гибли в бандитских "капиталистических джунглях", ничего не зная об опыте выживания наших эмигрантов на Западе. При этом чудесным образом возобновлялась служба в тысячах храмов, остро не хватало священников. Молодых романтиков, часто и семинарского курса не окончивших, спешно рукополагали и, как вспоминает один из них, "вталкивали в алтарь". Они мечтали о духовном возрождении, а им приходилось в перерывах между отпеваниями латать крышу да вытаскивать из полуразрушенного храма забытые колхозом удобрения. Юные батюшки, у которых и бородки-то порой только пробивались, были брошены на произвол судьбы.

Вот в каких условиях протянутая братская рука была бы пожата со слезами благодарности! Вот когда опыт, знания и настоенная на непрерывавшихся традициях мудрость нашей православной эмиграции были так остро, так жизненно необходимы!.. Но, видно, сильно еще там, в далекой эмиграции, опасались нас, бывших советских, а на священников Московской Патриархии смотрели как на агентов Кремля. Мы же, в свою очередь, считали эмигрантов уже и не вполне русскими, а заевшимися западниками, которые могут лишь поучать нас или требовать покаяния за "грехи сергианства и экуменизма".

Неудивительно, что противники православия на Западе надеялись, что "эти русские" никогда между собой не договорятся. Ушаты грязи были вылиты на РПЦ в иностранных и российских СМИ.

Но неожиданно для многих сторонних наблюдателей две ветви одной Матери-Церкви и одного народа решили больше не бросать друг на друга тень, не смущать паству взаимными обвинениями. Пусть хотя бы и на последнем краю, но было решено поставить духовный предел вековой смуте, трагическому рассеянию по миру русских умов и духовному отчуждению их от Родины. 12 мая Собор Русской Православной Церкви за границей (в нем участвовали 11 архиереев и около 150 клириков и мирян РПЦЗ, представляющих все 14 епархий Зарубежной Церкви, разные страны и континенты – Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и страны СНГ) принял наконец-то резолюцию по установлению нормальных отношений с Московским Патриархатом.

Май 2006 года войдет в учебники отечественной истории как светлая дата после череды дат черных и безотрадных, как новая точка отсчета, как долгожданная победа над затянувшимся безволием и унынием. Соединение двух частей русского священства и русского народа после векового раздора и разномыслия не может быть простым и легким. Это потребует огромного труда, терпения и национальной солидарности, которая, будучи дурно понятой, выражалась у нас в последнее время лишь отвратительным бахвальством маргинальных политиков, скинхедской уголовщиной да пьяными криками футбольных фанатов. Для компрометации русской идеи было сделано все мыслимое и немыслимое. Всякое истинное творческое и духовное делание было задвинуто подальше от общественного внимания. И можно подумать, что его вовсе нет. Но обретение и впитывание традиции, к счастью, теплилось и теплится – в семье, в храме, в келье, в православных детских лагерях, в кадетских корпусах и училищах сестер милосердия...

Представители РПЦ и РПЦЗ объясняют сейчас самым нетерпеливым, что воссоединение должно быть осторожным и постепенным, что Церковь – институт консервативный. Но время-то в XXI веке течет иначе, чем в XVII. И пока согласительные комиссии будут в лупу рассматривать каждую запятую, глобализация может захватить наших детей так, что до них уже ни с какого амвона не докричишься. Чтобы передать детям веру, традицию, нравственные начала, у нас каждый час на счету.

Послушаем голоса тех, кто выступал на Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви за воссоединение, и тех, кто так ждет его в России. Их переживания и мысли о России должны, мне кажется, всем нам придать бодрости и решительности. Мы должны вернуться к самим себе и стать народом, а не "вымирающим электоратом".


Протоиерей Николай КАРЫПОВ (Австралия):

– При правильном руководстве Церковь в России взмахнет крылами и полетит. Нам же на Западе понадобятся большие усилия, чтобы изжить дебелость плоти и подняться над землей. Первые поколения Русской Зарубежной Церкви видели себя представителями "Святой Руси". Россия при всех ее грехах, приведших к революциям, имела как общество нечто, что было давно похоронено на "милом кладбище Европы"... Зарубежная Церковь прилагала напряженные усилия, чтобы осмыслить и сохранить принципы Святой Руси, дабы возвратить их будущей России как некий драгоценный залог. Этот залог – ценности духовные и нравственные, а также ориентиры для устроения национальной жизни вокруг Православия.... Что же нам остается делать теперь?.. Может быть, мы сможем еще быть нужными для Церкви в России, если найдем в себе мужество говорить честно, не свысока, не теряя покаянного духа... Мы стоим на пороге возможности великих событий.

Борис ЙОРДАН, внук полковника Добровольческой армии, банкир и предприниматель, родился в США, последние 15 лет живет в России:

– Убежден, что в этот переломный для нашего Отечества момент русское зарубежье не должно по-фарисейски требовать от тех, кто родился в советское время и пережил страшные годы безбожия, в один момент изменить свои взгляды и усвоить традиционное русское мировоззрение. Если мы осознаем, что нам вверен бесценный дар православной веры, русского предания и традиций, мы должны щедро делиться им с нашими соотечественниками в России, особенно с молодежью. Иначе в скором времени делиться будет уже не с кем: вместе с русским мировоззрением, русской идентичностью сойдет с арены мировой истории и Россия как великая держава. На ее месте появится территория, населенная русскоговорящими людьми, численность которых год от года будет лишь уменьшаться.... К великому сожалению, до сих пор в умах и душах русских людей продолжается гражданская война. По-прежнему в русском обществе присутствует разделение на своих и чужих, белых и красных. На мой взгляд, сегодня важно, чтобы Русская Православная Церковь примером объединения двух своих частей навсегда поставила точку в этих бессмысленных и бесплодных спорах... Если этого не будет сейчас, то, по моему глубочайшему убеждению, может быть совершена великая историческая ошибка, которая может стать роковой не только для Церкви, но и для всего русского народа.

Схиигумен ИЛИЙ, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни:

– В сентябре 2005-го наша группа в количестве пяти человек находилась в Америке, в частности для поклонения мощам святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Это было наше первое посещение континента Америки.Непривычный, необычный для нас образ жизни американцев с их усвоенным менталитетом по-человечески вызвал у нас многие эмоции и чувства. Но все это оказалось не столь впечатлительным и важным, когда мы встречались лицом к лицу с нашими родными соотечественниками, и мы даже стали забывать, что мы находимся не в своем отечестве, а в штатах Америки. Православная душа, русский темперамент да и менталитет русского православного человека нас окружали, как будто мы были не в Америке, а в Калужской, Московской, Орловской или другой области. Мы нисколько не заметили неприязни к России и к народу, населяющему ее, от ныне живущих за рубежом людей, а почувствовали от них одно желание духовного нашего общения, общения близкого и человеческого. Мы будем усердно молиться о том, чтобы мы вскоре были вместе.

Валентин КУРБАТОВ, литературный критик (Псков):

– Новость о воссоединении – великая и ободряющая. Не только для Церкви. Мы действительно вступили в новый век, как всегда, расходясь с календарными границами. По самой своей профессии мне приходится много читать, и я с удивлением отмечаю, как скоро для героев нашей прозы размылись границы мира. У кого дети за границей, кто сам летает взад-вперед с естественностью птицы. И авторы уже подписывают свои книги разными концами мира, начиная рукопись в одной части Земли и кончая в другой, – и не всегда дома. А ведь это русские люди, русские дети с наследованной или только-только приживленной христианской закваской. Теперь, сходясь у общей Чаши, они острее будут чувствовать слово "причастие", потому что это будет еще и причастие Родины, лучше будут слышать ее сердце и хранящуюся в Церкви глубину домашнего кровообращения. Да и многое из того, что нажито в разделении самой Церковью (опасливые оглядки друг на друга и соревнование в консерватизме) при разности светского и исторического опыта той и другой Церкви, будет обдумываться и бережнее, и вместе смелее. От вызовов времени не укроешься, и решение Собора – есть первый мужественный ответ этому времени и проявление заботы о своей стремительно и неизбежно меняющейся пастве.

Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам:

– Объединение Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) – это величайшее событие. Русские люди оказались на высоте того исторического шанса, который им представился. Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения Церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которого государство – просто территория с полезными ископаемыми, а нация – это просто народонаселение. Вера превращает народонаселение в нацию.


А в это время

"Диалогу между Православной Церковью и либеральными силами – быть!" – именно такой довольно неожиданный для многих вывод можно сделать из открытой переписки заместителя председателя Федерального политсовета СПС Леонида Гозмана и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Православная Церковь, очень часто повторявшая, что она есть "один из ключевых институтов гражданского общества", наконец согласилась на взаимодействие и с другими его институтами, которые нередко иные церковные (и околоцерковные) деятели обвиняли во всех смертных грехах. Непростая, острая, но вместе с тем живая дискуссия, возникшая между Леонидом Гозманом и митрополитом Кириллом в эпистолярном жанре после Всемирного Русского Собора назрела давно.

Правые заявляют, что свобода вероисповедания – один из базовых принципов "Союза правых сил". Вместе с тем нельзя забывать, что православие на протяжении многих веков являлось основой русской культуры и государственности. Людей, так или иначе относящих себя к православию, в России по-прежнему очень много, много их и среди самих либералов – примером тому может служить лидер СПС Никита Белых, соблюдающий пост и регулярно посещающий храм.

"Мировой опыт показывает, как велика роль Церкви, когда она сохраняет независимость от государственной власти, и как быстро она деградирует, начиная выполнять несвойственные ей в современном мире государственные функции. Выступая за светский характер государства, за отделение Церкви от государственных институтов, мы тем самым защищаем и саму Церковь от повторения той нравственной трагедии, которую она пережила при советской власти" – так формулирует роль современной Русской Православной Церкви в своем письме митрополиту Кириллу Леонид Гозман.

Без осознания того, что идеалы свободы и демократии являются ключевыми для России, не может обойтись и Церковь. В то же время правые заявляют, что они ни коим образом не хотят противопоставлять себя ни православию вообще, ни Русской Православно Церкви в частности. Они лишь считают, что намечающийся диалог между Церковью и демократическими партиями одинаково важен для обеих сторон.

Продолжением открытой переписки митрополита Кирилла и Леонида Гозмана должен стать "круглый стол", на котором представители демократических партий и церковные сановники обсудят, как должны строиться взаимоотношения Церкви и общества. Очень хочется верить, что диалог получится, тем более сам факт ответа церковного иерарха представителю политической партии уже означает очень многое.

23.05.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /