За последние годы мы так привыкли к бесконечным разделениям, к распаду всего и вся, что весть о воссоединении кажется приветом из какой-то другой жизни. Вот и весть из Сан-Франциско о скором воссоединении Русской Церкви встречена одними с растерянностью, другими с недоверием, а многими и вовсе с равнодушием. Это, мол, дела религиозные, от нас далекие. Но в том-то и грандиозность события, что закончившийся на прошлой неделе в Сан-Франциско Всезарубежный Собор выходит за рамки и внутрицерковного устройства, и политики. Ведь речь идет о воссоединении того многонационального народа, который во всем мире зовут русским. Об обретении им цельности церковной, общественной и культурной жизни.
В то время когда в Америке проходил Собор Русской Православной Церкви за границей, в Москве умер выдающийся философ Александр Зиновьев. В своем последнем интервью (показанном на днях по каналу ТВЦ) он с горечью говорил: русские люди до того раздроблены, что уже не представляют собой цельного народа, а у молодых в России нет даже чувства принадлежности к русским. Именно поэтому, говорил философ, "с русскими безжалостно расправляются их выбрасывают из мировой истории, вычеркивают все их изобретения и победы...".
И вот в такой момент мы получаем поддержку, которой уже и не ждали, от нашей эмиграции, от Православной Церкви за границей, о существовании которой многие из нас лишь "что-то слышали", но доподлинно ничего не знали.
Конечно, обидно, что шаги к примирению двух русских церквей были сделаны лишь сейчас, а не в начале 90-х годов, когда в России и наивный народ, и неопытное священство были брошены в море катастрофических социальных реформ без всякой помощи, без всяких ориентиров. Не пересекая никаких границ, мы оказались в жесточайшей эмиграции. Люди гибли в бандитских "капиталистических джунглях", ничего не зная об опыте выживания наших эмигрантов на Западе. При этом чудесным образом возобновлялась служба в тысячах храмов, остро не хватало священников. Молодых романтиков, часто и семинарского курса не окончивших, спешно рукополагали и, как вспоминает один из них, "вталкивали в алтарь". Они мечтали о духовном возрождении, а им приходилось в перерывах между отпеваниями латать крышу да вытаскивать из полуразрушенного храма забытые колхозом удобрения. Юные батюшки, у которых и бородки-то порой только пробивались, были брошены на произвол судьбы.
Вот в каких условиях протянутая братская рука была бы пожата со слезами благодарности! Вот когда опыт, знания и настоенная на непрерывавшихся традициях мудрость нашей православной эмиграции были так остро, так жизненно необходимы!.. Но, видно, сильно еще там, в далекой эмиграции, опасались нас, бывших советских, а на священников Московской Патриархии смотрели как на агентов Кремля. Мы же, в свою очередь, считали эмигрантов уже и не вполне русскими, а заевшимися западниками, которые могут лишь поучать нас или требовать покаяния за "грехи сергианства и экуменизма".
Неудивительно, что противники православия на Западе надеялись, что "эти русские" никогда между собой не договорятся. Ушаты грязи были вылиты на РПЦ в иностранных и российских СМИ.
Но неожиданно для многих сторонних наблюдателей две ветви одной Матери-Церкви и одного народа решили больше не бросать друг на друга тень, не смущать паству взаимными обвинениями. Пусть хотя бы и на последнем краю, но было решено поставить духовный предел вековой смуте, трагическому рассеянию по миру русских умов и духовному отчуждению их от Родины. 12 мая Собор Русской Православной Церкви за границей (в нем участвовали 11 архиереев и около 150 клириков и мирян РПЦЗ, представляющих все 14 епархий Зарубежной Церкви, разные страны и континенты Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и страны СНГ) принял наконец-то резолюцию по установлению нормальных отношений с Московским Патриархатом.
Май 2006 года войдет в учебники отечественной истории как светлая дата после череды дат черных и безотрадных, как новая точка отсчета, как долгожданная победа над затянувшимся безволием и унынием. Соединение двух частей русского священства и русского народа после векового раздора и разномыслия не может быть простым и легким. Это потребует огромного труда, терпения и национальной солидарности, которая, будучи дурно понятой, выражалась у нас в последнее время лишь отвратительным бахвальством маргинальных политиков, скинхедской уголовщиной да пьяными криками футбольных фанатов. Для компрометации русской идеи было сделано все мыслимое и немыслимое. Всякое истинное творческое и духовное делание было задвинуто подальше от общественного внимания. И можно подумать, что его вовсе нет. Но обретение и впитывание традиции, к счастью, теплилось и теплится в семье, в храме, в келье, в православных детских лагерях, в кадетских корпусах и училищах сестер милосердия...
Представители РПЦ и РПЦЗ объясняют сейчас самым нетерпеливым, что воссоединение должно быть осторожным и постепенным, что Церковь институт консервативный. Но время-то в XXI веке течет иначе, чем в XVII. И пока согласительные комиссии будут в лупу рассматривать каждую запятую, глобализация может захватить наших детей так, что до них уже ни с какого амвона не докричишься. Чтобы передать детям веру, традицию, нравственные начала, у нас каждый час на счету.
Послушаем голоса тех, кто выступал на Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви за воссоединение, и тех, кто так ждет его в России. Их переживания и мысли о России должны, мне кажется, всем нам придать бодрости и решительности. Мы должны вернуться к самим себе и стать народом, а не "вымирающим электоратом".
Протоиерей Николай КАРЫПОВ (Австралия):
При правильном руководстве Церковь в России взмахнет крылами и полетит. Нам же на Западе понадобятся большие усилия, чтобы изжить дебелость плоти и подняться над землей. Первые поколения Русской Зарубежной Церкви видели себя представителями "Святой Руси". Россия при всех ее грехах, приведших к революциям, имела как общество нечто, что было давно похоронено на "милом кладбище Европы"... Зарубежная Церковь прилагала напряженные усилия, чтобы осмыслить и сохранить принципы Святой Руси, дабы возвратить их будущей России как некий драгоценный залог. Этот залог ценности духовные и нравственные, а также ориентиры для устроения национальной жизни вокруг Православия.... Что же нам остается делать теперь?.. Может быть, мы сможем еще быть нужными для Церкви в России, если найдем в себе мужество говорить честно, не свысока, не теряя покаянного духа... Мы стоим на пороге возможности великих событий.
Борис ЙОРДАН, внук полковника Добровольческой армии, банкир и предприниматель, родился в США, последние 15 лет живет в России:
Убежден, что в этот переломный для нашего Отечества момент русское зарубежье не должно по-фарисейски требовать от тех, кто родился в советское время и пережил страшные годы безбожия, в один момент изменить свои взгляды и усвоить традиционное русское мировоззрение. Если мы осознаем, что нам вверен бесценный дар православной веры, русского предания и традиций, мы должны щедро делиться им с нашими соотечественниками в России, особенно с молодежью. Иначе в скором времени делиться будет уже не с кем: вместе с русским мировоззрением, русской идентичностью сойдет с арены мировой истории и Россия как великая держава. На ее месте появится территория, населенная русскоговорящими людьми, численность которых год от года будет лишь уменьшаться.... К великому сожалению, до сих пор в умах и душах русских людей продолжается гражданская война. По-прежнему в русском обществе присутствует разделение на своих и чужих, белых и красных. На мой взгляд, сегодня важно, чтобы Русская Православная Церковь примером объединения двух своих частей навсегда поставила точку в этих бессмысленных и бесплодных спорах... Если этого не будет сейчас, то, по моему глубочайшему убеждению, может быть совершена великая историческая ошибка, которая может стать роковой не только для Церкви, но и для всего русского народа.
Схиигумен ИЛИЙ, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни:
В сентябре 2005-го наша группа в количестве пяти человек находилась в Америке, в частности для поклонения мощам святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Это было наше первое посещение континента Америки.Непривычный, необычный для нас образ жизни американцев с их усвоенным менталитетом по-человечески вызвал у нас многие эмоции и чувства. Но все это оказалось не столь впечатлительным и важным, когда мы встречались лицом к лицу с нашими родными соотечественниками, и мы даже стали забывать, что мы находимся не в своем отечестве, а в штатах Америки. Православная душа, русский темперамент да и менталитет русского православного человека нас окружали, как будто мы были не в Америке, а в Калужской, Московской, Орловской или другой области. Мы нисколько не заметили неприязни к России и к народу, населяющему ее, от ныне живущих за рубежом людей, а почувствовали от них одно желание духовного нашего общения, общения близкого и человеческого. Мы будем усердно молиться о том, чтобы мы вскоре были вместе.
Валентин КУРБАТОВ, литературный критик (Псков):
Новость о воссоединении великая и ободряющая. Не только для Церкви. Мы действительно вступили в новый век, как всегда, расходясь с календарными границами. По самой своей профессии мне приходится много читать, и я с удивлением отмечаю, как скоро для героев нашей прозы размылись границы мира. У кого дети за границей, кто сам летает взад-вперед с естественностью птицы. И авторы уже подписывают свои книги разными концами мира, начиная рукопись в одной части Земли и кончая в другой, и не всегда дома. А ведь это русские люди, русские дети с наследованной или только-только приживленной христианской закваской. Теперь, сходясь у общей Чаши, они острее будут чувствовать слово "причастие", потому что это будет еще и причастие Родины, лучше будут слышать ее сердце и хранящуюся в Церкви глубину домашнего кровообращения. Да и многое из того, что нажито в разделении самой Церковью (опасливые оглядки друг на друга и соревнование в консерватизме) при разности светского и исторического опыта той и другой Церкви, будет обдумываться и бережнее, и вместе смелее. От вызовов времени не укроешься, и решение Собора есть первый мужественный ответ этому времени и проявление заботы о своей стремительно и неизбежно меняющейся пастве.
Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам:
Объединение Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ) это величайшее событие. Русские люди оказались на высоте того исторического шанса, который им представился. Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения Церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которого государство просто территория с полезными ископаемыми, а нация это просто народонаселение. Вера превращает народонаселение в нацию.
А в это время
"Диалогу между Православной Церковью и либеральными силами быть!" именно такой довольно неожиданный для многих вывод можно сделать из открытой переписки заместителя председателя Федерального политсовета СПС Леонида Гозмана и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
Православная Церковь, очень часто повторявшая, что она есть "один из ключевых институтов гражданского общества", наконец согласилась на взаимодействие и с другими его институтами, которые нередко иные церковные (и околоцерковные) деятели обвиняли во всех смертных грехах. Непростая, острая, но вместе с тем живая дискуссия, возникшая между Леонидом Гозманом и митрополитом Кириллом в эпистолярном жанре после Всемирного Русского Собора назрела давно.
Правые заявляют, что свобода вероисповедания один из базовых принципов "Союза правых сил". Вместе с тем нельзя забывать, что православие на протяжении многих веков являлось основой русской культуры и государственности. Людей, так или иначе относящих себя к православию, в России по-прежнему очень много, много их и среди самих либералов примером тому может служить лидер СПС Никита Белых, соблюдающий пост и регулярно посещающий храм.
"Мировой опыт показывает, как велика роль Церкви, когда она сохраняет независимость от государственной власти, и как быстро она деградирует, начиная выполнять несвойственные ей в современном мире государственные функции. Выступая за светский характер государства, за отделение Церкви от государственных институтов, мы тем самым защищаем и саму Церковь от повторения той нравственной трагедии, которую она пережила при советской власти" так формулирует роль современной Русской Православной Церкви в своем письме митрополиту Кириллу Леонид Гозман.
Без осознания того, что идеалы свободы и демократии являются ключевыми для России, не может обойтись и Церковь. В то же время правые заявляют, что они ни коим образом не хотят противопоставлять себя ни православию вообще, ни Русской Православно Церкви в частности. Они лишь считают, что намечающийся диалог между Церковью и демократическими партиями одинаково важен для обеих сторон.
Продолжением открытой переписки митрополита Кирилла и Леонида Гозмана должен стать "круглый стол", на котором представители демократических партий и церковные сановники обсудят, как должны строиться взаимоотношения Церкви и общества. Очень хочется верить, что диалог получится, тем более сам факт ответа церковного иерарха представителю политической партии уже означает очень многое.
23.05.2006
Источник: Деловой Вторник