ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Закон сохранения религии

Ольга Сивцова :: 26 мая 2006

Хотя, согласно ст. 35 Конституции Украины, "...Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа – от церкви...", сегодня уже очевидно, что инициатива возврата религии в общество исходит именно от государства. "В Украине с 1 сентября 2006 года в школах может начаться преподавание "Этики веры и религиоведения", – сообщает пресса.

В обществе существует целый спектр мнений относительно обоснованности введения такого предмета в школьную программу: от бурного одобрения – в надежде, что это подтолкнет детей к вере, отвратит от наркомании и убережет от СПИДа, до прямо противоположного – подозрения, что под видом "этики веры" подрастающему поколению будет навязываться религиозное мировоззрение. Не такие уж и беспочвенные опасения... Да и сами члены созданной ранее комиссии, куда вошли представители различных религиозных конфессий, так и не смогли прийти к единому мнению о содержании нового курса.

Поэтому концепцию дисциплины будет предлагать сам Виктор Ющенко. Что ж, предмет вполне можно считать "президентским".


Религия на службе у экономики

Удивительно, что, критикуя русскую Православную Церковь за "смычку" с российским правительством, наши государственные мужи пытаются и в Украине повлиять на религиозную жизнь и наладить тесное взаимодействие между государством и церковью. В массовое сознание усиленно внедряются формулы типа "единая церковь – единое государство" и "сильная церковь – сильное государство". И никак не хочет государство отдать Богу Богово.

Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в книге "Инновационные перспективы Украины" (В. М. Геец, В. П. Семиноженко): "Современные исследования доказали, что обыденное сознание в такой составляющей, как религиозная, имеет не негативное, а скорее позитивное влияние на результаты прежде всего экономического развития".

Авторы научной монографии ссылаются на данные, опубликованные в газете "Зеркало недели" в январе 2004 года (статья О. Приходько "Религия как двигатель экономического развития"), а та, в свою очередь, на результаты в основном американских исследований, имевших целью установить связь между трудолюбием и религиозностью.

Оказывается, средний американец в конце второго тысячелетия на рабочем месте проводил в год 1 976 часов, средний англичанин – на 10% меньше, средний немец уступал 22%, а голландцы и норвежцы – еще больше. И если американцы от года к году трудятся все дольше, то европейцы – все меньше. В США постоянно увеличивается количество занятого населения (49%), а в Европе – снижается (39-44%), зато стремительно увеличивается количество рабочего времени, затраченного на забастовки. Так, например, в Испании в 2001 году на 10 тыс. рабочих приходился 271 забастовочный день, а в Соединенных Штатах – только 50.

В то же время именно американцы оказались наиболее религиозными. В США в Бога веруют 82% граждан, а 58% людей считают, что именно вера заставляет следовать нравственным нормам. Европейцы же в основном – безбожники: никакого значения не имеет Бог для 55% шведов, 52% норвежцев и 49% голландцев. В США 60-70% населения регулярно посещает церковь, а в Европе туда ходит только 10% населения, да и то изредка.

Все, "теория" готова: трудолюбие, добросовестность и аскетизм – "предпосылка формирования ресурсов для финансирования экономики" – воспитываются религией. Никакие другие факторы, влияющие на количество рабочего времени, например условия трудового договора или даже количество предприятий, на которых можно проводить свое рабочее время, не рассматриваются. Больше религии – больше ВВП, а значит, грех не воспользоваться!

Что называется, "открыли Америку"... Еще Вольтер утверждал, что "если бы Бога не было, его следовало бы придумать". Правда, за это утверждение французский философ навсегда приобрел славу отъявленного циника.

Видимо, это обстоятельство не смущает авторов монографии, ищущих рычаги воздействия на неповоротливую украинскую экономику и готовых уцепиться даже за соломинку веры. Резерв роста у нас – ого-го: украинцы отрабатывают только 82% того времени, которое отводит на труд средний американец и, по данным Госкомстата, в Украине работающие составляют только 43% от общей численности населения. То есть мало кто из наших школьников по утрам разносит газеты и далеко не все студенты подрабатывают в "фаст-фудах".


"Институт церкви должен..."?

Именно с позиции этой "теории", спорной, как и любая другая, в основу которой положена корреляция, авторы научного труда "Инновационные перспективы Украины" анализируют состояние украинской церкви. И, конечно, обнаруживают "недостатки": "Церковь как общественный институт, формирующий повседневное поведение населения... не играет пока той роли, на которую мы обратили внимание, поскольку она разделена на конкурирующие составляющие. В ней нет единства".

Кроме того, украинские социологические исследования констатируют, что вера украинцев не настолько глубока, как этого требует экономика: "современную религиозность можно трактовать как некую моду, некую равнодушную фиксацию, не сопровождающуюся мощными психологическими стимулами..." ("Отличие, которого нет. Религиозная вера в зеркале социологического исследования", В. Бурлачук).

То есть надеяться, что "религиозный ренессанс" принесет экономические плоды сам по себе, без государственного вмешательства, не стоит. Поэтому ученые и дают рекомендации церкви: играть "одну из определяющих ролей в обеспечении активной общественной деятельности" на пути к "экономике знаний".

Церковь должна: "формировать мотивацию к интенсивному высокопродуктивному труду", "обеспечивать детей из бедных семей учебниками, одеждой и т.п. вместо того, чтобы бесплатно распространять религиозную литературу..."

Исследования продолжаются. Теперь ученые хотят установить, какая из религий дает больший экономический эффект. Подозревают, что протестантская. Может быть, исходя из этого государство решит заново "Русь крестить"?

Осознав угрозу, православие сегодня пытается приспособить свои догматы к вызовам "объективной реальности". В декабре 2001 года на съезде православной молодежи Украины шла речь о том, что "в начале третьего тысячелетия Украина переживает тяжелые времена. Многие даже считают, что у Украины как православного государства нет будущего, что она просто превратится в этнографическую территорию". Чтобы укрепить позиции православия, съезд призывал верующую молодежь "развивать и приумножать своим творчеством новую экономику, которая работает для людей".

В 2004 году Десятый Всемирный русский народный собор принял "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования", который тут же окрестили "Десятью заповедями бизнесмена". Все чаще вспоминаются работы выдающегося богослова о. Сергия Булгакова, чье 135-летие недавно отмечала Православная Церковь. В своих трудах о. Сергий исследовал роль православия в хозяйственном развитии и доказал, что "новейшие экономические модели являются естественным продолжением духа христианства, освободившего человечество от языческих оков, вследствие чего оно осознало возможности своей свободой воли". Похоже, церковь сознательно идет на то, чтобы стать "ЦКК грядущих дней" – партийно-хозяйственным органом государства.

Не стоит, наверное, церковникам радоваться тому, что усилению их влияния на общество способствует государство, – взамен, подобно известному персонажу, оно потребует саму душу религии, заставив ее служить не идеальным, а вполне прагматичным целям.

25.05.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама