14 мая решением Священноначалия Русской Церкви был отправлен на покой епископ Василий (Осборн), до последнего времени управлявший Сурожской епархией. Тремя неделями раньше епископ Василий заявил о намерении покинуть Русскую Православную Церковь и перейти в Константинопольский Патриархат. От каких бы то ни было консультаций с Московским Патриархатом епископ Василий отказался. В эти дни Специальная патриаршая комиссия начинает расследование причин кризиса в епархии. Эти события болью и горечью отозвались во многих сердцах. Сурожская епархия связана с именем замечательного проповедника и богослова ХХ века митрополита Антония (Блума). Насколько закономерно такое развитие событий в созданной им епархии? Сотни тысяч русских людей сегодня постоянно живут за пределами России. Как будет устроена их церковная жизнь?
Представленные на этих страницах материалы и мнения ни в коем случае не предвосхищают и не подменяют собой выводы Специальной комиссии. Нам показалось важным представить весь спектр существующих мнений. Публикация подготовлена в ответ на многочисленные письма читателей.
Основные события в Сурожской епархии разворачивались в конце апреля начале мая, хотя корни проблем уходят в 1990-е годы. В понедельник Светлой седмицы, 24 апреля, епископ Василий написал Святейшему Патриарху письмо, в котором попросил отпустить его в Константинопольский Патриархат: "Я с горечью вынужден просить освободить меня от канонического подчинения Московскому Патриархату...События последних нескольких лет, как до, так и после смерти митрополита Антония, в конце концов убедили меня, что епархия, созданная им в Великобритании и Ирландии, теперь должна покинуть Московский Патриархат и стать епархией Вселенского Патриархата со статусом, аналогичным статусу Экзархата приходов русской традиции с центром в Париже".
О том, в каком огромном напряжении писал это письмо епископ Василий, говорит тот факт, что он постоянно путает "я" и "мы". В начале абзаца он просит отпустить лично его, а через несколько предложений утверждает, что вся "епархия должна" покинуть Московский Патриархат. О причинах чуть позже, восстановим для начала события последних дней.
Казалось бы, обратившись к Патриарху, следовало дождаться ответа, однако епископ Василий поступил иначе. 2 мая он разослал по епархии циркулярное письмо, в котором объявил о желании перейти в юрисдикцию Константинополя, и снова выступал не от себя лично, а от имени всей епархии.
В тот же день, не дожидаясь отпускной грамоты от Московского Патриарха, он в нарушение канонов написал Патриарху Константинопольскому с просьбой принять его в общение. Епископ Василий спешил и нервничал, все эти демарши он хотел предпринять накануне Всезарубежного Собора, который решал главный вопрос о восстановлении единства Русской Православной Церкви. Думаю, на вопрос, почему он хотел сделать это именно накануне Собора, мы получим ответ в самое ближайшее время.
Ответ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси последовал 7 мая. В нем звучат боль и тревога, забота и стремление понять мотивы епископа Василия: "Вы пишете, дорогой Владыка, о развитии Сурожской епархии согласно видению приснопамятного митрополита Антония. Именно такое развитие и Мы поддерживаем и благословляем. Подвигом жизни блаженнопочившего иерарха было создание многонациональной епархии, верной традиции Русской Церкви, но открытой к новым вызовам жизни в условиях Западной Европы и свободной от всякой этнической ограниченности. Под омофором Владыки Антония русские, англичане, представители иных национальностей равно ощущали себя любимыми чадами единой Церкви-Матери, которой покойный святитель был верен всегда, в том числе в самые неблагоприятные для этого времена, и сохранил эту верность даже до смерти.
Мы ожидали от Вас, Владыка, что Вы продолжите дело митрополита Антония. В этом заверял нас почивший иерарх, желая именно Вас видеть своим преемником. Это обстоятельство во многом определило решение Священного Синода о возложении на Вас обязанностей по управлению Сурожской епархией. И сами Вы неоднократно подтверждали Ваше желание продолжать дело Владыки Антония, преемственно следовать его линии и хранить ту же верность Матери-Церкви. Вам была дана возможность подтвердить эти намерения делом".
Далее Святейший Патриарх пригласил епископа Василий для личной встречи и обсуждения сложившейся ситуации. На это письмо до сих пор ответа не последовало. Более того, выяснилось, что письмо в Константинопольский Патриархат уже отправлено.
События развивались стремительно. 14 мая в лондонском соборе был зачитан Патриарший указ о смещении епископа Василия с должности управляющего Сурожской епархии и почислении его на покой. Управляющим Сурожской епархии был временно назначен епископ Корсунский Иннокентий, а для расследования сложившейся ситуации назначена специальная комиссия в составе двух архиереев и двух священников.
Какова же ситуация в Сурожской епархии? Что послужило причиной для столь беспрецедентных поступков? Действительно ли вся Сурожская епархия, как и ее управляющий, стремится покинуть Московский Патриархат?
Ссылаясь на "видение" митрополита Антония, епископ Василий утверждает: "На протяжении многих лет митрополит Антоний давал понять, что он работает на благо "местной" Православной Церкви в Великобритании. Русская традиция являлась проводником Православной веры, однако она должна была укорениться в местной культуре. Трудами митрополита Антония община, насчитывавшая в 50-х годах XX века несколько сот человек в Лондоне, превратилась ко времени его кончины в небольшую епархию из тридцати приходов и евхаристических общин по всей Великобритании". Однако за последние десять лет радикально изменился характер русского присутствия в Великобритании. Паства епархии, которая к началу 1990-х годов едва насчитывала три тысячи прихожан, пополнилась десятками и сотнями тысяч русских. Сегодня их общее количество по некоторым оценкам приближается к 600 тысячам.
"Им требуются священнослужители, понимающие их жизнь и их пастырские проблемы, способные принимать исповедь на их родном языке. Многие из них также желают сохранять тесные связи со своей родиной и надеются делать это, по крайней мере отчасти, с помощью Церкви. Для них, в отличие от предыдущих волн эмиграции, это возможно", признает епископ Василий. Вместе с тем, из текста письма следует, что Сурожская епархия за прошедшее десятилетие не смогла справиться с этой задачей.
"Сейчас у нас серьезные проблемы, но это не национальные проблемы и не проблемы языка, утверждают Ирина и Владимир фон Шлиппе, прихожане Лондонского собора. Это проблемы, с которыми столкнулась обладающая собственной активной жизнью устоявшаяся православная община, подвергшись нападкам необычайно многочисленной группы православных неофитов из числа иммигрантов. У большинства из этих иммигрантов есть только ограниченный опыт церковной жизни в своей собственной стране, хотя у них может быть опыт посещения церковных служб".
Ну что же здесь причитать? Надо работать. И в самой России по сути была та же самая ситуация. Так, в Москве в конце 1980-х годов было всего 44 православных храма. Сегодня их более 700. Приходили точно такие же люди. С ними было сложно, приходилось практически с нуля организовывать катехизацию, священники сутками исповедовали, но и результаты постепенно появились. Работа с людьми это основа церковного возрождения.
Святейший Патриарх в письме епископу Василию резонно замечает: "Понимаем, что встретились трудности. Но ведь многократное умножение русского присутствия произошло и в других зарубежных епархиях Московского Патриархата, также требуя усилий для сохранения единства и обеспечения духовного окормления разнородной и разноязычной паствы. Кому как не архиереям блюсти единство народа Божия".
Если же ничего не делать, а только причитать, что "они совсем другие, чем мы", то проблемы решить невозможно. И епископ Василий, и часть духовенства и прихожан страстно желали, чтобы их церковная жизнь осталась "междусобойчиком", где все наслаждаются "духовностью" и "хранят наследие митрополита Антония".
О последнем тезисе стоит сказать подробнее. В письме духовенству и членам Епархиального собрания от 1 мая 2006 года епископ Василий фактически противопоставляет пастырские задачи по окормлению русских и интересы Сурожской епархии: "Совершенно ясно, что перед нами стоят две различные задачи, и их надо рассматривать раздельно. С одной стороны, существует большая потребность в пастырском окормлении недавно прибывших русских, и с другой, необходимость развития Сурожской епархии согласно принципам, заложенным митрополитом Антонием".
В последнее время главным в этом наследии считается стремление митрополита Антония построить поместную Православную Церковь в Великобритании. "Митрополит Антоний оставил нам огромное наследие, и я считаю, что нам следует делать все, что в наших силах, чтобы оно принесло плод в будущем. Часть этого наследия его мечта о "поместном" Православии в Западной Европе", утверждает в том же письме епископ Василий.
Однако мечта есть мечта епископ Василий употребил очень точное слово. Это не конкретная программа, не задача на ближайшее будущее. Сам митрополит Антоний очень трезво оценивал перспективы. Но об этом чуть позже.
Есть в позиции епископа Василия и лукавство: митрополит Антоний никогда не связывал надежд на поместную Церковь в Великобритании с переходом его епархии в Константинопольский Патриархат. Более того, в трудные годы гонений на Церковь в России он оставался верен Русской Православной Церкви.
За последнее десятилетие многое изменилось в православной жизни Великобритании. Это касается не только Сурожской епархии. Значительно окрепли и расширились епархии других поместных Православных Церквей. Фиатирская епархия (Константинопольский Патриархат) насчитывает сегодня более сотни приходов, несколько викарных епископов, более ста человек духовенства. Свои епархии есть у сербов, румын, болгар и арабов. Непредвзятый взгляд на реалии церковной жизни показывает, что Сурожская епархия без монашеских общин и всего с 20 священниками и 30 небольшими общинами не может стать основой для формирования поместной Церкви.
Мечте митрополита Антония все еще не суждено сбыться: большинство общин сформировано по этническому признаку, и у них нет никакого стремления к объединению в поместную Церковь. Если бы стремление самого Сурожа к "поместности" было не декларацией, а реальной миссионерской программой, то были бы решены по крайней мере две задачи. Во-первых, широкое литургическое почитание кельтских и англосаксонских святых неразделенной Церкви. Во-вторых, серьезная, продуманная работа с англиканами, желающими принять православие.
Конечно, собор святых, на Вретанийских островах просиявших, есть в епархиальном календаре, совершаются паломничества к местным святыням. Однако все это складывалось стихийно. Да, есть несколько икон, несколько тропарей на английском, но на русском языке нет ничего.
В последние годы я не раз обращался к епископу Василию с просьбой представить документы о вретанийских святых в Синодальную комиссию по канонизации для внесения наиболее почитаемых из них в церковный календарь. Не стоило бы суетиться, если бы это было лишь формальностью, но почитание кельтских святых в последние годы появилось и в России. Фактически я передал епископу Василию просьбы многих православных из России. Казалось бы, это радостно, но Сурожская епархия ничего не сделала для широкого прославления своих святых.
Стоит вспомнить и 1994 год. После решения Англиканской Церкви о рукоположении женщин в епископы, та часть англикан, для которой церковное Предание было не пустым звуком, решила покинуть Англиканскую Церковь. Большая часть из них перешла в католичество, но несколько десятков общин обратились в Сурожскую епархию с просьбой принять их в Православие. Скажем прямо, Сурожская епархия не была рада, она испугалась: необходимы были серьезные программы катехизации, сложные политические и административные решения. Сурож всем жестко отказал, так же поступили и практически все прочие юрисдикции (работа уж очень сложная, да и с англиканами не хотелось портить отношения, боялись, как они отреагируют). В итоге одиннадцать общин составили благочиние Антиохийского Патриархата в Англии. А Сурож в конце концов принял одну общину, чтобы отвести от себя обвинения в отказе принять тех, кто стремился к Святому Православию.
Так судил Господь, что в декабре 2002 года я взял последнее интервью у митрополита Антония (см. ЦВ № 23, 2002). Похоже, многие о нем забыли. Между тем, его во многом стоит рассматривать как завещание. В нашем разговоре митрополит Антоний крайне сдержано отзывался о перспективах создания поместной Церкви: "Надо понимать: для того чтобы образовалась в Великобритании поместная Православная Церковь, должно пройти еще несколько десятилетий. Это будет не завтра, и осуществить это просто указом откуда-нибудь невозможно. Это должно органически случиться, а до этого надо, чтобы разные национальные Церкви осознали свое единство и захотели, чтобы это единство проявлялось в единстве общения. До сих пор это было невозможным. Это оказалось невозможным, потому что Константинополь претендует почти на папство и на то, что он должен иметь власть над всем; а другие Церкви Румынская, Сербская и т.д. еще являются эмигрантским началом и хотят называться национальными Церквами своих народов. Конечно, в этом их надо поддержать. И я говорю, что пройдет еще несколько десятилетий до того момента, когда все эти различные Церкви смогут соединиться воедино".
Епископ Василий считает, что, покинув Московский Патриархат и создав новую епархию "a la Rue Daru" в рамках юрисдикции, которая, по словам митрополита Антония, "претендует почти на папство", он быстрее достигнет цели. Патриарх Алексий в этом глубоко сомневается: "Предложение разделить вверенную Вам от Бога паству по национально-культурному признаку и "распределить" верующих по разным юрисдикциям очень огорчило меня. Владыка, речь ведь идет не о Вашей личной судьбе, а о том, сохранится ли церковное наследие митрополита Антония, продолжится ли дело его жизни. Ясно, что предлагаемый Вами выбор никоим образом не может приблизить перспективу рождения единой и многонациональной Поместной Церкви в Великобритании и вообще в Западной Европе, не может способствовать разрешению проблемы церковного устройства православной диаспоры, над которой десятилетиями трудились и трудятся вместе Поместные Церкви, включая представителей Константинопольского Патриархата. То, что Вы предлагаете не просто шаг назад. Пойдя по пути умножения разделений, мы рискуем утратой церковного мира и стабильности во Вселенском Православии. А расплатой в конечном счете станут новые страдания паствы".
До сих пор не понятно, какая часть духовенства и мирян поддерживают епископа Василия. Не понятно, на каком основании, не проведя предварительных консультаций с ними, епископ Василий говорит от имени всей епархии.
Некоторые комментаторы пытаются представить конфликт в Сурожской епархии как противостояние консерваторов и либералов. Это не так. По сути дела это конфликт между теми, кто хочет сохранить "междусобойчик", и теми, кто настаивает на серьезной миссионерской и пастырской работе.
Нам нужны новые православные храмы в Великобритании там, где проживают русские люди, и их можно построить. Нужны священники, и новые общины смогут их обеспечить. Нужна серьезная программа духовного окормления русской диаспоры в Великобритании. Вместе с тем необходимо сохранить и укрепить те общины, которые совершают богослужение на английском языке. Преодоление кризиса связано в первую очередь с решением этих проблем.