ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кто позаботится о русской пастве?

Сергей Чапнин :: 30 мая 2006

14 мая решением Священноначалия Русской Церкви был отправлен на покой епископ Василий (Осборн), до последнего времени управлявший Сурожской епархией. Тремя неделями раньше епископ Василий заявил о намерении покинуть Русскую Православную Церковь и перейти в Константинопольский Патриархат. От каких бы то ни было консультаций с Московским Патриархатом епископ Василий отказался. В эти дни Специальная патриаршая комиссия начинает расследование причин кризиса в епархии. Эти события болью и горечью отозвались во многих сердцах. Сурожская епархия связана с именем замечательного проповедника и богослова ХХ века митрополита Антония (Блума). Насколько закономерно такое развитие событий в созданной им епархии? Сотни тысяч русских людей сегодня постоянно живут за пределами России. Как будет устроена их церковная жизнь?

Представленные на этих страницах материалы и мнения ни в коем случае не предвосхищают и не подменяют собой выводы Специальной комиссии. Нам показалось важным представить весь спектр существующих мнений. Публикация подготовлена в ответ на многочисленные письма читателей.

Основные события в Сурожской епархии разворачивались в конце апреля – начале мая, хотя корни проблем уходят в 1990-е годы. В понедельник Светлой седмицы, 24 апреля, епископ Василий написал Святейшему Патриарху письмо, в котором попросил отпустить его в Константинопольский Патриархат: "Я с горечью вынужден просить освободить меня от канонического подчинения Московскому Патриархату...События последних нескольких лет, как до, так и после смерти митрополита Антония, в конце концов убедили меня, что епархия, созданная им в Великобритании и Ирландии, теперь должна покинуть Московский Патриархат и стать епархией Вселенского Патриархата со статусом, аналогичным статусу Экзархата приходов русской традиции с центром в Париже".

О том, в каком огромном напряжении писал это письмо епископ Василий, говорит тот факт, что он постоянно путает "я" и "мы". В начале абзаца он просит отпустить лично его, а через несколько предложений утверждает, что вся "епархия должна" покинуть Московский Патриархат. О причинах – чуть позже, восстановим для начала события последних дней.

Казалось бы, обратившись к Патриарху, следовало дождаться ответа, однако епископ Василий поступил иначе. 2 мая он разослал по епархии циркулярное письмо, в котором объявил о желании перейти в юрисдикцию Константинополя, и снова выступал не от себя лично, а от имени всей епархии.

В тот же день, не дожидаясь отпускной грамоты от Московского Патриарха, он в нарушение канонов написал Патриарху Константинопольскому с просьбой принять его в общение. Епископ Василий спешил и нервничал, все эти демарши он хотел предпринять накануне Всезарубежного Собора, который решал главный вопрос – о восстановлении единства Русской Православной Церкви. Думаю, на вопрос, почему он хотел сделать это именно накануне Собора, мы получим ответ в самое ближайшее время.

Ответ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси последовал 7 мая. В нем звучат боль и тревога, забота и стремление понять мотивы епископа Василия: "Вы пишете, дорогой Владыка, о развитии Сурожской епархии согласно видению приснопамятного митрополита Антония. Именно такое развитие и Мы поддерживаем и благословляем. Подвигом жизни блаженнопочившего иерарха было создание многонациональной епархии, верной традиции Русской Церкви, но открытой к новым вызовам жизни в условиях Западной Европы и свободной от всякой этнической ограниченности. Под омофором Владыки Антония русские, англичане, представители иных национальностей равно ощущали себя любимыми чадами единой Церкви-Матери, которой покойный святитель был верен всегда, в том числе в самые неблагоприятные для этого времена, и сохранил эту верность даже до смерти.

Мы ожидали от Вас, Владыка, что Вы продолжите дело митрополита Антония. В этом заверял нас почивший иерарх, желая именно Вас видеть своим преемником. Это обстоятельство во многом определило решение Священного Синода о возложении на Вас обязанностей по управлению Сурожской епархией. И сами Вы неоднократно подтверждали Ваше желание продолжать дело Владыки Антония, преемственно следовать его линии и хранить ту же верность Матери-Церкви. Вам была дана возможность подтвердить эти намерения делом".

Далее Святейший Патриарх пригласил епископа Василий для личной встречи и обсуждения сложившейся ситуации. На это письмо до сих пор ответа не последовало. Более того, выяснилось, что письмо в Константинопольский Патриархат уже отправлено.

События развивались стремительно. 14 мая в лондонском соборе был зачитан Патриарший указ о смещении епископа Василия с должности управляющего Сурожской епархии и почислении его на покой. Управляющим Сурожской епархии был временно назначен епископ Корсунский Иннокентий, а для расследования сложившейся ситуации назначена специальная комиссия в составе двух архиереев и двух священников.

Какова же ситуация в Сурожской епархии? Что послужило причиной для столь беспрецедентных поступков? Действительно ли вся Сурожская епархия, как и ее управляющий, стремится покинуть Московский Патриархат?

Ссылаясь на "видение" митрополита Антония, епископ Василий утверждает: "На протяжении многих лет митрополит Антоний давал понять, что он работает на благо "местной" Православной Церкви в Великобритании. Русская традиция являлась проводником Православной веры, однако она должна была укорениться в местной культуре. Трудами митрополита Антония община, насчитывавшая в 50-х годах XX века несколько сот человек в Лондоне, превратилась ко времени его кончины в небольшую епархию из тридцати приходов и евхаристических общин по всей Великобритании". Однако за последние десять лет радикально изменился характер русского присутствия в Великобритании. Паства епархии, которая к началу 1990-х годов едва насчитывала три тысячи прихожан, пополнилась десятками и сотнями тысяч русских. Сегодня их общее количество по некоторым оценкам приближается к 600 тысячам.

"Им требуются священнослужители, понимающие их жизнь и их пастырские проблемы, способные принимать исповедь на их родном языке. Многие из них также желают сохранять тесные связи со своей родиной и надеются делать это, по крайней мере отчасти, с помощью Церкви. Для них, в отличие от предыдущих волн эмиграции, это возможно", – признает епископ Василий. Вместе с тем, из текста письма следует, что Сурожская епархия за прошедшее десятилетие не смогла справиться с этой задачей.

"Сейчас у нас серьезные проблемы, но это не национальные проблемы и не проблемы языка, – утверждают Ирина и Владимир фон Шлиппе, прихожане Лондонского собора. – Это проблемы, с которыми столкнулась обладающая собственной активной жизнью устоявшаяся православная община, подвергшись нападкам необычайно многочисленной группы православных неофитов из числа иммигрантов. У большинства из этих иммигрантов есть только ограниченный опыт церковной жизни в своей собственной стране, хотя у них может быть опыт посещения церковных служб".

Ну что же здесь причитать? Надо работать. И в самой России по сути была та же самая ситуация. Так, в Москве в конце 1980-х годов было всего 44 православных храма. Сегодня их более 700. Приходили точно такие же люди. С ними было сложно, приходилось практически с нуля организовывать катехизацию, священники сутками исповедовали, но и результаты постепенно появились. Работа с людьми – это основа церковного возрождения.

Святейший Патриарх в письме епископу Василию резонно замечает: "Понимаем, что встретились трудности. Но ведь многократное умножение русского присутствия произошло и в других зарубежных епархиях Московского Патриархата, также требуя усилий для сохранения единства и обеспечения духовного окормления разнородной и разноязычной паствы. Кому как не архиереям блюсти единство народа Божия".

Если же ничего не делать, а только причитать, что "они – совсем другие, чем мы", то проблемы решить невозможно. И епископ Василий, и часть духовенства и прихожан страстно желали, чтобы их церковная жизнь осталась "междусобойчиком", где все наслаждаются "духовностью" и "хранят наследие митрополита Антония".

О последнем тезисе стоит сказать подробнее. В письме духовенству и членам Епархиального собрания от 1 мая 2006 года епископ Василий фактически противопоставляет пастырские задачи по окормлению русских и интересы Сурожской епархии: "Совершенно ясно, что перед нами стоят две различные задачи, и их надо рассматривать раздельно. С одной стороны, существует большая потребность в пастырском окормлении недавно прибывших русских, и с другой, необходимость развития Сурожской епархии согласно принципам, заложенным митрополитом Антонием".

В последнее время главным в этом наследии считается стремление митрополита Антония построить поместную Православную Церковь в Великобритании. "Митрополит Антоний оставил нам огромное наследие, и я считаю, что нам следует делать все, что в наших силах, чтобы оно принесло плод в будущем. Часть этого наследия – его мечта о "поместном" Православии в Западной Европе", – утверждает в том же письме епископ Василий.

Однако мечта есть мечта – епископ Василий употребил очень точное слово. Это не конкретная программа, не задача на ближайшее будущее. Сам митрополит Антоний очень трезво оценивал перспективы. Но об этом чуть позже.

Есть в позиции епископа Василия и лукавство: митрополит Антоний никогда не связывал надежд на поместную Церковь в Великобритании с переходом его епархии в Константинопольский Патриархат. Более того, в трудные годы гонений на Церковь в России он оставался верен Русской Православной Церкви.

За последнее десятилетие многое изменилось в православной жизни Великобритании. Это касается не только Сурожской епархии. Значительно окрепли и расширились епархии других поместных Православных Церквей. Фиатирская епархия (Константинопольский Патриархат) насчитывает сегодня более сотни приходов, несколько викарных епископов, более ста человек духовенства. Свои епархии есть у сербов, румын, болгар и арабов. Непредвзятый взгляд на реалии церковной жизни показывает, что Сурожская епархия без монашеских общин и всего с 20 священниками и 30 небольшими общинами не может стать основой для формирования поместной Церкви.

Мечте митрополита Антония все еще не суждено сбыться: большинство общин сформировано по этническому признаку, и у них нет никакого стремления к объединению в поместную Церковь. Если бы стремление самого Сурожа к "поместности" было не декларацией, а реальной миссионерской программой, то были бы решены по крайней мере две задачи. Во-первых, широкое литургическое почитание кельтских и англосаксонских святых неразделенной Церкви. Во-вторых, серьезная, продуманная работа с англиканами, желающими принять православие.

Конечно, собор святых, на Вретанийских островах просиявших, есть в епархиальном календаре, совершаются паломничества к местным святыням. Однако все это складывалось стихийно. Да, есть несколько икон, несколько тропарей на английском, но на русском языке нет ничего.

В последние годы я не раз обращался к епископу Василию с просьбой представить документы о вретанийских святых в Синодальную комиссию по канонизации для внесения наиболее почитаемых из них в церковный календарь. Не стоило бы суетиться, если бы это было лишь формальностью, но почитание кельтских святых в последние годы появилось и в России. Фактически я передал епископу Василию просьбы многих православных из России. Казалось бы, это радостно, но Сурожская епархия ничего не сделала для широкого прославления своих святых.

Стоит вспомнить и 1994 год. После решения Англиканской Церкви о рукоположении женщин в епископы, та часть англикан, для которой церковное Предание было не пустым звуком, решила покинуть Англиканскую Церковь. Большая часть из них перешла в католичество, но несколько десятков общин обратились в Сурожскую епархию с просьбой принять их в Православие. Скажем прямо, Сурожская епархия не была рада, она испугалась: необходимы были серьезные программы катехизации, сложные политические и административные решения. Сурож всем жестко отказал, так же поступили и практически все прочие юрисдикции (работа уж очень сложная, да и с англиканами не хотелось портить отношения, боялись, как они отреагируют). В итоге одиннадцать общин составили благочиние Антиохийского Патриархата в Англии. А Сурож в конце концов принял одну общину, чтобы отвести от себя обвинения в отказе принять тех, кто стремился к Святому Православию.

Так судил Господь, что в декабре 2002 года я взял последнее интервью у митрополита Антония (см. ЦВ № 23, 2002). Похоже, многие о нем забыли. Между тем, его во многом стоит рассматривать как завещание. В нашем разговоре митрополит Антоний крайне сдержано отзывался о перспективах создания поместной Церкви: "Надо понимать: для того чтобы образовалась в Великобритании поместная Православная Церковь, должно пройти еще несколько десятилетий. Это будет не завтра, и осуществить это просто указом откуда-нибудь невозможно. Это должно органически случиться, а до этого надо, чтобы разные национальные Церкви осознали свое единство и захотели, чтобы это единство проявлялось в единстве общения. До сих пор это было невозможным. Это оказалось невозможным, потому что Константинополь претендует почти на папство и на то, что он должен иметь власть над всем; а другие Церкви – Румынская, Сербская и т.д. – еще являются эмигрантским началом и хотят называться национальными Церквами своих народов. Конечно, в этом их надо поддержать. И я говорю, что пройдет еще несколько десятилетий до того момента, когда все эти различные Церкви смогут соединиться воедино".

Епископ Василий считает, что, покинув Московский Патриархат и создав новую епархию "a la Rue Daru" в рамках юрисдикции, которая, по словам митрополита Антония, "претендует почти на папство", он быстрее достигнет цели. Патриарх Алексий в этом глубоко сомневается: "Предложение разделить вверенную Вам от Бога паству по национально-культурному признаку и "распределить" верующих по разным юрисдикциям очень огорчило меня. Владыка, речь ведь идет не о Вашей личной судьбе, а о том, сохранится ли церковное наследие митрополита Антония, продолжится ли дело его жизни. Ясно, что предлагаемый Вами выбор никоим образом не может приблизить перспективу рождения единой и многонациональной Поместной Церкви в Великобритании и вообще в Западной Европе, не может способствовать разрешению проблемы церковного устройства православной диаспоры, над которой десятилетиями трудились и трудятся вместе Поместные Церкви, включая представителей Константинопольского Патриархата. То, что Вы предлагаете – не просто шаг назад. Пойдя по пути умножения разделений, мы рискуем утратой церковного мира и стабильности во Вселенском Православии. А расплатой в конечном счете станут новые страдания паствы".

До сих пор не понятно, какая часть духовенства и мирян поддерживают епископа Василия. Не понятно, на каком основании, не проведя предварительных консультаций с ними, епископ Василий говорит от имени всей епархии.

Некоторые комментаторы пытаются представить конфликт в Сурожской епархии как противостояние консерваторов и либералов. Это не так. По сути дела это конфликт между теми, кто хочет сохранить "междусобойчик", и теми, кто настаивает на серьезной миссионерской и пастырской работе.

Нам нужны новые православные храмы в Великобритании там, где проживают русские люди, и их можно построить. Нужны священники, и новые общины смогут их обеспечить. Нужна серьезная программа духовного окормления русской диаспоры в Великобритании. Вместе с тем необходимо сохранить и укрепить те общины, которые совершают богослужение на английском языке. Преодоление кризиса связано в первую очередь с решением этих проблем.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама