26 апреля исполнилось 20 лет чернобыльской трагедии. В этот день в Харькове открылась шестая Международная триеннале экологического плаката "Четвёртый блок", которую двадцать лет на голом энтузиазме, почти без денег, организует Олег Векленко, профессор, заслуженный художник Украины, чернобылец. Журнал уже писал об этом (№ 4/06). Я ездил на харьковскую триеннале вместе со своими студентами Высшей академической школы графического дизайна.
Дизайнерское путешествие помогает настройке зрения. Когда помнишь, что ты в профессиональной поездке, глаза открыты шире, смотрят иначе, замечают больше. Это как с паломничеством. Вроде бы вся жизнь должна быть с Богом. Но только в паломничестве помнишь об этом каждое мгновенье, и оно открывает тебе одно чудо за другим. Как писал Честертон, люди едут смотреть на Пизанскую башню как на чудо, не замечая, что не меньшим, непостижимым Божьим чудом является ближайшая силосная башня, которая стоит себе и не взрывается на молекулы каждый миг.
Путешествие лучший способ дизайнерского образования. Тем более участие в таком событии, как международный фестиваль со множеством выставок, с мастер-классами членов международного жюри, состоящего из суперзвёзд мирового графического дизайна. И на этот раз было увидено и услышано много интересного и профессионально полезного.
Но всё это было предсказуемо. Я сейчас о другом. О тех неожиданных, чисто человеческих моментах, которые кажутся невозможными.
Один из них открытие выставки, которую мы привезли из Москвы. Накануне типография "Линия График" в память о чернобыльской годовщине безвозмездно отпечатала плакаты двадцати московских художников. Плакаты все чёрно-белые, и называлась выставка "Двадцать ЧБ".
"Че-бэ" понятно каждому: "чёрно-белое изображение". Язык графики, самая суть её. Но и слово "Чернобыль" звучит как "чёрно-белое". И ещё одно "ЧБ" "Четвёртый блок". Он тоже графичен: сделал невидимое видимым. Не осознававшуюся хрупкость бытия, тайную силу радиации, человеческой гордыни и глупости явной, очевидной.
Выставку эту удалось повесить так, что, собранные вместе, плакаты стали значить больше, чем каждый из них в отдельности. И был такой момент. Притихшие зрители вошли в чёрно-белое пространство, и я увидел давно не видал такого на дизайнерских выставках слёзы в глазах. Физик-ядерщик, профессор, чернобылец, подошёл и сказал: "Спасибо вам".
Потом в Доме народного творчества открывался один из разделов триеннале. Местная поэтесса читала на украинском стихи о Чернобыле. Не всё было понятно. Но печаль передалась, сердце сжалось. Фольклорный ансамбль добавил затянул тягучую грусть. Небольшой церковный хор с серьёзным, строгим регентом пропел несколько православных песнопений. Затем инструментальный ансамбль, быстрые ритмы. И тут элегантная, рафинированная француженка Лоранс Мадрель председатель жюри, президент AGI, Международного графического альянса, сверхпрестижного дизайнерского клуба, вдруг закрутила всех в искромётном танце. Это был потрясающий спонтанный взрыв эмоций.
Не знаю, смогу ли я передать словами... Но я чувствовал, что всё это очень органично. Ведь и про войну ветераны вспоминают не только со слезами на глазах. На войне они стали героями. Преодолевали нечеловеческие испытания и вышли из них победителями. И в чернобыльской трагической теме есть место для всего лучшего в нас. А всё лучшее в нас свет и радость. И пасхальные стихиры тоже оказались созвучны происходящему.
И ещё одно воспоминание пресс-конференция в культурном центре "Роддом". Множество журналистов. Несколько камер. Всё как обычно. И тут член международного жюри Субрата Бхоумик из Индии, поражавший харьковскую публику своими национальными нарядами, попросил слова. Он поднял зал в минуте молчания, потом сказал: "А теперь давайте просто помолчим, и пусть каждый помолится Богу, чтобы Он дал Олегу Векленко силы продолжать делать то, что он делает". И глубокое молчание длилось довольно долго. Журналисты стояли с сосредоточенными лицами, операторы, забыв про камеры, крестились... В полной тишине лишь было слышно, как кто-то бегает по лестнице и коридору, кричит по мобильному. Это был Олег Векленко.
А потом в сквере члены жюри сажали персональные деревья в рамках одной из акций "Молодёжных экологических проектов". И надо было видеть, как трогательно, старательно делали это звёзды мирового дизайна.
В последний вечер, прощаясь, Олег Векленко стал извиняться перед членами жюри за организационные накладки и неудобства в их работе, которых, как всегда, не удалось избежать. И тут Лоранс вдруг встала перед ним на колени. Прижала руки к сердцу и сказала: "Оле-е-е-г! Many thanks, many thanks for everything that was in Kharkov. For everything, that you have made for us!"
И то правда. Спасибо Олегу Векленко за очередную триеннале. И дай Бог ему здоровья!