ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новые времена – старые споры

О сближении позиций между православными и католиками речь сегодня не идет

Александр Дугин :: 08 июня 2006

Прошедший месяц стал для Русской Церкви периодом объединительных процессов. Совсем недавно состоялись IV Всезарубежный Собор и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, принявшие решение о молитвенном и литургическом единстве с Московским Патриархатом. На церковном уровне мы ставим точку в "гражданской войне", разделившей наш народ на два непримиримых лагеря.

Постепенно налаживаются наши отношения и с католиками. Недавно глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Рим, совершил освящение храма Святой Екатерины, первой православной церкви в Вечном городе, и встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI.

Отношения нашей Церкви с католиками – это история очень долгая и сложная. И в отличие от внутренних расколов в самом русском православии наши противоречия с Римской курией имеют тысячелетнюю историю и глубокие основания. Исторически мы разошлись с католиками в главном – в отношении к статусу Папы в Церкви.

Противоречия между восточной Православной и западной Католической Церквами носят фундаментальный характер. Отстаивание своей правоты перед лицом католической экспансии уже тысячу лет является неотъемлемой частью православной идентичности. В свое время утверждение "мы православные" подразумевало, что "мы не католики".

Православие защищало свою религиозную вероисповедальную идентичность чаще всего по отношению к католичеству. Обе Церкви претендуют сегодня на универсальность и вселенскость. Но миссионерские успехи католиков масштабнее наших, потому что католики стремятся как можно шире пропагандировать свои убеждения. В свою очередь, православие, будучи столь же универсальным, скорее предлагает всем приобщиться к спасению и истине, благовествуя в тех пространствах, где православные приходы исторически утверждаются.

Две Церкви – два исторических пути, два догматических подхода, два стиля, две богослужебные традиции, два пути толкования Священного Предания. Все это надо учитывать в наших отношениях с католиками, и любые слишком поспешные действия по сближению, по развитию диалога могут быть неправильно поняты верующими и Запада, и Востока. Особенно Востока, так как верность преданию предков и стремление сохранить веру нетронутой в большей степени характерны именно для православных христиан. Поэтому диалог складывается очень непросто.

Прежде всего трудно определить платформу диалога. Католики предлагают объединяться и общаться на своих условиях – на признании верховенства Папы. Вопросы обряда, литургии, догматики для них второстепенны. Например, украинские униаты (греко-католики), признавая верховенство Папы Римского, совершают богослужения по православному обряду.

Для православных же важна вся традиция целиком. И частью этой традиции является верность изначальным церковным правилам, наследию святоотеческой литературы, отстаивание наших догматических принципов и обрядовых правил в неприкосновенности и неизменности.

При этом католики активно проникают со своей миссионерской деятельностью на каноническую территорию православных, нарушая многовековые правила, разграничивающие зоны миссионерства между Церквами Востока и Запада. Одним словом, они предлагают нам дружить, но только на их условиях. При этом католики удивляются, что православные не спешат их принимать.

Иоанн Павел II проводил именно такую политику в отношении Русской Православной Церкви, примешивая к ней еще и атлантистскую геополитику с антисоветским уклоном. Ватикан активно интриговал против Русской Православной Церкви через Константинопольского Патриарха Варфоломея I и напористо наступал в зоне ближнего зарубежья. Все это привело к тому, что противоречия между нами и католиками серьезно обострились.

Однако Папа Бенедикт XVI, видимо, намерен проводить более взвешенную политику. Являясь серьезным богословом и глубоким знатоком церковной истории, он не может не понимать всей глубины того, что нас разделяет. И от такого фундаментального церковного деятеля мы вправе ожидать более взвешенной и обоснованной позиции. Об этом и рассказал митрополит Кирилл на пресс-конференции после встречи с Папой Бенедиктом XVI в Риме.

Митрополит Кирилл подчеркнул, что пока вопрос о прямых контактах Папы Римского со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II не стоит. Но точная и приемлемая для обеих сторон постановка вопроса о границах и принципах диалога может существенно сблизить наши позиции. Тем более что обе Церкви остро переживают столкновения христианской философии и морали с реалиями современного глобализма и общества постмодерна.

Культура и общество Запада на глазах катятся в бездну вырождения, и христианское сознание, как православное, так и католическое, просто не может созерцать это спокойно и беспристрастно. В некоторых случаях сами обстоятельства заставляют христиан Востока и Запада противодействовать общим угрозам.

Конечно, об объединении и даже сближении позиций между православными и католиками речи не идет, но вот понимать друг друга нам необходимо. А в отдельных случаях мы вполне могли бы действовать даже сообща.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама