ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Про орла и навозного жука: взаимоотношения армии и протестантизма

Анатолий Ремезов :: 09 июня 2006

Автор статьи прикоснулся к сложной и неоднозначной теме взаимоотношений нашей армии и российского протестантизма, отождествляя оных с героями одной из басен Эзопа: "Про орла и навозного жука"... Глубоко скорбя о наметившихся тенденциях осуществления свободы совести для военных только в рамках одной деноминации, публицист напоминает мораль древнего баснописца: "Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление"

Мне претит холодный патриотизм, похожий на нарисованный факел.

Б. Окуджава (Свидание с Бонапартом)

Мне не нравится, когда говорят о протестантизме и армии, как антиномических категориях. Вот де есть нечто благородное, сильное, героическое и бряцающее железом; а вот – хлипкое, слезливое, некурящее, непьющее, да еще нежелающее держать оружие... Это так, на обыденном сознании. Никогда не забуду слов из детства "старших товарищей": "Баптисты – ничего люди хорошие! Беда в том, что Родину защищать не хотят..." Честно говоря, иногда раздаются голоса и с другой стороны: "Ребята! Не ходите в армию или что вы забыли библейское: "худые сообщества развращают нравы". Между тем для меня эти два понятия "протестантизм (а еще корректнее христианство вообще) и армия" очень дороги...

Как тут не вспомнить Дениса Давыдова, вернее им же оцененную первую встречу с врагом как "пародию троянских героев". Тогда, не решаясь вступать в единоборство с французским офицером, Давыдов, махая саблею, принялся ругать почем зря человека ему неизвестного, который тоже, по определению самого же партизана-героя, "исполнял долг чести и обязанности службы". На петушиную вылазку тут же отреагировал казачий урядник: "Что вы ругаетесь, ваше благородие! Грех! Стражение – святое дело, ругаться в нем все то же, что в церкви: Бог убьет! Пропадете, да и мы с вами. Ступайте лучше туда, откуда приехали"

Давыдов Д. Урок сорванцу (1807)..

И хотя с этим урядником я в одну и ту же церковь не ходил, могу согласиться с ним. Защита Родины и церковь – дела Божии, христианские, святые... Поэтому противопоставлять их неправомочно, более того грешно! Правда здесь может кто-то сказать, что мол традиционные церкви всегда за Родину и за Веру, будь то католики или православные и т.д. в соответствующих государствах... Отвечу так: "Не всегда... и не за Родину... Бывало по-другому и не по вере. Впрочем, это уже другая плоскость разговоров и сейчас не об этом.

Совершенно очевидно, что в наше время все изменяется, к сожалению, часто не в лучшую сторону. Этика ведения боевых действий стала устойчивым анахронизмом, стратегемы (военные хитрости) сменились вероломством, а теория войны, став наукой, недвусмысленно заявляет: "Война есть просто продолжение политики другими средствами" и еще: "Итак, война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю" (Карл фон Клаузевиц "О войне").

Возможно, поэтому в архивах мы находим такие документы: "в деревне Княжной Новоселовской волости Валковского уезда, был задержан неизвестный, назвавшийся крестьянином Белгородского уезда Архипом Никитиным Бурыкиным,.. который на вопрос старосты, почему он, как способный к военной службе, не призван на войну, Бурыкин ответил: "Я евангельский христианин, что касается войны, то напрасно брат брата убивает, мы должны молиться за брата Богу..." Между прочим, этот документ датируется февралем 1917 года – временем смутным весьма, когда дезертирство было явлением довольно массовым. Вот, к примеру, еще: "28 августа 1915 года Командир 5-й роты 24-го пехотного запасного батальона донес по начальству, что ратник его роты Иван Гусак, называя себя баптистом, на все увещания и доводы не желает брать в руки винтовку". Приговор, кстати, в дореволюционное время что "мертвому – припарка": "1916 года Марта 15 дня Киевский военно-окружной суд на театре военных действий ПОСТАНОВИЛ: подсудимого ратника Ивана ГУСАКА, как признанного виновным в уклонении от обязанностей нести военную службу под предлогом религиозных убеждений – перевести в разряд штрафованных и отдать в дисциплинарные части на один год, с потерею некоторых прав и преимуществ по службе..."

Можно приводить еще ряд фактов и документов о посещении солдат собраний евангелистов, о посещении православных воинов богослужений баптистов и т.д. Но есть смысл остановиться, потому что все мы знаем из истории, откуда все-таки пришла настоящая угроза. И сегодня совершенно пустыми выглядят лейтмотивы во всеподданнейших отчетах обер-прокурора Победоносцева: "...В виду того крайнего вреда, коим угрожает и Церкви и Государству дальнейшее распространение секты..." и т.д. и т.п. И что было делать тем обремененным, которым официальные органы ничего не могли дать: "Словом, я ищу правды, которую и нашел, теперь меня ничто не может столкнуть с этого пути. Так что я хожу туда (собрание евангельских христиан) только затем, чтобы послушать Слово Божие, о котором душа моя жаждет. А об отклонении от службы там разговора не бывает, потому что они идут точно по Евангелию... А если Вы, Ваше благородие, не верите этому, то возьмите Евангелие и пойдите туда". Последнее из письма некоего рядового сапера Николая Губича в феврале 1913 года, я так понимаю, какому-то чиновнику. Обратите внимание, точное следование Евангелию не позволяет вести разговоров об отклонении от воинской службы. Потому в некоторых вероисповедных формулировках так и было записано: "Мы веруем, что Правительство и в Новом Завете не напрасно носит меч, но имеет право и обязанность по Божественному Закону, наказывать смертию и употреблять меч против врага Отечества в защиту вверенных и подданных, а потому мы считаем себя обязанными, когда потребует нас к тому начальство нести повинности военной и гражданской службы, мы не видим себе препятствий со стороны нашей веры принимать на себя правительственныя должности, все сие основывая на основании слова Божия".

Вероучение баптистской общины из молокан. Период 1894-1904 гг.

Как видно из документов к войне и армии не было однозначного отношения, так что протестанта оголтелым патриотизмом не возьмешь, он – христианин рассудительный.

Забегая вперед, скажу, что вдумчивый христианин сейчас не приемлет, по крайней мере, двух вещей. Во-первых, неприглядно выглядит пронырливый 18-летний юноша, который сутками готов глазеть боевики, но только при упоминании слова "призыв" в панике обращается в бегство за соответствующими справками. А, во-вторых, нонсенсом отдают так называемые водные святые окропления ядерных боеголовок и прочих артиллерийских и иных орудий... Вот уж воистину заумь!.. Не подумайте, что хочу оскорбить чьи-то религиозные чувства. Современное общество демифологизировано, и деяния подобного рода отдают фетишизмом да и безнравственно это все...

Признаться, есть еще и некое порождение атеистического прошлого. Подошел ко мне однажды щупленький пожилой мужчина. Назвался. Оказалось не так давно – выпускник Военно-политической академии им. Ленина, ныне – полковник в отставке. "Я во всем покаялся – говорит, – только сейчас осознал, какое зло я делал, а именно, служил режиму да еще в такой страшной организации, как армия! Все с этим покончено навсегда"!.. По всей видимости, сказывается здесь общественное мнение ко всему "режимному" советскому не только новичков в христианстве, но и со стороны тех, что греха таить, протестантов, которые на собственном опыте испытали гонения атеистического государства (это они напоминают о "худых сообществах"). А гонения серьезные начались после смерти Ленина, который хотя бы формально должен был обеспечить свободу религиозным убеждениям (к чести Ильича, надо сказать, потому-то, например, основатель евангельского движения в России Проханов И.С. не только принял с самого начала революцию, но и ратовал за защиту социалистического Отечества, пока не разочаровался в Советах). И если верить "Запискам христианина" Марцинковского, именно он, автор "Записок..." был последним, кому еще позволили эмигрировать. Потом пошли аресты и наказания отнюдь не царские...

Отношение протестантов к армии во многом зависит еще и от характера войны. Поэтому протестанты, как граждане своего Отечества, всегда чутко реагировали на справедливые действия и события внешней политики государства. Тогда логичным выглядит, например, письмо Совета Евангельских христиан ко всем членам общин от 20 мая 1942 года: "...мы, баптисты, евангельские христиане Советского Союза поддерживаем войну свободолюбивых стран против фашистской Германии, как войну оборонительную, справедливую..." Или письмо всем евангельским христианам, находящимся под гнетом немецко-фашистских оккупантов от апреля 1943 года: "Вступайте в ряды партизан. Партизаны – это мужественные народные герои, наказывающие зло, творимое врагом, – мечом. Гитлеровское зло достойно такого наказания"!..

Нормально воспринимают уже современные студенты протестантских богословских учебных заведений такие факты из "Истории Евангельских христиан баптистов в СССР": "Большинство братьев в дни войны находились на фронтах или трудились в тылу. Группы сестер организовали пошив и ремонт белья, сбор одежды и других вещей для семей погибших, для воинов, а также помогали в уходе за ранеными и больными в госпиталях, обслуживали сирот в детских домах. Был организован сбор средств на санитарный самолет "Милосердный самарянин" для вывоза в тыл тяжелораненых солдат. Совместный труд милосердия еще более сроднил верующих".

Как видите и в тылу нашлись группы людей, которые поступали в соответствии с христианской свободой (категорию, которую так ценят протестанты, и она сродни свободе совести, без защиты которой все остальные права блекнут, как медная крыша под открытым небом). Иное же поведение рассматривалось как совершенно противоестественное самими же христианскими организациями.

И не надо российских протестантов поголовно отождествлять с таким явлением, как пацифизм. Дабы разбить сомнения, могу ответить, что пацифизм – это синоним безответственности. Сама Библия приводит ряд примеров подобной безответственности со стороны тех или иных героев. Последствия весьма печальны. Кстати, именно этика последствий иногда становится критерием оценок тех или иных локальных конфликтов. Но задамся вопросом: "А что прогрессивные умы мира смотрят иначе"? Уверен, что в абсолютном большинстве именно так и оценивают, ставя во главу угла, повторюсь, характер войны. Но у нас политики часто глухи: то "патоку разведут" вместо радикальных мер, то формацию меняют у соседей, не разобравшись в своей. Приведу пример. С самого начала конфликта в небезызвестной "горно-пустынной местности", иногда с внушительных сцен протестанты выступали против войны в Афганистане. И что же? Государству понадобилось 10 лет, чтобы понять бессмысленность и не мудрость принятого в конце семидесятых решения... Десять лет для того, чтобы "ухлопать" более десятка тысяч здоровых парней (я уже не говорю об "афганском синдроме" остальных выживших десятков тысяч) в угоду все той же политики. Сможет ли тот самый полковник-пацифист (простите за оксюморон) определить характер этой войны, как справедливой хотя бы с точки зрения "марксистско-ленинского учения о войне и армии"? – Нет и даже в первом приближении! Вот поэтому сегодня он раскаивается. И, слава Богу! Некоторым для этого не хватает мужества до сих пор.

И последнее. Перспектива единства протестантов и государства, наверное, в одном – демократии. Для кого-то это прозвучит парадоксально. Ведь она у нас провозглашена! Хочу повторить: "Вот именно – провозглашена"... Подлинная демократия – это та самая свобода совести (прошу не путать со свободой верований). Поэтому, к слову сказать, продолжается отток христиан нашей страны. Протестанты – думающие люди высоких моральных принципов, ведущих здоровый образ жизни, но насмотревшихся безобразий и наслушавшихся обещаний, доведенные до отчаяния нестабильностью и высокомерием со стороны общества, вынуждены оставлять нас. Уезжает соль земли... Недавно был в одной из протестантских церквей г. Новосибирска. Там пастор признался, что старая церковь практически выехала (а это около ста семей). Его семья, в которой десять детей – обычном явлении для таких общин, мужественно продолжает служить людям и обществу. Ему бы пастору самому выехать в Германию (есть такая возможность), а он еще решает поработать среди военных, вроде загорелся... Только вот позволит ли наша провозглашенная демократия?..

К вопросу о демократии и пацифизме могу добавить следующее. Был я свидетелем одного христианского тематического вечера "Христианин и армия". На "ток шоу" во время вечера были заслушаны три точки зрения: 1. "в армии должны служить все" 2. "в армию нужно идти по призванию своего сердца и добровольно" 3. "служить в армии – это грех". Так вот подавляющее большинство приняли вторую точку зрения, как я и предполагал. Что вы хотите, дети демократии выбирают свободу. Этими самыми детьми высказывался и мотив: "армия будет сильнее"!

Когда мне задают провокационные вопросы типа: "Как протестанты относятся к заповедям "не убий", "не клянись" и т.п., хочется повторить, во-первых, слова Б. Окуджавы (см. эпиграф), потому что предполагается, что авторы подобных вопросов уж точно и "поклянутся" и "убьют".

Тем же, кого искренне интересуют эти вопросы, спросите любого духовника, и он покажет вам разницу между "убий" (Исх. 20) и "предать смерти" (Исх. 21). Во-вторых, проречь незабываемое комсомольское: "и наш словесный максимализм проверит время, проверит жизнь". А, в третьих, напомнить историю "Орел и жук" Эзопа. Там все время навозный жук разбивал яйца орла, за однажды допущенное пренебрежение со стороны гордой птицы к насекомому. История сия заканчивается фразой: "Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление". Нам же, честно говоря, не хочется ни мстить, ни быть в презрении, особенно тогда, когда речь заходит об "истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы". К этому напоминанию Вл. Соловьева добавим лишь:

Не запутайтесь в корнях, и да благословит вас Господь!

Источник: Baznica

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама