ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Помедли, путник...

Мощи последних старообрядческих святых покоятся за Уральским хребтом

Максим Гусев :: 24 июля 2006

Глубоко в уральских лесах, в двухстах километрах на северо-запад от Екатеринбурга, затерялся небольшой посёлок Шамары. Ещё в конце восьмидесятых годов прошлого века о нём кроме местных жителей слышали разве что географы да некоторые особо дотошные исследователи. Вокруг здесь дремучий лес; бесконечными зимними ночами голодные волки с заострившимися мордами и ввалившимися боками, бывает, протопчут к людскому теплу только им ведомую тропу, но близко не подходят – подолгу принюхиваются, втягивая запахи дыма, вслушиваясь в неведомые им звуки, и уходят восвояси. Колорита посёлку добавляет небольшая река Сылва, словно лентой притягивающая несколько десятков домов к лесу. По весне речка разливается, подступая к домам и огородам, а в жаркие июльские дни её легко можно перейти вброд.

За окном поезда "Пермь – Екатеринбург" (линия судьбы – железная дорога – словно нарочно пролегла через Шамары) взгляд выхватывает небольшой деревянный храм – в лучах солнца ослепительными бликами переливается крест на маковке, заставляя жмуриться от солнечной игры.

Не всякий, кто держит путь по железной дороге, знает, что этот небольшой посёлок – святое место для староверов, веками хранящих "древлее благочестие". В праздничный день из окна растянувшегося поезда, если присмотреться, можно увидеть спешащих на богослужение женщин в сарафанах и бородатых мужиков. Здесь, в старообрядческом храме во имя Рожества Иоанна Предтечи, отныне пребывает рака с мощами святых преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев, почитаемых староверами всей Руси великой.

Но это сегодня. А несколько веков назад освоение суровых уральских земель только начиналось. В начале XVIII в. сюда пришёл известный промышленник Никита Демидов с сыном Акинфием, а за несколько десятилетий до этого Средний Урал стал прибежищем для старообрядцев, которые бежали от преследований за веру с обжитых мест в глубь страны. В этих награждённых природой местах с богатой фауной и суровым климатом они сохраняли свою веру, укрываясь в скитах от жестоких гонений.

В одном из таких мест в начале XIX в. жили и спасались трудами и молитвой иноки, братья по плоти и по духу Константин и Аркадий. В их житии, написанном по воспоминаниям современников и скудным документальным источникам, читаем, что, вероятнее всего, они принадлежали к беспоповскому часовенному согласию и происходили из уважаемого и состоятельного рода. Несмотря на молодость, братья были хорошо образованы и внимательно следили за всем, что происходило в староверии. Поэтому, когда в 1846 г. греческим Митрополитом Амвросием была восстановлена иерархическая полнота Православной Старообрядческой Церкви, братья отправились в дальнее путешествие, чтобы воочию узреть священство Христово. Вскоре они познакомились с главой Русской Старообрядческой Церкви – архиепископом Антонием (Шутовым). После бесед с владыкой иноки признали церковную иерархию истинной христопреданной и вскоре сами удостоились священнического сана.

Возвратившись в родные края, Константин и Аркадий рассказывали землякам о возобновлённой иерархии, о благочестивом духовенстве, о семи таинствах церковных, в которых заключено спасение христианской души. Но понимания у своих бывших единоверцев братья-иноки не нашли и потому удалились в пустынное место, где неустанно молились и изнуряли плоть тяжкими веригами. Некоторое время братья скитались по лесам и наконец остановились в Рощинской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии, испросив у крестьянина Гурьяна Щукина позволения на строительство кельи.

Весть о том, что в лесу подвизаются истые боголюбцы, быстро разлетелась по округе, и к братьям потянулись люди – получить совет, благословение или просто вместе помолиться. К преподобным отцам люди шли отовсюду, ехали на перекладных даже из Центральной России. Проклятия местных беспоповцев, их завистливые клеветнические речи не могли поколебать стремления христиан побывать у преподобных отцов.

В посты иноческую келью посещала пожилая староверка с внуком. Гостья приносила братьям продукты, исповедовалась и причащалась. В Петров пост 1856 г. (по другим рассказам – 1857 г.) эта благочестивая женщина вновь пришла к Константину и Аркадию. Однако в этот раз в обители было непривычно пусто, а на столе лежала записка: "Ищите нас под берёзовым выворотком".

Недалеко от кельи под берёзовыми ветками были найдены тела убиенных отшельников: несмотря на летнюю жару, они оказались нетленными. И лишь мизинцы были чуть тронуты смертью, что говорило о давности случившегося злодейства. В ходе следствия выяснилось, что мученического венца иноки Константин и Аркадий сподобились ещё 18 января 1856 года. Нашли и преступника, который признался, что убил братьев в надежде найти у них золото или иные ценности. Во время допроса убийца рассказал, что, пока он расправлялся с одним иноком, другой горячо молился: "Господи! Вот братца моего убивают, сейчас и меня убьют! Прости нас, Господи!" Местные жители, беспоповцы и новообрядцы, узнав об обретении нетленных мощей, целыми селениями присоединялись к Старообрядческой Церкви, признав за ней истину и жизнь.

Погребли иноков неподалёку от места их гибели, на вершине лесистого холма близ деревни Гурьяновка. И многие годы не иссякал поток верующих, желавших поклониться могиле братьев. Люди, пришедшие сюда, с удивлением замечали: вокруг на многие вёрсты ни души, а на могиле мучеников всегда теплятся свечи!

В 1927 г. одному из жителей деревни Платоново, что в нескольких десятках вёрст от посёлка Шамары, было видение: явились к нему иноки и попросили перезахоронить их в другом месте. Сон повторялся вновь и вновь, разговоры о нём дошли до местного старообрядческого епископа, и тот спешно прибыл в Шамары. Мощи тайно перенесли к подножию холма и вновь с молитвой предали земле. Христиане окрестных сёл и деревень благословились молиться инокам как местночтимым святым – святость Константина и Аркадия уже тогда не вызывала ни у кого сомнений. Уверенность окрепла, когда близ могилы забил родник: вода его помогала многим избавиться от разных недугов. И потекли паломники... Люди ехали издалека; исцеление получали даже иноверцы, если с верой и надеждой просили у Бога и Его угодников помощи.


Вот и мы едем на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля по новому стилю) и на крестный ход к месту упокоения Константина и Аркадия. За разговорами четыре часа под перестук колёс в жаркой электричке из Екатеринбурга пролетели почти незаметно.

Станция Шамары встречает тишиной и прохладой. Электричка неспешно, пересиливая себя, точно уставший старик с клюкой, поползла назад, долго ещё кряхтя за поворотом, а мы спускаемся с железнодорожной насыпи к церкви. В ближайшем продуктовом ларьке среди шоколада и лимонада неожиданно замечаем брошюру "Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских". Продавец объясняет, что эту книжицу спрашивают здесь едва ли не чаще, чем продукты первой необходимости.

Время далеко за полдень, у храма оживление – богослужение уже идёт. Внутри золото икон сверкает в свечных отблесках, от безмолвных, точно хранящих великие тайны ликов святых исходит непередаваемое духовное умиротворение. По окончании службы каждый "со страхом и любовию" может приложиться к раке с мощами, которая занимает в храме почётное место.

На этот раз сюда, на уральский островок дораскольного православия, прибыло много молодых христиан со всей Уральской епархии Старообрядческой Церкви. Староверы славятся хлебосольным гостеприимством, а здесь это особенно ощущается. После службы в гостевом доме, специально выстроенном для паломников (поток не иссякает ни зимой, ни летом), хозяйки хлопочут у столов, покрытых расшитыми скатертями. Гостей угощают разносолами, знатными пирогами с грибами, которыми богаты окрестные леса, и всякий стол традиционно украшает "своя" зелень с огорода, придающая трапезе домашний уют и невыразимую святую простоту. Пироги ещё дымятся, и дух у столов стоит – словами не передать: плотный, густой!

Вечереет. Старожилы с удовольствием "по секрету" рассказывают приезжим, что в летние вечера, когда солнце катится к закату и касается сосновых макушек, а земля остывает после жаркого дня, на небосклоне появляются две точки, которые то вдруг увеличатся, то исчезнут. Говорят, видят их не все, а те, кто видит, отмечены Божией благодатью по вере своей...

Ночью, когда с реки потянуло прохладой и верхушки деревьев зашелестели от запоздалого ветерка, а на небе засверкали россыпи звёзд, мы с ребятами постарше отправляемся на прогулку. Местные девушки умело разжигают костёр – он тут же принимается, огонёк юркает в полусырых поленьях, звонко трещат мелкие веточки. Задымило. Такие "вечёрки" в почёте у молодых старообрядцев: можно откровенно поговорить о будущем, поделиться впечатлениями, а потом, измазавшись золой и обжигаясь, есть печёную картошку, угадывая силуэты ребят по ту сторону костра. Вокруг ни звука, разве что с речки изредка донесётся шелест воды или вдруг зашуршит высокий камыш да от железной дороги долетит эхо проходящего поезда.

Взгрустнулось... И полился над остывающей рекой духовный стих:

Помедли, путник, Христа ради,
Склони в смирении главу.
Стоишь в местах большой отрады
Ты не во сне, а наяву.
Вот здесь, под нашими ногами
Сияет святостью земля,
Здесь подвиг свой несли годами
Те, чей приют – леса, поля.
Презрев покой, утехи мира,
Всю жизнь в молитве и посте,
Они стремились быть достойны
Того, Кто умер на Кресте.
Аркадие и Константине,
Молитесь Господу за нас!
Пусть наша вера не остынет
И в самый страшный, грозный час.
Пусть ваши светлые молитвы
Нас укрепят в пути земном,
Чтоб с честью выйти нам из битвы
Со злым, безжалостным врагом.

До рассвета оставались мгновенья – уже заалело на востоке, – и, кажется, наступала та последняя минутка, когда селяне вот-вот готовились вставать, ещё успевая украсть у наступающего дня несколько сладких мгновений, а мы только возвращались с затянувшейся прогулки, оглашаемые первыми, ещё робкими криками петухов...

Ранним утром (часы только-только показали шесть) следующего дня, когда поднимавшийся от Сылвы перистый туман стелился по сочной траве, когда местные рыбаки сонно спускались к реке и, покрякивая от усилия, отталкивали лодки от илистого берега, у храма началось оживление. Юноши и девушки, староверы постарше, поёживаясь от утренней прохлады, весело переговаривались. Казалось, будто расторопная хозяйка спозаранку выгнала утиное семейство на двор и шустрые утята громко спорят о чём-то своём.

Через несколько минут люди двинулись в долгий путь. Крестный ход возглавил настоятель прихода, священник Михаил Татауров. Через реку переходим по мосткам, которые раскачиваются от каждого шага, отчего по воде бегут чуть приметные волны. Перебравшись на тот берег, оглядываюсь – череда паломников растянулась на много метров. Полунощницу, с которой начинается каждый новый день у староверов, читаем уже в дороге. Впереди – двадцать с лишком километров пути к могиле иноков. Лишь изредка по великолепному зелёному коридору из берёз и сосен, заставляя паломников прижаться к обочине, промчится машина... И снова тишина, нарушаемая лишь протяжным чтением молитв, жужжанием мошкары и щебетом птиц.

– А сколько чудесных исцелений было в этих святых местах, – рассказывает по дороге отец Михаил. – Одна женщина приехала из Перми, всё жаловалась на боли в суставах ног. Мы её повезли к могиле иноков, помолились вместе, пошла она к источнику, долго с молитвой омывала ноги чудотворной водой – и вскоре боли прекратились. Из Приморья бабушка приезжала, врачи от неё отказались – рана у неё была серьёзная и никак не заживала. Ей больше не на что было надеяться. Здесь она несколько раз омыла рану, а потом из дома письмо нам написала: рана зарубцевалась – чудо!

Шамарская старожилка Екатерина Уткина рассказывает, как однажды её мать шла к могиле святых помолиться. Поднимаясь на горку, слышит: сзади то собаки залают, то кошки закричат. Откуда здесь кошки? Какие собаки? Оглянулась – оказывается, бесом одержимые. Они шли позади, а как ближе к могиле подходить стали – ноги-то у них и отказали, попадали они на землю без сознания, и пена изо рта пошла. Люди их под руки подхватили и на себе до могилы несли, и уж там, омытые водой из источника, они успокаивались, а многие исцелялись совершенно.

Чудесных исцелений было не счесть. По просьбам шамарской общины в мае 1996 г. прошло освидетельствование святых мощей. Многочисленная делегация духовенства и мирян во главе с митрополитом прибыла к могиле Константина и Аркадия. Очевидцы рассказывают, что при открытии мощей от них исходило чудесное благоухание. Здесь же были найдены истлевшие останки одежды, железные вериги и нательный крест.

Согласно церковной традиции, восходящей к преданию святой горы Афон, состояние костей, обнаруженных здесь (они хорошо сохранились), свидетельствует о праведности людей, которым они принадлежали. Часть мощей была положена в ковчег и перенесена в шамарский храм, другую часть полижили в новый гроб и захоронили на прежнем месте. Частички этих святых мощей вскоре разошлись по старообрядческим церквам по всему миру.

Оставив позади деревушку Платоново, взбираемся на высокий холм. После пыльной дороги взору открывается бескрайнее поле. Дорожка густеет бархатом трав. Цветочный аромат кружит голову. После долгого пути под палящим полуденным солнцем хочется пить, и лишь молитва сейчас укрепляет. Но вот показался лес. Здесь, под сенью деревьев, берёт начало крутая тропинка, извилисто ведущая вниз, к надгробному памятнику-часовне с надписью: "Здесь покоятся рабы Божии, священноиноцы Аркадий и Константин".

На молебне у часовни и старики, и отроки стоят с одухотворёнными, смиренными лицами, и каждый чуть слышно повторяет вслед за чтецом: "Водa, при гробех вaших текущая, многую прият исцелении благодaть, юже с верою радостно почерпaюще, ублажaем вaс, Божия любве хранители"... Под ногами чуть слышно хрустнет хвоя, солнечный луч ударит в глаза из-за тонких сосен, откуда ни возьмись, летит стрекоза, от которой невольно отмахнёшься рукой... Кажется, время в эти мгновения замирает.

У икон горят свечи, их пламя неугасимо дрожит на ветру. Каждый просит у святых своего – кто-то здоровья и помощи в делах насущных, а кто-то христианского благополучия. "Святии преподобномученицы Константине и Аркадие, молите Бога о нас!"

Помолившись, спускаемся под гору к источнику. Здесь в прохладе, серебрясь средь невысокой, аккуратно скошенной отавы, журчит вода. Над колодцем – большой крест. Черпаем ледяную воду, чуть сладковатую на вкус. После долгого пути и молитвы так приятно облиться этой благодатной водой, от которой сотни людей получили исцеление! У святого источника можно тихо посидеть на лавочке, проникаясь духом умиротворения, царящим в этой лесной тиши. И только радостные крики детей, брызгающихся святой водой, нарушают тишину.

Вот уже второй год на следующий день после престольного праздника в поселковом храме проводится всероссийский крестный ход к месту упокоения иноков. За месяц до своей скоропостижной кончины 10 августа 2005 г. глава Старообрядческой Церкви Митрополит Андриан (Четвергов) шёл во главе этого крестного хода, превозмогая тяготы пути. Те дни навсегда останутся в памяти христиан, ведь завершался ход сплавом по реке – на лодках, байдарках, плотах. И сегодня у всех перед глазами митрополит, сидящий в небольшой лодке и кротко улыбающийся – в этой улыбке читалась радость, которую в эти мгновения он испытал.

Почитание шамарских чудотворцев не осталось уделом только уральских староверов. В октябре 2005 г. на Соборе Русской Старообрядческой Церкви было принято решение о всеобщем почитании святых преподобномучеников Аркадия и Константина. Люди, приехавшие на Собор со всех концов бывшего Советского Союза, заслушав свидетельства о праведном житии святых, их подвигах и чудесах, единодушно постановили почитать и прославлять их в лике угодников Божиих. Дни церковного чествования Аркадия и Константина – 18 января и 30 апреля по старому стилю. В эти дни в Шамары отовсюду приезжают старообрядцы, чтобы молитвой и крестным ходом почтить память чудотворцев и с благоговением припасть к их мощам.

Об исцелениях от мощей угодников Божиих и от чудотворного источника известно уже по всей Руси. Страждущие во множестве притекают на суровую, но благодатную уральскую землю, которую как огоньком лампады осветили и освятили своей жизнью и мученической смертью два брата, преданно служившие Христу и Его Церкви, – святые Константин и Аркадий.

Екатеринбург

Автор благодарит Михаила Романова
за помощь в подготовке публикации

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /