Здесь приводится текст доклада, который был прочитан епископом Василием Сергиевским в память о жизни и наследии митрополита Антония на конференции в Париже в ноябре 2005 г.
Ваше Высокопреосвященство, почтенные отцы, дорогие братья и сестры, для меня большая честь и в то же время огромное удовольствие было получить приглашение выступить перед вами сегодня на тему о пасторской работе митрополита Антония в рамках празднования 75-ой годовщины основания Трехсвятительского Подворья здесь, в Париже. Это событие произошло практически в то же время, когда митрополит Антоний ощутил присутствие Христа в своей жизни, что навсегда оставило в нем след и привело в конце концов к тому, что он стал одним из наиболее выдающихся личностей русского зарубежья XX века – основателем и первым епископом Сурожской епархии.
Меня попросили сделать доклад о "духе пасторской работы митрополита Антония". Это увлекательная тема, и она может быть развита сразу в нескольких направлениях. Сегодня я хочу, однако, сосредоточиться лишь на одном аспекте, на том, который, по-моему, будет иметь наиболее долговременный эффект в Сурожской епархии и, возможно, в более широком контексте Православия в Западной Европе.
Пастырская работа – это работа пастыря, т.е., пастуха. Каждый епископ является пастырем по отношению к своему стаду, своей пастве, епархии, которая была ему вверена. Одним из свидетельств того уважения, которым митрополит Антоний пользовался в Московском Патриархате, была готовность создать для него епархию в Великобритании в 1962 году, когда там была всего лишь горстка священнослужителей и сравнительно маленькая паства. В 1963 г. после ухода на покой митрополита Николая (Еремина) митрополит Антоний был поставлен во главе Экзархата. На этом посту он пробыл до 1974 года, когда он подал прошение об отставке после высылки Солженицына из Советского Союза. В качестве официальной причины его ухода с поста главы Экзархата было указано его желание всецело посвятить себя служению своей пастве в Великобритании. Вряд ли является простым совпадением то, что на следующий год митрополит Антоний провел первую, ставшую впоследствии ежегодной, Епархиальную конференцию, которая собралась в Эффингеме, графство Суррей, в мае 1975 г. с намерением создать объединение мирян, которые осознавали бы подлинную природу Церкви и были бы полны желанием трудиться на ее благо вместе с духовенством.
На основе первых двух успешных конференций митрополит Антоний назначил Епархиальное собрание, которое первый раз собралось в феврале 1977 г. В него вошло все духовенство епархии, представители от каждой местной общины, а также несколько других отдельно выбранных лиц. По предложению митрополита Антония Собрание назначило Уставной комитет, состоящий из меня, бывшего в то время протоиереем, Косты Карраса и д-ра Эндрю Уолкера. Нашей задачей было подготовить для епархии Устав, который бы отражал постоянно повторяемую митрополитом Антонием точку зрения, что положения, принятые Московским Собором 1917 – 1918 гг., хотя и неприемлемые по понятным причинам на территории, называемой тогда Советским Союзом, являются тем фундаментом, на котором должна быть организована жизнь Русской Церкви в Зарубежье.
Уставной комитет принялся за работу и составил черновой вариант положений Устава, которые затем, пункт за пунктом, были направлены в Епархиальное собрание на проверку и, впоследствии, на утверждение. Основой этой работы был Собор 1917-18 гг., но нам помогло то, что так называемая "митрополия" в Соединенных Штатах ранее выполнила подобную же задачу. Устав "митрополии" был принят в 1955 году на 9-ом Всеамериканском Соборе, и изменения в него были последовательно внесены на Соборах 1959, 1963 и 1967 гг. Важно отметить, что внутреннее самоуправление Митрополии было по сути одобрено Московским Патриархатом, когда в 1970 г. он даровал автокефальность Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, как она тогда называлась официально, превратив ее тем самым в Православную Церковь в Америке (ПЦА). После получения статуса автокефальности последующие необходимые изменения были внесены в Устав новой Церкви, который был утвержден Всеамериканским Собором в октябре 1971 года и используется, с дополнительными изменениями, и по сей день.
Работа Уставного комитета Сурожской епархии проходила в политической обстановке брежневской эпохи, периода "застоя", когда Советский Союз весьма сильно критиковался в средствах массовой информации в Британии и за ее пределами. Преследование и аресты диссидентов были, вероятно, наиболее часто освещаемым британскими журналистами аспектом российской жизни. Позиция, принятая митрополитом Антонием в эти годы, состояла в том, что его епархия была в каком-то смысле голосом "свободной" Русской Церкви, той Русской Церкви, которая могла бы быть, если бы не подавлялась советской властью.
Основные принципы
С самого начала работа Уставного комитета базировалась на "евхаристической экклезиологии", разработанной отцом Николаем Афанасьевым в Свято-Сергиевском Богословском Институте в Париже и продолженной такими заметными фигурами как отец Александр Шмеман, отец Иоанн Мейендорф и профессор Иоанн Зизиулас (теперь митрополит Иоанн Пергамский). На практике это означало, что Комитет старался все время опираться на структуру Божественной литургии, когда она совершается в полном виде архиереем, окруженным своим народом.
В этой модели, согласно современной практике, епископ входит в храм, облачается среди народа, а затем к нему присоединяются остальные священнослужители, совершающие Литургию. Местная церковь, епархия, формируется на наших глазах, с епископом в центре, окруженным своей паствой в структурированной и упорядоченной форме, где каждый имеет свою задачу и каждый вносит свой вклад в полноту и завершенность целого.
Во время малого входа епископ следует в алтарь, сопровождаемый Евангелием, которое несет диакон, и там к нему присоединяются остальные священнослужители. Читаются Апостол и Евангелие, и епископ проповедует Слово Божие как учитель своей паствы. Затем, по исшествии оглашенных, священнослужители приносят к епископу бескровную жертву – хлеб и вино. Он принимает их и переходит к их освящению, после чего Царские врата открываются и он сам и диакон выходят, чтобы преподать Святые Дары народу. Когда Святое Причастие получено, люди отпускаются со словами "С миром изыдем", и мир Божественный, мир Христов выносится в сердцах людей в свет.
В Уставе, разработанном в Сурожской епархии, роли епископа, пресвитеров, диаконов и мирян в конечном счете восходят к тому, какое место они занимают в служении Божественной литургии, где епископ окружен собранием пресвитеров или "священников", ему прислуживают диаконы, иподиаконы и чтецы, а его статус подтверждается возгласом "аминь", который произносят все молящиеся. Таким образом, епископ в епархии является центром всего, что там происходит:
Его задача – обеспечить единство общины вокруг себя как образа Христова. Он должен знать все, что делается, и ничего не следует совершать без его благословения. Задача пресвитеров ... словом и делом помогать епископу выполнять его миссию, поддерживая единство в своем кругу и таким образом примером побуждая верных к единству. Наконец, особая задача и призвание верных, в их единстве с епископом и пресвитерами, вносить свой вклад в создание Поместной Церкви, епархии, ... и всем тем, что они говорят и делают нести в общество Благую Весть о Христе (Епархиальный Устав, Вступление, стр. . viii).
Церковь в целом – это священническое тело, тело Христово, в котором у каждого есть своя роль.
Местные особенности
В Великобритании, как и везде, конкретная форма существования Церкви обуславливается местной ситуацией, местной культурой и, в особенности, местными юридическими ограничениями. В Великобритании одним из самых важных факторов является характер английского закона о трастовых организациях. Он предусматривает образование юридических организаций, чьи цели и методы работы определены трастовым договором, контроль за соблюдением положений которого принадлежит государству, в то время как любое отступление от условий договора сурово карается.
Английский закон о трастовых организациях постепенно развивался в течение последних примерно пятисот лет и в недавнее время был значительно расширен и систематизирован. Британское правительство дает существенные налоговые льготы тем организациям, которые называются "благотворительными трастами", но только при условии, что деятельность такого траста открыта для общественности. В настоящее время финансовые отчеты любого благотворительного траста доступны общественности, так же, как и имена попечителей, ответственных за выполнение условий договора.
Ежегодно попечители должны подготавливать письменный отчет о деятельности траста, и эти отчеты также доступны общественности. Результатом является строгая отчетность за каждый пенс, потраченный в результате деятельности траста, при условии абсолютной "прозрачности". Любой человек, если он считает, что что-то совершается не должным образом, имеет право обратиться в Комиссию по делам благотворительных организаций. Это явление сегодняшней британской жизни значительно повлияло на разработку Устава Сурожской епархии.
Основные особенности обязанностей епископа
В Уставе роль епископа определена в трех направлениях: епископ как глава евхаристического собрания, епископ как учитель и епископ как пастырь. Сегодня я хочу рассмотреть третье направление: роль епископа как пастыря, как этому было дано определение под руководством митрополита Антония.
Эту роль можно рассматривать с различных точек зрения. В нынешнем Уставе одной из этих точек зрения является то, что епископ использует власть, чтобы "вязать и разрешать", лично или через пресвитеров. Это с легкостью могло было бы быть понято скорее в контексте роли епископа как главы евхаристического собрания, чем в его пастырской роли, так как это, в первую очередь, касается его права давать разрешение на участие в Таинстве Причастия и отказывать в Причастии. Я сам бы предпочел именно такое понимание, но в то время было выбрано другое.
Епископ также должен готовить и рукополагать кандидатов на священство. В Уставе указано, что это следует делать, если возможно, когда местная община сама предлагает кандидата. В любом случае, это следует делать после консультации со священниками и местной общиной. Нужно заметить, что требуется только консультация, и что руки у епископа не связаны. В случае с диаконами, иподиаконами и чтецами требуется консультация только с местной общиной, имея при этом в виду, что священство является коллегиальным институтом, и что новых членов ему нельзя навязывать без предварительного обсуждения. Перемещение священнослужителей также должно предприниматься только после консультаций.
Весь опыт, накопленный до настоящего момента, показал ценность этого порядка действий. На данном этапе развития диаспоры крайне важно, чтобы местная община чувствовала себя ответственной за поощрение подходящих кандидатов, готовых посвятить себя служению Церкви. Мать-Церковь не способна их поставлять, хотя и может помочь в подготовке их к служению.
Епископ также исполняет роль судьи в епархии, и это очень трудная задача, некоторым образом соответствующая задаче Христа в Судный день. Вначале, Устав предусматривал в помощь епископу комиссию посредников и суд, но примерно через десять лет, в течение которых эти органы не использовались, было решено внести поправки в Устав и упростить его, создав лишь Епархиальный суд, состав которого, двое священнослужителей и двое мирян, избирался бы Собранием из своих членов и утверждался бы епископом.
Этот орган также никогда не созывался, и неясно, есть ли в настоящее время в епархии достаточно компетентных священнослужителей и мирян, чтобы осуществлять судебные процедуры надлежащим образом. По этой причине в данный момент наилучшим решением, видимо, является принять систему, которая недавно была введена в Русской Церкви, и использовать Епархиальный Совет в качестве органа, который бы рассматривал случаи дисциплинарных нарушений и представлял бы свое мнение на рассмотрение епископу. В любом случае, последней инстанцией остается епископ, и решения Суда должны одобряться и утверждаться им. Предусмотрена апелляция в случае необходимости в Святейший Синод как в вышестоящую инстанцию.
Любопытно, что сейчас в соответствии с британским трудовым законодательством также требуется процедура апелляции.
Следующими непосредственными аспектами пастырской деятельности епископа являются учреждение новых приходов (после консультации со священниками) и руководство монастырской жизнью. И, конечно, предполагается, что епископ регулярно посещает местные общины.
Епископ как председательствующий в собрании пресвитеров
Вероятно, отношение епископа к своим пресвитерам – самый важный аспект структуры епархии в том виде, как она развилась при митрополите Антонии. Термин "пресвитер", из которого в английском языке получилось слово ‘priest’, а во французском pretre, первоначально значило просто "старец, старейшина". Не старец в смысле возраста, а тот, кто достаточно прожил, кто приобрел ту мудрость, что приходит с опытом, тот, кто перерос недостатки и непостоянство юности. Церковная мудрость стоит за тем требованием Православной Церкви, чтобы священник, или "старейшина", был женатым человеком, другими словами, чтобы он уже взял на себя ответственность за других – за жену, за детей, за стареющих родителей – прежде чем он возьмет на себя ответственность за свою более широкую семью – Церковь.
В результате этого священство – это институт, который по самой своей природе приспособлен для того, чтобы давать епископу советы, разделять с ним ответственность за пастырское руководство епархией. Когда митрополит Антоний стал встречаться со своими пресвитерами, нас было пятеро. Лично для меня это был чрезвычайно плодотворный опыт. Начать с того, что, конечно, все остальные священники были старше меня, и я впитал в себя, что мог, из того, что они говорили, из историй, которые они рассказывали, их комментариев о жизни своих приходов – и просто из того, как они себя вели. Но самым потрясающим в наших собраниях было то, как митрополит Антоний умел слушать. Он не прилагал никаких усилий для того, чтобы властвовать в собрании пресвитеров. Но то, что он говорил, всегда имело большой вес. В действительности, имело вес то, что говорил любой из нас, но это всегда зависело от того, какой вес придавал сказанному сам говорящий. И после обсуждения всем было в целом понятно, каков ответ и в каком направлении мы должны идти.
Так как с течением времени количество священников увеличилось, стала ощущаться необходимость в небольшой группе людей вокруг епископа, таком Епархиальном собрании в миниатюре, которому было бы легче собираться и оказывать епископу такую же поддержку. В результате в Устав был введен раздел, где предусматривался Консультационный совет при епископе, члены которого – священнослужители и миряне – назначались бы епископом из членов Епархиального собрания с тем, чтобы они помогали ему, особенно с удаленными общинами.
В конце концов это не сработало, в основном из-за прирожденной нелюбви митрополита Антония к собраниям любого вида. Однако, в связи с организацией приходов и общин епархии в благочиния, произошедшей полтора года назад, оказалось возможным осуществлять эту функцию через проводимые на регулярной основе встречи пяти благочинных, а также старшего духовника епархии (Dean of Presbyters). Сейчас понятно, что это эффективный путь создания меньшей группы "советников", способных помогать епископу в вопросах, касающихся преимущественно пасторской работы.
Епископ как председатель Епархиального собрания и Епархиального совета
Основным инструментом, который Устав предполагает для создания группы клира и мирян, способной переступить за пределы чисто приходского уровня церковной жизни, всегда было Епархиальное собрание. С самого начала существовало несколько способов формирования ее состава. Все епископы и священники автоматически становились полными членами, в то время как диаконы имели право присутствовать на заседаниях, но не имели права голоса, если только не были избраны специально. Затем, был один член от каждого прихода приходом же избранный, был и член Собрания, назначенный епископом для каждой местной общины, который мог присутствовать и выступать, но не имел права голоса. Наконец, от епархии в целом двадцать восемь дополнительных членов были выбраны путем общеепархиальных выборов. Каждый год избираются семь членов сроком на четыре года. В настоящее время в Епархиальном собрании около сорока полных членов, а, кроме того, около двадцати членов с правом выступать в Собрании, но не голосовать.
Епархиальное собрание выбирает из числа своих членов Епархиальный совет, в котором должно быть от десяти до шестнадцати человек, причем шестеро из них должны быть мирянами (в их числе епархиальный секретарь и епархиальный казначей). Задачей этого комитета является подготовка повестки дня заседаний Епархиального собрания, разработка годового бюджета, создание комиссий по распоряжению Собрания, а также проведение в жизнь решений Собрания.
Кандидатура лица, являющееся председателем как Совета, так и Собрания, предлагается епископом и утверждается Собранием. Таким образом, епископ, как Президент, освобождается от задачи руководства делами этих двух комитетов и, в то же время, может быть уверен, что лицо, исполняющее эту функцию, имеет его полное доверие.
В любом случае, все решения как Совета, так и Собрания, должны быть утверждены епископом перед тем, как они будут проведены в жизнь. Таким образом, епископ сохраняет полный контроль над деятельностью епархии. Без его благословения ничего не может быть сделано. Однако, такой контроль есть контроль запретительный и требует от епископа уверенного руководства, чтобы что-нибудь было сделано.
В части взаимоотношений между епископом и Епархиальным собранием комитет разработчиков опирался на столь дорогое сердцу митрополита Антония 34-ое Апостольское Правило, которое описывает взаимоотношения между митрополитом и другими епископами его "митрополии":
Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.
Стоит отметить, что в обычных секулярных условиях 34-ое Апостольское Правило привело бы к парализации тех сфер церковной жизни, в которых участвует Епархиальное собрание. В Церкви же, как в Теле Христовом, состоящем из отдельных членов, связанных друг с другом лично и объединенных узами любви, оно создает атмосферу, в которой можно и нужно проявлять настоящее пастырское водительство. Пастырь восточной Церкви не гонит свое стадо, а ведет его за собой, идя впереди и зовя стадо следовать за ним. За почти тридцать лет, в течении которых Совет и Собрание действовали, полагаясь на эти принципы, не было случая, чтобы митрополит Антоний должен был бы отменить хотя бы одно из их решений.
Прочие аспекты
Одной из наиболее трудных задач секретаря епархии является подготовка выборного списка епархии и проведение епархиальных выборов. Этот документ составляется на основе списков, присланных секретарями различных приходов и местных общин. Обязанностью приходских секретарей является также следить за тем, чтобы выборы в их общинах проходили надлежащим образом.
В 70-х и 80-х годах предусматривалось, чтобы кандидат в правящие епископы, который представляется Святейшему Синоду, выбирался всей епархией, но с течением времени и увеличением количества приходов и местных общин было признано, что это неосуществимо на практике, и в последнем варианте Устава Епархиальное собрание само предлагает кандидата на утверждение Святейшему Синоду.
Устав также предусматривает назначение ревизионной комиссии. Сейчас это временно не действует, так как новое законодательство требует, чтобы отчеты благотворительных организаций такого масштаба. как наша, проверялись бы профессиональными аудиторами. Мне лично кажется, что деятельность ревизионной комиссии могла бы быть возобновлена с постановкой перед ней более обширной задачи: следить за управлением епархии вообще и разрабатывать предложения по его улучшению.
Представление Устава Патриарху
После падения коммунизма в 1991 году и произошедшего в результате этого пробуждения церковной жизни в странах бывшего Советского Союза, митрополит Антоний предложил представить Устав Сурожской епархии Патриарху и Синоду как наш вклад в процесс пересмотра Устава Русской Церкви, который шел вплоть до Церковного Собора 2000 года.
В июне 1998 года Устав Сурожской епархии впервые появился в печатном виде. Был также подготовлен и русский перевод, и в сентябре того же года я и председатель Епархиального Собрания Ирина Кириллова привезли оба текста в Москву. Во время нашей встречи с Патриархом мы спросили, может ли наш Устав быть одобрен Синодом. Патриарх улыбнулся и сказал: "Но ведь вы живете согласно ему, не так ли?" Из этого мы поняли, что наш Устав не будет официально одобрен, но что его использование молча принимается. В конце концов, Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, был составлен с учетом условий церковной жизни в Российской Федерации, и опыт Русской Церкви в рассеянии почти не был принят во внимание. Это было, вероятно, с одной стороны, необходимо, а с другой – неизбежно.
Текущая ситуация
Ситуация, однако, сильно изменилась два года назад. В апреле 2003 года Патриарх Алексий опубликовал открытое письмо иерархам и приходам трех ветвей русского рассеяния в Западной Европе, призывая их преодолеть свои различия и объединиться, чтобы сформировать единый самоуправляющийся Митрополичий округ в Западной Европе под омофором Московского Патриархата. Он сказал, что это не только поможет уменьшить путем слияния чрезмерное количество различных юрисдикций, существующих в Западной Европе, но и послужит примером для подобных шагов со стороны других юрисдикций на этой территории, тем самым упрощая потенциальное создание многонациональной Поместной Церкви в Западной Европе.
Патриарх указал на то, что различные ветви русского Православия на Западе за почти семьдесят лет выработали собственные методы управления своей паствой и признал, что, когда дело дойдет до определения внутренних структур и процедур в предлагаемом Митрополичьем округе, многие захотят сохранить свои порядки. Он отметил, что эти порядки включают в себя даже выборы епархией своего епископа.
Патриарх особо попросил митрополита Антония временно исполнять обязанности главы новой "митрополии" до тех пор, пока не будет все подготовлено для выборов его преемника. Назначение митрополита Антония было продиктовано глубоким уважением, которое к нему все испытывали, но кроме этого уважения, должно быть, было знание того, что он успешно вел Сурожскую епархию по пути, который позволил ей естественно вписаться в жизнь Великобритании, оставаясь, тем не менее, преданной Московскому Патриархату.
Когда митрополит Антоний получил послание Патриарха, он отреагировал довольно просто: "Ну наконец-то они услышали то, что я говорил все время". Однако, он уже был серьезно болен раком и умер всего четыре месяца спустя. Не было ни единого шанса на то, что он был бы в состоянии выполнять ту задачу, которую Патриарх возложил на него. Возможно, поэтому, казалось, что ничего бы и не вышло из предложения Патриарха.
Однако, в мае этого года архиепископ Иннокентий Корсунский вернулся к идее создания Митрополичьего округа для Западной Европы в важной работе, озаглавленной "Объединение русской церковной диаспоры в Западной Европе как шаг на пути к созданию Поместной Церкви". В своем докладе он вернулся к Патриаршему посланию от 1 апреля 2003 года и разобрал в деталях его значение, поместив его предложения в контекст всемирного Православия и последовательной позиции Русской Церкви в отношении будущего православной диаспоры во всем мире. В двух словах можно сказать, что архиепископ Иннокентий призвал разные ветви русского рассеяния в Западной Европе к совместной работе над определением тех рамок, в которых объединение могло бы осуществиться.
В течение последних двух месяцев мне удалось детально ознакомиться с этой работой, сначала вместе с главами разных благочиний нашей епархии, затем на общем собрании священнослужителей и совсем недавно на заседании Епархиального совета. Основная идея доклада владыки Иннокентия была очень хорошо принята, хотя не может быть иллюзий по поводу трудности той задачи, которую он поставил перед нами, и по поводу препятствий на пути к ее успешному выполнению. В то же время предложение создать митрополичий округ воспринимается как естественный результат всей той работы, которую митрополит Антоний совершил, чтобы создать Сурожскую епархию и снабдить ее всеми теми структурами, которые теперь обеспечивают ее существование. Особенно обнадеживает то, что архиепископ Иннокентий в своей работе особо упомянул Устав Сурожской епархии и признал, что епархия
на деле руководствуется значительно измененным [по сравнению с Уставом РПЦ] внутренним уставом, в чем-то близким к уставу Экзархата Патриарха Константинопольского, ассоциируемому с решениями Собора 1917-1918 годов.
Выводы
Вывод, который я сделал из всего этого, это то, что митрополит Антоний значительно опередил свое время в понимании того, к чему должны стремиться православные христиане Западной Европы и какие шаги они должны делать, чтобы прийти к этому. В письме к Патриарху Алексию от 22-го июня 1998 года, в котором он предложил Устав Сурожской епархии на рассмотрение Патриарха и Священного Синода, он заявил, говоря о процессе, в ходе которого Устав был разработан:
Этот Устав начал, в наших глазах, становиться богословием единства Церкви, проявленным заново в диаспоре, и, возможно, самой диаспорой, которая затем перестала быть просто присутствием представителей Матерей-Церквей в "неправославных" странах, но стала ЦЕРКОВЬЮ, живой, одновременно еще находящейся в процессе становления и уже единой в Господе.
Что мне кажется здесь очень значительным – и это перекликается с посланием Патриарха и докладом архиепископа Иннокентия – это выражение "Матери-Церкви", во множественном числе. Положение, которое защищал митрополит Антоний – и то же самое положение защищают и Патриарх, и владыка Иннокентий – заключается в том, что все этнические группы в рассеянии призваны следовать тому же пути, которому следует Сурожская епархия. Другими словами, они призваны превратить политическую и экономическую эмиграцию в то, чем она на самом деле является в глазах Бога – новой возможностью, приглашением, призванием воплотить Православную Церковь в Западной Европе и во всем мире в том виде, в котором этого требуют Апостольские Правила, принимая при этом, что это значит быть всей душой готовыми влиться в новые страны и новые культуры в осознании того, что Православие сейчас не является "восточным" феноменом, а имеет всемирный характер как "закваска" мира.
Источник: dioceseinfo.org