ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свой среди чужих, чужой среди своих

свящ. Александр Шрамко :: 16 июня 2006

Спустя несколько дней после решения Синода Константинопольского патриархата принять под свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) соответствующим образом на него отреагировал Синод патриархата Московского.

Синод Русской Православной Церкви не признал правомочным переход епископа в другую поместную церковь без отпускной грамоты, которую даже не запрашивала Константинопольская патриархия. Таким образом, с точки зрения Синода РПЦ, епископ Василий "остается архиереем Русской православной церкви, находящимся на покое впредь до окончательного рассмотрения его дела". Было решено вызвать владыку Василия на заседание Священного Синода, которое состоится 17 июля 2006 года, а также изучить обстоятельства решения Константинопольской церкви, после чего "иметь особое суждение по существу дела".

Что же следует ожидать в этот "час икс" – 17 июля, и какие могут быть "суждения по существу дела"? Мало кто сомневается в том, что епископ Василий не предстанет перед московским Синодом. Вряд ли сомневается в этом и сам Синод, который просто вынужден как-то реагировать – не спускать же молча "братской поместной церкви" явно неуважительный и даже оскорбительный шаг. Другое дело, что с некоторого момента все участники конфликта находятся в жестко предопределенной перспективе событий, когда за одним демаршем следует вполне определенный ответный, а за ним следующий, и так далее. Выбор возможных вариаций мог быть только в самом начале – когда епископ Василий подал одновременно прошения в московскую и константинопольскую патриархии. Гипотетически обе они вполне могли договориться, согласовав вопрос в братском диалоге. Но в том-то и дело, что "братский" характер их отношений давно носит чисто теоретический и гипотетический характер, и иное развитие событий могло быть воспринято почти как сенсация.

Теперь, конечно, московский Синод будет вынужден наложить прещения на "своего", как он считает, епископа. Тогда как Константинополь их, разумеется, не признает – ведь с его точки зрения он для московской патриархии уже "чужой" и ей не подвластный. На практике все это будет выглядеть так, что любое совместное служение с епископом Василием для представителя московского патриархата станет невозможным, а для представителя иных поместных церквей – недружественным актом.

Эта тупиковая ситуация напоминает другую, связанную не с разъединением и отчуждением, а с объединением и восстановлением "братского общения" – между РПЦ и РПЦЗ. До сих пор неясно, как будет решаться вопрос с теми священниками РПЦЗ, которые находятся под прещениями со стороны РПЦ? А ведь таких в "рубежах" большинство – переход в РПЦЗ был просто иначе невозможен. Мало того – сама РПЦЗ требовала публичного отречения от "еретической" МП. Что же теперь? Хорошо общаться вчера совершенно чужим, но ныне побратавшимся епископам. Хорошо принять зарубежного гостя, ставшего "своим братом". Но как быть со священником, который конкретно порвал с "еретичествующим" епископом, за что был запрещен и даже лишен сана. Ни одна из сторон даже теоретически не может признать свои действия неправильными или "неканоническими". Самое интересное, что и та и другая сторона в оправдание своего поведения имеет свой комплект канонов. Точно так же и в сурожском конфликте и Москва, и Константинополь выдали свои комплекты канонических обоснований. Честно говоря, даже не хочется эти ссылки изучать. В рамках формальной канонической правоты не находится места для христианской любви. Это та железная правота, которая рождает жестокость, готовую сокрушить все на своем пути ради своей "правды". Она готова предъявить счет и "своим" за то, что они оказались "чужими", и "чужим" за то, что они отказались быть "своими". И, как вообще в жизни, более дальние оказываются как-то поближе, чем "свои" чужаки. И что там все эти юрисдикционные коллизии, если зачастую священник вполне публично и в полном сознании своей правоты может объявить "врагом Церкви" другого священника не только той же поместной церкви, но даже одной епархии, в послушании у одного епископа. Вот такая она – наша "соборность".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама