Да, я тот, который поселился в Великобритании в конце 1990-х годов. Когда я нашел и в первый раз, лет шесть назад, в тяжёлые для меня времена, пришёл в храм, увидел и услышал Владыку Антония, а потом и почитал его проповеди, то впервые понял, что можно быть мудрецом, врачом, который служил в госпитале во время войны, "резал и шил" человеческое тело, и вместе с тем верить самозабвенно и жертвенно в спасение душ, тех, кто подлинно уверовал в Святую Троицу... Эта его вдохновенная вера помогла мне пережить, преодолеть трудности.
Однако не всё мне понравилось в храме. Я зашёл в книжный киоск, и оказалось, что книги продают по высокой цене, говорят продавцы по-английски и совсем не знают русского. Узнав цену книг, я понял, что мне это не по карману. Я этим фактом был немного озадачен. Кроме того, мой английский был нехорош. Да и сейчас проблемы и потому я ушёл из киоска, даже не посмотрев книги, а спросить что-то у англичан не мог, "языка не хватало" Но сам себя спрашивал: "Почему я, русский, в русском храме чувствую себя непрошенным гостем?". Потом я несколько раз слушал службы на русско–английском и меня это тоже насторожило. Хотя так было заведено и до поры до времени, это работало. Потом я на общем собрании послушал решение вопроса о ремонте храма и, когда англичане склонили всех к тому, что за ремонт надо платить много, потому что здание является памятником старины и мы несём юридическую ответственность, я подумал, что среди русских членов прихода нашлось бы немало добровольцев, которые бесплатно помогли бы в недорогом ремонте, но в этом случае сами стали бы создателями облика родной церкви, а на сэкономленные деньги могли бы помогать неимущим и даже частично компенсировать стоимость богословских книг, продаваемых в киоске.
Владыка Антоний умер в 2003 году, и все сопереживали потере мудрого пастыря и надеялись, что его преемники в Суроже будут продолжать дело жизни мудрого Учителя, коим был Митрополит Антоний и в Англии и в самой России.
И тут, как обычно бывает по уходу из жизни мудрого управителя, его близкие и "родственники" решили побороться за первенство.
Правда из Москвы незадолго до кончины Владыки Антония был прислан молодой и талантливый Епископ Илларион, который был встречен не очень приветливо, как английской частью общины, которая хотела на "престол" своего человека, так и русской половиной, которая после владыки Антония хотела на его место, местоблюстителя равного ему по таланту и по опыту ведения дел в епархии... Но таких, как Владыка Антоний очень немного вообще и в христианском мире в частности. Тому подтверждение его влияние и авторитет и в церковных делах и в миру.
Как бы там ни было, несостоявшийся Владыка Сурожа отбыл, и на его место наконец был избран и одобрен Владыка Василий... Разногласия после его назначения, между английской частью прихожан и русской только усилились.
Мне довелось побывать на собрании общины и я ушёл с него с горьким чувством жалости к православным христианам, которые забывают, что основой христианства и главным его требованием к верующим – был завет любви и всепрощения. Недружественность – это эвфемизм, который надо употреблять, описывая отношения англичан к русским и русских к англичанам на этом собрании. И атмосфера на собрании была такая, какая была между первопроходцами Американского Запада и местными индейцами. При этом мне показалось, что для английской "просвящённой" публики, русские и были этими индейцами, с их полудетской верой, внешним "фанатизмом" и "ортодоксией", основанной только на вере, но никак не на логических аргументах.
Думаю, что надо быть русофилом и говорить по-русски, любить русский язык, чтобы уверовать так, как веруют многие подлинные православные в России и в её зарубежных православных епархиях. В этом простота и сложность современного православия, хотя готов согласиться, что ортодоксия совсем не по нраву людям умным и учёным – они предпочитают сцентизм с его космическими энергиями, астралами и прочими мудрёными штучками, которые, на мой взгляд, являются компиляцией из книжного христианства, буддизма и иудаизма, либо, уж на худой конец, "веру взрослых людей" протестантизм. Но здесь вера тоже часто подменяется "логикой взрослых".
Однако, возвратимся к скандалу в Сурожской Епархии... Почему, не посоветовавшись, не согласовав своё мнение с русской половиной общины, не помолившись, наконец, став на колени и признав своё ничтожество перед Создателем, принимается решение о переходе под владычество Константинополя.
Подавляющая часть русской общины, категорически не приемлет переход из родной Московской Патриархии, в какую бы то ни было другую, пусть хорошую, но другую патриархию. И тут проблемы не только языка. Тут особенности национального характера, менталитета, как сейчас говорят. Ведь непросто так становилась в Англии англиканская церковь, ведь за неё заплачено кровью страданиями и слезами, во времена гонений на протестантов со стороны католичества? Ведь не просто так, Русское православие привлекает людей детского склада характера, верящих в чудеса, в жертву Христа, сопереживающих этой жертве до простирания ниц на полу православных храмов и целования рук батюшек, посвящённых на служение пастырское? Именно такая форма христианства помогла России выстоять в бесчисленных испытаниях. Значит, она соответствует сущности русского человека...
На мой взгляд, многие из русской части общины вздохнули с облегчением, когда услышали вердикт, подписанный Патриархом Алексием II, в котором Владыка Василий отстраняется от руководства Сурожской епархией, впредь, до выводов специальной комиссии, присланной из Москвы...
Хотя, повторяю, что владыка Василий, достойный иерарх и возможно, будет лучшим руководителем английской части прихода, когда она выделится в самостоятельную общину. Но, я также хочу напомнить, что русские, несмотря на десятилетия антирусской пропаганды во времена холодной войны, несмотря на возрождение антирусских настроений в среде английских обывателей, чьи мозги промыты новой волной антирусских публикаций и в прессе и на ТВ, не являются бессловесными "индейцами", мнением которых можно пренебречь или "подкупив их племенных вождей и напоив огненной водой", можно затребовать от них отречения от своей веры, веры отцов, веры предков... К сожалению, настроения "холодной войны" перекидывается сейчас уже и на религиозно-духовные вопросы.
В разговорах с прихожанами я услышал слова сожаления и нежелания делать сознательный выбор между разделением и разводом. Их аргумент: "А что мы можем сделать?". Но, правда – важнее силы. Ситуация в Сурожской Епархии напомнила мне вечно длящуюся трагедию расставания родителей и выросших детей. В случае, если это происходит в семье христиан, дети уходят благословляемые родителями, и основывают свою семью с помощью родителей... Наверное пришло время и нам разделиться, но сделать это надо любя и понимая неотвратимость такого любовного расставания. Было время, когда англичане, привлечённые наивной искренностью православия, влились в его ряды. Сегодня, они хотят располагать собой сами... Но, не по христиански будет, если "умные дети" станут вытеснять "недалеких родителей" из общего дома. Отношения осложняются тем, что Сурожская епархия действует на земле Англии. Но ведь всем известно, что христианство объединяет верой многие народы. Пусть английские православные помогут русским православным укрепить Сурожскую епархию и тогда все признают, что такое разделение возможно на христианской, если угодно, православной основе, без деления имущества, выкрикивания оскорблений и непримиримости. Ситуация не должна напоминать "кукушку на гнезде", когда кукушка, прилетев в чужое гнездо, выталкивает яйца хозяйки гнезда, а свои оставляет вместо них.
В свою очередь, прошу простить меня за резкость некоторых определений и оценок. Я могу заблуждаться и быть неправ. Но таково моё мнение о проблемах Сурожской Епархии на сегодня и я попробовал, правда, очень неловко, их высказать. И понимаю, как прав был Архиепископ Иннокентий Корсунский, говоря, "Будем молиться, чтобы Господь наставил нас на путь истинный!".