Власть в государстве нелегко захватить, но на порядок труднее ее удержать. Политические технологии как раз и призваны обеспечить непосредственную взаимосвязь власти и господства, которая только и обеспечивает стабильность государства. Но даже в самом устойчивом государстве технологии господства не могут длительное время применяться в чистом виде, поскольку беззастенчивое манипулирование "молчаливым или лишенным голоса большинством", которое является главным устоем любой государственной формы, провоцирует недовольство и протест, подрывающие установленный властью порядок. Но доверие народа нельзя завоевать, а тем более вернуть, средствами голого насилия. Любое господство, которое руководствуется инстинктом самосохранения, будет искать и пропагандировать среди подвластных некую санкцию своего фактического наличия будь то сакральную, как в случае теократии, либо моральную, утилитарную, как в государствах светских.
Очевидно, однако, что эффективные технологии господства невозможны и без некоей "кратодицеи", то есть религиозно-морального оправдания и гуманитарной апологии власти. На протяжении всей писаной истории государственные правители домогались от господствующей религии и традиционной морали услуг данного свойства. Разумеется, это вело к глубоким деформациям как в религиозном, так и в нравственном сознании, порождало их внутреннюю расщепленность.
Начнем с текстов Ветхого Завета. Во Второзаконии существенно в нашем случае то, что запись и канонизация древнееврейского Священного Писания происходили после вавилонского пленения евреев и восстановления Иерусалимского храма, в период существования в Иудее теократии (V-I вв. до Р.Х.). Теократию утвердил явившийся из Вавилонии в Иудею потомок еврейских первосвященников Эзра, которому персидский царь Артаксеркс I, покровительствовавший Иудее, дал полномочия назначать начальников и судей. Вместе с Эзрой в Иудею около 456 г. до Р.Х. переселилось примерно полторы тысячи вавилонских евреев, взявших в руки бразды правления. Подвластная Персии Иудея управлялась во внутренней жизни по законам Моисеевым. Чтобы не допустить смешения иудеев с чужими племенами, Эзра потребовал немедленного развода правоверных евреев с их женами-иноплеменницами, что навлекло на Иудею ненависть соседних племен. Эзра и его последователи стали собирать письменные памятники иудаизма и записывать устные предания учителей и пророков. Так составилась Тора, или Библия. Иными словами, теократия в политическом разрезе означает монополизацию власти в государстве священством или церковнослужителями, а в идеологическом насильственное насаждение единоверия, что равносильно признанию определенной религии или конфессии с ее догматикой государственной, обязательной к исповеданию гражданами данного государства.
Что до технологий господства в условиях иудейской теократии, они были облечены в одеяния религиозных и моральных предписаний. Архетипичность противопоставления "своего" и "чужого" дает ключ к ветхозаветному феномену "двойной морали" для "своих" и для "чужих". О наличии, говоря в современных терминах, двойных стандартов в Ветхом Завете свидетельствует такое авторизованное Богом поучение Моисея: "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую идешь, чтобы овладеть ею" (Втор 23, 19-20). Иными словами, ветхозаветный Декалог, заложивший фундамент современной морали, это нравственный кодекс поведения, адресованный "своим", единоверцам и единоплеменникам.
Моисей предложил и технологические правила обращения "своих" с "чужими", включавшие всяческие обереги "своих" от инфицирования "чужим": "Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в земле их, тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: "как служили народы сии богам своим, так буду и я делать"; не делай так Господу, Богу твоему" (Втор 13, 29-31) Или еще более выразительная и конкретная заповедь Моисея Израилю: "Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужской пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих (sic!), которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко; которые не из числа городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Фересеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим" (Втор 19, 10-19).
"Чужой" это враг, больной страшной болезнью, и Моисеева мораль дает санкцию на его физическое уничтожение. Теократия, равно как и идеократия, по своей внутренней природе тяготеет к самым жестоким и радикальным технологиям господства.
У идеократии, то есть властвования под водительством идеи либо суммы идей, была странная судьба: получив блистательное выражение и обоснование в диалогах Платона (428 или 427 г. до Р.Х. 348 или 347 г.), прежде всего в "Государстве", концепция идеократии была подхвачена реформационным сектантством и новоевропейским утопизмом, пережила умственную кульминацию в работах Владимира Соловьева и российском революционаризме XIX в. и нашла практичекое применение, хотя и с обратным знаком, в идеократических диктатурах XX столетия. Идеократически окрашенной доктриной, почерпнутой из протестантского фундаментализма, в своей внешней политике руководствуется ныне администрация президента США Джорджа Буша-младшего. Незадолго до смерти Вадим Кожинов не обинуясь заявлял: "Западные страны это номократия (номос закон), то есть государства, которые зиждутся на власти закона. Восточные этократия (этос нрав, обычай), то есть государства, которые зиждутся на власти традиции. Россия это идеократия, страна, которой управляют идеи. Когда "правящая идея" теряет силу, наступает смута. Так было в 1917 г., когда потеряла власть над людьми идея "самодержавия, православия, народности". Так было и в году 1991~м, когда эту власть потеряла коммунистическая идея. Сегодня стране нужна новая идея, потому что Россия может существовать только как идеократия".
В четвертой книге Платонова "Государства" Сократ в порядке умственного эксперимента рисует модель идеального государства: "Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом". В этом тезисе Платона о примате блага государства над благом его отдельных частей содержится в зародыше идея безусловного первенства государственного (национального) интереса перед интересами частными, которая легла в основу "политического искусства" Нового времени. "Счастье" государства, а затем и его граждан, как раз и должна обеспечить идеократия, которую Платон изображает следующим образом: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно". Надо иметь в виду, что в качестве одного из реальных путей своего идеального государства к "солнечному свету" Платон рассматривал тиранию, которая должна диалектически переродиться под воздействием философии в просвещенное правление, шаг за шагом реализующее идеократическую модель государственного устройства. Именно этой логикой руководствовались большевики, возводя посредством систематического насилия здание своей просветительской диктатуры, которая якобы поведет к всеобщему счастью.
Необходимо отметить в данной связи принципиальный момент: Платон в "Государстве" не только обосновал необходимость сосредоточения власти в руках философов как единственного господствующего слоя, не только выдвинул учение об идеократическом Вожде, но и предложил принципы идеократического отбора: "Для управления государством не годятся как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием <...> Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться кто куда хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства <...> Мы не будем несправедливы к тем, кто становится у нас философами, напротив, мы предъявим к ним лишь справедливое требование, заставляя их заботиться о других и стоять на страже их интересов <...> Мы скажем им так: "Вас мы родили для вас же самих и для других граждан, подобно тому, как у пчел среди их роя бывают вожди и цари". Думаю, что под этими словами Платона без колебаний подписался бы товарищ Сталин, корифей всех наук, философ на троне: подобный принцип отбора правящей элиты используется в любом "роевом" сообществе.
Платон свято верил в то, что его государственный идеал должен быть осуществлен и реализуется просто потому, что он идеал, что он совершенен. Он полагался на то, что люди облагоразумятся, постигнут прелесть совершенства и не станут "негодовать на философов и выражать недоверие утверждению, что никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертит художник по божественному образцу". Но сами люди и их стихийно сложившееся общежитие это лишь сырье для художников госстроительства. Итак, главнейшая технология возведения идеократического государства это превентивная чистка, приведение людей и нравов в состояние tabula rasa, то есть "чистой доски". Вот к кому восходит этот образ, столь популярный в политической философии Нового времени.
26.06.2006
Источник: Политический журнал