ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Права и спасение

Андрей Сидоров :: 29 июня 2006

Православные верующие не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам православной веры. Вероятно, что такого же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религий. Нормы религиозной традиции являются для верующего сознания выше, чем земные законы. Для того чтобы локализовать намечающийся неизбежный конфликт, необходимо "снять" воинственный запал секулярного гуманистического подхода к правам человека, который постепенно проникает в международное и внутри-российское законодательство.

В 2000 г. рабочая группа под руководством председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла подготовила к изданию один весьма любопытный документ – "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", – некую кодифицированную, богословски выверенную позицию священноначалия РПЦ по самым острым вопросам современности.

Ключевые позиции этого документа были впервые озвучены на Архиерейском соборе, состоявшемся в августе того же года. В соборном определении по поводу "Основ" говорилось буквально следующее: "Считать данный документ отражающим официальную позицию

Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом".

Судя по газетным публикациям, у представителей государства и светского общества "Основы" вызвали негативно-эмоциональную реакцию, чего, в общем-то, и следовало ожидать: первых озадачила и напрягла часто цитировавшаяся тогда фраза "если власти принуждают православных верующих к отступлению от Христа и Его церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, церковь должна отказать государству в повиновении", вторых возмутило слишком жесткое, недемократичное отношение к тому, что принято сегодня называть новым поколением "правами человека", связанным с определением того, что есть человек на уровне его природы – вопросам взаимоотношений между полами, биоэтики, статусу человеческой жизни. На страницах ряда газет почти сразу же появились гневные отповеди в адрес разработчиков "Основ социальной концепции", эдаких инквизиторов от православия, пытающихся заткнуть за пояс аятоллу Хомейни, но дискуссии, в целом, не получилось.

С тех пор, вот уже на протяжении шести лет, церковь продолжает разрабатывать тему прав человека. Более того, на состоявшемся в апреле текущего года X Всемирном русском народном соборе, организованном при деятельном участии православной церкви, "права" стали самой приоритетной темой – им был посвящен основной доклад, подготовленный все тем же митрополитом Кириллом.

По словам владыки, "центральность" темы обусловлена тем, что либеральное прочтение прав и свобод человека, господствующее в западном мире, становится все более агрессивным. Оно позиционирует себя по отношению к другим точкам зрения как единственно верное и научно обоснованное – точно так же, как когда-то марксизм. Любое мировоззренческое отклонение от предполагаемой нормы подвергается обструкции, причем даже на государственном уровне через различные международные организации.

Однако нынешняя концепция прав человека, сформировавшаяся в протестантских государствах Западной Европы в течение последовательно сменявших друг друга эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения, как-то обошлась без учета традиционно-религиозных моделей развития общества, и посему ее претензии на универсальность с точки зрения, допустим, христианина или мусульманина, да и вообще любого, чей образ мысли отчасти детерминирован привитыми с детства нравственными запретами и кто привык жертвовать правами в пользу обязанностей (а таких, будем надеяться, в мире все еще немало), выглядят необоснованно.

В связи с этим из элементарных требований логики вытекает необходимость провести тщательный анализ этой концепции, тех философских идей, которые лежат в ее основании, а следовательно, влияют на ее развитие и применение.Митрополит Кирилл пытался сделать это в своем докладе, представленном на X Всемирном русском народном соборе, сделать основательно и деликатно, и тут же столкнулся с жесточайшей критикой различных правозащитников, пугающих оппонентов каким-то диктаторским настроем: "Все другие традиции должны умолкнуть и преклониться пред святыней человеческих прав"!

И такой подход уже уверенно пробивает себе дорогу в современном международном законодательстве. Так, в 2005 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Женщины и религия в Европе", в которой говорится: "Свобода вероисповедания ограничена правами человека". Это утверждение ставит религиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека – если она не соответствует определенному пониманию свободы, то она должна быть изменена. Для верующего человека это звучит как призыв к ослушанию воли Божией ради человеческих представлений.

Более того, в последнее время в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке – например, нормальность гомосексуализма. Резолюция, принятая в январе этого года Европарламентом, предписывает, например, вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и даже фиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Таким образом, по мнению митрополита Кирилла, общество не просто призывается к уважению образа жизни определенного меньшинства, но ему также навязывается пропаганда гомосексуализма как некоей нормы. В результате эта пропаганда соблазняет тех, кто мог бы бороться с этим недугом и создать полноценные семьи.

Подобные аспекты переводят тему прав человека из чисто политической и философской области в область сотериологии, науки о спасении, затрагивающей вопросы жизни и судьбы человека. Сотериология неизменно лежит в центре христианской проповеди – поэтому пастырский интерес церкви к этой теме очевиден. В связи с этим для верующего сознания важно ответить на следующие вопросы. Вступает ли в противоречие с замыслом Бога о человеке признание и следование нормам концепции прав человека в том виде, в котором она сегодня воплощается в международном и национальном законодательстве? В какой степени права человека могут способствовать или препятствовать жизни христианина и вообще верующего человека согласно его вере? Священноначалие Русской православной церкви призывает паству к размышлениям над этими вопросами.

В заключение следует заметить, что православная церковь ни в коем случае не ставит под сомнение ценность прав человека – она незыблема и объективна. Даже грехопадение человека не умалило этой ценности; Бог не уничтожил отступившего от Него человека, но сделал и продолжает делать все для его возвращения к своему предназначению, то есть все для спасения человека.

И все же концепцию прав человека необходимо дополнить чрезвычайно важным измерением – они должны осуществляться в традиционно нравственной системе координат, в которой важнейшую роль играют ограничительные заповеди, данные Богом. В этом отношении важным фактом является то, что в рамках десяти заповедей все основные религии мира совпадают между собой в определении добра и зла. Таким образом, религиозная традиция содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека.

26.06.2006

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама