Православные верующие не могут молчать, когда им навязываются чужие нормы, противоречащие основам православной веры. Вероятно, что такого же мнения придерживаются мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религий. Нормы религиозной традиции являются для верующего сознания выше, чем земные законы. Для того чтобы локализовать намечающийся неизбежный конфликт, необходимо "снять" воинственный запал секулярного гуманистического подхода к правам человека, который постепенно проникает в международное и внутри-российское законодательство.
В 2000 г. рабочая группа под руководством председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла подготовила к изданию один весьма любопытный документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", некую кодифицированную, богословски выверенную позицию священноначалия РПЦ по самым острым вопросам современности.
Ключевые позиции этого документа были впервые озвучены на Архиерейском соборе, состоявшемся в августе того же года. В соборном определении по поводу "Основ" говорилось буквально следующее: "Считать данный документ отражающим официальную позицию
Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом".
Судя по газетным публикациям, у представителей государства и светского общества "Основы" вызвали негативно-эмоциональную реакцию, чего, в общем-то, и следовало ожидать: первых озадачила и напрягла часто цитировавшаяся тогда фраза "если власти принуждают православных верующих к отступлению от Христа и Его церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, церковь должна отказать государству в повиновении", вторых возмутило слишком жесткое, недемократичное отношение к тому, что принято сегодня называть новым поколением "правами человека", связанным с определением того, что есть человек на уровне его природы вопросам взаимоотношений между полами, биоэтики, статусу человеческой жизни. На страницах ряда газет почти сразу же появились гневные отповеди в адрес разработчиков "Основ социальной концепции", эдаких инквизиторов от православия, пытающихся заткнуть за пояс аятоллу Хомейни, но дискуссии, в целом, не получилось.
С тех пор, вот уже на протяжении шести лет, церковь продолжает разрабатывать тему прав человека. Более того, на состоявшемся в апреле текущего года X Всемирном русском народном соборе, организованном при деятельном участии православной церкви, "права" стали самой приоритетной темой им был посвящен основной доклад, подготовленный все тем же митрополитом Кириллом.
По словам владыки, "центральность" темы обусловлена тем, что либеральное прочтение прав и свобод человека, господствующее в западном мире, становится все более агрессивным. Оно позиционирует себя по отношению к другим точкам зрения как единственно верное и научно обоснованное точно так же, как когда-то марксизм. Любое мировоззренческое отклонение от предполагаемой нормы подвергается обструкции, причем даже на государственном уровне через различные международные организации.
Однако нынешняя концепция прав человека, сформировавшаяся в протестантских государствах Западной Европы в течение последовательно сменявших друг друга эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения, как-то обошлась без учета традиционно-религиозных моделей развития общества, и посему ее претензии на универсальность с точки зрения, допустим, христианина или мусульманина, да и вообще любого, чей образ мысли отчасти детерминирован привитыми с детства нравственными запретами и кто привык жертвовать правами в пользу обязанностей (а таких, будем надеяться, в мире все еще немало), выглядят необоснованно.
В связи с этим из элементарных требований логики вытекает необходимость провести тщательный анализ этой концепции, тех философских идей, которые лежат в ее основании, а следовательно, влияют на ее развитие и применение.Митрополит Кирилл пытался сделать это в своем докладе, представленном на X Всемирном русском народном соборе, сделать основательно и деликатно, и тут же столкнулся с жесточайшей критикой различных правозащитников, пугающих оппонентов каким-то диктаторским настроем: "Все другие традиции должны умолкнуть и преклониться пред святыней человеческих прав"!
И такой подход уже уверенно пробивает себе дорогу в современном международном законодательстве. Так, в 2005 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Женщины и религия в Европе", в которой говорится: "Свобода вероисповедания ограничена правами человека". Это утверждение ставит религиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека если она не соответствует определенному пониманию свободы, то она должна быть изменена. Для верующего человека это звучит как призыв к ослушанию воли Божией ради человеческих представлений.
Более того, в последнее время в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке например, нормальность гомосексуализма. Резолюция, принятая в январе этого года Европарламентом, предписывает, например, вести воспитание в школах в духе приятия гомосексуализма и даже фиксирует день в году, посвященный борьбе с гомофобией. Таким образом, по мнению митрополита Кирилла, общество не просто призывается к уважению образа жизни определенного меньшинства, но ему также навязывается пропаганда гомосексуализма как некоей нормы. В результате эта пропаганда соблазняет тех, кто мог бы бороться с этим недугом и создать полноценные семьи.
Подобные аспекты переводят тему прав человека из чисто политической и философской области в область сотериологии, науки о спасении, затрагивающей вопросы жизни и судьбы человека. Сотериология неизменно лежит в центре христианской проповеди поэтому пастырский интерес церкви к этой теме очевиден. В связи с этим для верующего сознания важно ответить на следующие вопросы. Вступает ли в противоречие с замыслом Бога о человеке признание и следование нормам концепции прав человека в том виде, в котором она сегодня воплощается в международном и национальном законодательстве? В какой степени права человека могут способствовать или препятствовать жизни христианина и вообще верующего человека согласно его вере? Священноначалие Русской православной церкви призывает паству к размышлениям над этими вопросами.
В заключение следует заметить, что православная церковь ни в коем случае не ставит под сомнение ценность прав человека она незыблема и объективна. Даже грехопадение человека не умалило этой ценности; Бог не уничтожил отступившего от Него человека, но сделал и продолжает делать все для его возвращения к своему предназначению, то есть все для спасения человека.
И все же концепцию прав человека необходимо дополнить чрезвычайно важным измерением они должны осуществляться в традиционно нравственной системе координат, в которой важнейшую роль играют ограничительные заповеди, данные Богом. В этом отношении важным фактом является то, что в рамках десяти заповедей все основные религии мира совпадают между собой в определении добра и зла. Таким образом, религиозная традиция содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека.
26.06.2006
Источник: Политический журнал