Было бы великой наивностью ожидать, что по завершении Всемирного саммита религиозных лидеров сразу наступит конец ненависти, вражде, экстремизму и терроризму на религиозной почве.
Если у кого-то такая идея и возникла, то она, наверное, основывалась на значении слова саммит вершина, т.е. собрание высших иерархов, лидеров, глав религиозных общин: они пришли к согласию по каким-то вопросам и паства четко выполнит ниспущенные директивы.
Не исключено, что это могло бы быть в отношении буддистов, синтоистов, христиан, иудеев. Но этого точно не произойдет в отношении мусульман. И не только потому, что на Московском саммите отсутствовали лидеры всех международных исламских организаций, например, Лиги исламского мира, Организации Исламская конференция, Европейского совета фетв и исследований и т.п. И не стали участвовать в саммите деятели из авторитетных исламских центров типа египетского 'Аль-Азхара'. А также не прибыли исламские деятели из ряда стран, играющих очень большую роль в исламском мире, Саудовской Аравии, Катара. (Или их не приглашали?)
Проблема, думается, в другом. Ислам построен не иерархически, не централизованно и характеризуется высокой степенью своеобразного плюрализма. (Как одно из проявлений этого плюрализма может рассматриваться идущая в настоящее время внутриисламская война в Ираке взаимное уничтожение шиитов и суннитов. Те, кто полагает, что 'во всем виноваты американцы', пусть вспомнит о таких же войнах, происходивших или еще идущих в Ливане, Пакистане, других странах 'исламского мира'.)
В русский язык из арабского вошло слово джамаат группа. В конечном счете, глобальное мусульманское сообщество можно представить как конгломерат джамаатов объединений верующих большего или меньшего масштаба со своими духовными лидерами и специфическими верованиями и нормами. Еще в эпоху средневековья обсуждался вопрос о том, что же объединяет мусульман, таких разных и постоянно спорящих и бранящихся между собой. Пришли к выводу, что таким единственным объединяющим признаком является не признание кредо ислама (соглашаясь в целом, мусульмане расходятся, порой сильно, в деталях), а то, что все мусульмане молятся, обратившись к кибле, в сторону Мекки.
И чтобы те или иные мусульмане или мусульманские объединения отказались от экстремизма и терроризма, к каждому объединению должен обращаться авторитетный для этой группы исламский деятель. Однако точно можно сказать, что желания выступать с умиротворяющими антиэкстремистскими и антитеррористическими призывами к своей пастве нет у очень многих исламских духовных лидеров людей, профессионально практикующих в качестве улемов (ученых богословов), шариатских судей, знатоков и учителей ислама. Наоборот, некоторое количество исламских духовных лиц являются пропагандистами и даже организаторами насилия на почве религиозной нетерпимости и ненависти. Перечисление неизвестных российскому читателю, к счастью, далекому от этой сферы, имен проповедников и организаторов религиозно мотивированного насилия занятие неблагодарное. Можно привести один, но очень яркий пример. Не так давно на Российском Юге был ликвидирован Мухаммад Умар ас-Сайф муфтий 'моджахедов', осуществлявших террористическую активность (включая теракты так называемых 'шахидов') на российской территории. Ас-Сайф религиозный авторитет, бывший член Высшего совета улемов Королевства Саудовская Аравия. Он был своего рода 'комиссаром' при террористах, давая религиозные директивы террору на Юге России. Этот саудовец руководил 'шариатским судом', выносившим смертные приговоры россиянам 'кяфирам' ('неверным') и мусульманам-'вероотступникам', в частности главе Центрального духовного управления мусульман России Талгату Таджуддину и главе Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину. 'Амиры' военные представители 'Аль-Каиды' в России Хаттаб, Абу-ль-Валид неоднократно заявляли, что они согласовывают свои действия 'в масштабе реального времени' через Интернет и спутниковую связь с улемами, остающимися в Саудовской Аравии.
Могут сказать: это давние дела. Отнюдь. Все экстремистско-террористические группировки, входящие в международную сеть 'Аль-Каиды' или ассоциированные с ней, имеют двух руководителей одного 'светского'; это военный командир, 'амир'. И другого 'религиозного'; это профессиональный священнослужитель, имеющий специальное образование (полученное, как правило, в Саудовской Аравии). Он же возглавляет 'шариатский комитет' (или 'шариатский суд'), являющийся 'мозгом' группировки. И идущая в настоящее время в Ираке, параллельно сопротивлению коалиционным силам, террористическая война против шиитов, включая взрывы так называемыми 'шахидами' мечетей с молящимися, происходящие чуть ли не ежедневно, имеет религиозное обоснование: согласно ваххабитской доктрине, шииты (ваххабиты их называют презрительно 'рафидитами') должны уничтожаться, а тот, кто погибнет в ходе 'джихада' против них, попадет в Рай. (Усама бен Ладен в своих последних по времени заявлениях призывает уничтожать в Ираке, и не только там, 'крестопоклонников' и шиитов их 'прихвостней'.) Военные успехи 'Аль-Каиды', олицетворенной в Сомали ее подразделениями 'шариатскими судами', заставляют часть исламского духовенства на Ближнем и Среднем Востоке верить в то, что именно насилие под религиозными лозунгами может привести к успеху.
Справедливости ради надо отметить, что на Ближнем и Среднем Востоке есть авторитетные исламские деятели, выступающие против нетерпимости, насилия, экстремизма и терроризма. (Часть из них была на Московском саммите.) Примером здесь может быть не участвовавший во Всемирном саммите религиозных лидеров министр юстиции Королевства Саудовская Аравия шейх Абд-аль-Мухсин аль-Абикан.
Но заведомо низкая эффективность антиэкстремистских и антитеррористических призывов Саммита и подобных мероприятий обусловлена не только реально существующим расколом в среде исламского духовенства именно по вопросу о нетерпимости и насилии, экстремизме и терроризме. В исламской умме (глобальном сообществе мусульман) происходит в достаточно широких масштабах переход лидерства к экстремистам и террористам.
Согласно результатам социологического исследования 'Исламский экстремизм: общая озабоченность мусульманских и западных сообществ', проведенного в 2005 г. в 50 странах в рамках проекта 'Пью глобал этитьюдс проджект' (Pew Global Attitudes Project), бен Ладену в качестве лидера доверяют 60% опрошенных мусульман в Иордании, 51% в Пакистане. Он мог бы выйти во второй тур голосования в Индонезии с 35% (в 2003 г. 58%) и в Марокко с 26% (49% за три года до этого). Весной этого года тот же исследовательский центр провел опрос в других странах с мусульманским населением. Оказалось, что доверие к Бен Ладену колеблется от 8% (в Турции) до 72% в Нигерии.
В принципе достоверно не известно, жив Бен Ладен или нет. Но все идеи Бен Ладена, что называется, 'живут и побеждают' в исламской среде. Так, сайт телеканала 'Аль-Джазира' опубликовал результаты опроса, в котором 25-27 апреля с.г. приняли участие 56.897 арабоязычных посетителей сайта. От посетителей требовалось ответить на вопрос, согласны ли они с Усамой бен Ладеном в том, что против исламского мира ведется крестовый поход (крестовая война харб салибийя). Это одна из идей, содержавшихся в приписываемой Бен Ладену аудиозаписи, которую 'Аль-Джазира' же распространила накануне, 24 апреля. 82,8% участников опроса согласились с этой мыслью (не согласились 17,2%). По данным 'Пью глобал этитьюдс проджект', поддержака среди мусульман аль-каидовской формы терроризма теракты так называемых 'шахидов' колеблется от 13% в Германии до 69 % в Нигерии. Данные совпадают с другими исследованиями. Этим летом газета 'Таймс' совместно с 'Ай-ти-ви ньюс' опросила более тысячи представителей мусульманской общины в Великобритании через год после терактов 7 июля прошлого года. 13% респондентов заявили о своей солидарности с террористами-самоубийцами, отправившими год назад на тот свет 52 своих соотечественников-британцев.
При этом, что исключительно важно, Бен Ладена считают духовным, религиозным лидером, а не, скажем, только политическим. И едва ли не равным Пророку Мухаммаду. В аль-каидовских документах, в их зачине всегда приводится величание Пророка, где он именуется, и это 'фирменный стиль' 'Аль-Каиды', 'имамом моджахедов'. Примечательно, что выражение 'имам моджахедов' в публикациях 'Аль-Каиды' и ассоциированных с ней группировок стало применяться и к Бен Ладену. Впору говорить о 'бен-ладенизме' или 'усамизме' как особом направлении в исламе. Другие называют его 'повелитель правоверных' (амир аль-му'минин) и, принимая его в качестве лидера, или, говоря в терминах ислама, халифом, приносят ему клятву верности бай'а (Естественно, делается это не непосредственно, а заочно при трех свидетелях из 'Аль-Каиды' или через Интернет.)
Говоря просто, его слово для указанных, очень больших групп мусульман куда более весомо, чем слово статусного духовенства, если оно не совпадает с Бен Ладеном. И его, и других лидеров и идеологов 'Аль-Каиды' заявления и любые тексты содержат в обилии чисто религиозные обоснования ссылки на Коран и Сунну, мнения авторитетных улемов исламских ученых прошлого и т.п. (см., напр., аль-каидовский текст 'Наше кредо и наша программа'). Часть исламского духовенства сама признаёт духовное водительство Усамы бен Ладена. Например, с таким заявлением выступал авторитетный саудовский ваххабитский улем аль-Усаймин. Все 'комиссары' экстремистско-террористических филиалов 'Аль-Каиды' однозначно являются 'бен-ладеновцами' или 'бен-ладенистами'.
И Бен Ладен не один такой. Религиозными авторитетами для немалого количества мусульман являются аз-Завахири, второй человек в 'Аль-Каиде'. Является им post mortem и ныне ликвидированный аз-Заркави. (Вот уж кто обожал насилие в его самых чудовищных формах. Аз-Заркави, заявлявший в своих лекциях, что 'неверующий в Аллаха должен быть обязательно убит, где бы он ни был и что бы ни делал', широко ввел практику обезглавливания заложников по-арабски нахр, или забх, а его люди разместили в Интернете богословско-шариатские трактаты о том, что именно так полагается изничтожать 'неверных'. У исламистов в Ираке он имеет одобрительные клички 'Благословенный Резник' (Аз-Заббах аль-Мубарак) и 'Амир резников' (Амир аз-заббахин). Впрочем, не только в Ираке. Мало кто знает, что Тео Ван Гога убил последователь аз-Заркави: он сначала ранил голландца из пистолета, а потом стал его обезглавливать. Кстати сказать, первоначально ячейки 'Единобожия и джихада', из которого в дальнейшем вырос действующий в Ираке филиал 'Аль-Каиды' под руководством аз-Заркави, возникли в Европе. Российских дипломатов обезглавили люди из 'Совета моджахедов Ирака' объединения группировок которое создал и которым руководил аз-Заркави.)
Ожидать от этих людей призывов к своим последователям оставить насилие и террор искать реку в аравийской пустыне Руб Эль-Хали. Более того имеет место своего рода 'приватизация' ислама этими и подобными экстремистами и террористами. Они, становясь авторитетами для какой-то части мусульман, постоянно расширяют круг своих последователей через пропаганду и соответствующую активность в разных концах света. (Особая тема экстремистская пропаганда. Для человека, далекого от этих сюжетов, она невообразима по масштабам. На нее работают едва ли не все арабские типографии и значительная часть арабоязычного Интернета тысячи сайтов, немалая часть Интернета на западных языках и некоторая часть на русском. К этой пропаганде подключаются и некоторые государственные органы. Катарский спутниковый канал 'Аль-Джазира' открыл на своем сайте раздел со всеми выступлениями и заявлениями за все годы двух идеологов и руководителей 'Аль-Каиды' Усамы бен Ладена и Аймана аз-Завахири.) Одновременно происходит легализация экстремизма и терроризма как законной или морально оправданной и во многом вынужденной формы борьбы мусульман против иностранной 'крестоносной' агрессии, за восстановление 'попранной справедливости'. (И не надо думать, что речь идет только об Ираке или о Палестине. Европа тоже площадка для восстановления такой 'попранной справедливости'. Обретающийся в Катаре египетский 'брат-мусульманин', и очень пропагандистски 'раскрученный' в исламском мире улем Юсеф аль-Кардауи заявил: 'Ислам вернется в Европу как завоеватель и победитель после того, как его дважды изгоняли с континента'. Экстремистам и террористам очень приглянулся и российский Юг, и Ферганская долина, и Прикаспийский регион. Но, завязнув в Ираке, они пока везде не поспевают.)
Ожидать, что Усама бен Ладен или кто-то подобный выступит с призывами отказаться от экстремизма и терроризма, не стоит. Более того, в последнем по времени обращении Усамы бен Ладена от 1 июля с.г. руководитель 'Аль-Каиды' призывает повсеместно усилить джихад, особенно в Палестине, Ираке, Кашмире, Чечне, Афганистане, Сомали, Алжире и 'Стране Двух Святынь' (т.е. Саудовской Аравии).
Весьма показательна реакция нероссийского статусного исламского духовенства в его массе на эту пропаганду и практику такого экстремизма и терроризма. Если его не поддерживают, то и не отрицают. На сотни и тысячи трактатов, воззваний заявлений, листовок экстремистов и террористов, появляющихся в исламской ноосфере, не найдется даже одного текста, сочиненного духовным лицом, в котором бы с доводами, почерпнутыми в исламском вероучении и шариате, опровергались бы призывы и положения 'нового духовенства' типа Бен Ладена. (Такие попытки есть за границами духовенства, со стороны светских ученых-мусульман см., напр., Тауфик Ибрагим. Еще раз о коранической толерантности: смерть за уход от ислама?) Чаще всего имеет место знаменитое 'умывание рук': об экстремистах-мусульманах, совершивших тот или иной чудовищный террористический акт, заявляется, что они, самим фактом этого теракта, продемонстрировали, что они мусульманами не являются, т.к. мусульманин такое совершить не может; ведь ислам это религия мира и милосердия: Еще делаемые призывы к борьбе против экстремизма и терроризма обусловливаются утверждением о том, что борьба за освобождение или 'попранную справедливость' терроризмом не является. (С подобным утверждением на Всемирном саммите религиозных лидеров выступил шиитский иранский деятель аятолла Мохаммад Али Тасхири.)
Мало кого такая софистика удовлетворяет. Во всем мире, в разных странах, не особенно разбираясь в нюансах и расхождениях между различными течениями в исламе, разными группами духовенства, зависимости экстремистских и террористических группировок от нерелигиозных патронов, все больше не-мусульман начинают отрицательно относиться к исламу и мусульманам, видя в них, насколько необоснованно совершенно другой вопрос, угрозу мировой стабильности и личной безопасности.
Пока исламское духовенство Ближнего и Среднего Востока не станет целенаправленно и 'адресно' противиться 'приватизации' ислама экстремистами и террористами, террор не прекратиться.
В исламской арабоязычной прессе, как бумажной, так и электронной, не обнаруживается никаких следов влияния ни Всемирного саммита религиозных лидеров, ни принятого на нем Послания. Удалось на экстремистском сайте, который публиковал заявления и видеоматериалы о захвате и убийстве российских дипломатов в Ираке, обнаружить только одну, довольно своеобразную, реакцию на Саммит комментарий одной из сцен в 'Президент-отеле', воспроизведенной на странице сайта: главный раввин Израиля Йона Мецгер держит в руках фотографию похищенного ХАМАСовцами капрала Гилада Шалита, а сидящий рядом с ним председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, смотрит на это фото. Комментарий такой: 'Рафидиты (т.е. шииты; Аллахшукюр Паша-заде шиит. А.И.) требуют освобождения сионистского солдата'.
Источник: Кремль.ORG