ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Свеча горела в интернете, свеча горела

13 июля 2006

Пару недель назад многие информационные агентства сообщили о том, что новосибирский инженер Виктор Котов создал первый в Сибири молитвенный сайт. Зажечь свечу или лампаду перед иконой теперь можно, не отходя от рабочего места или даже на улице. Но и свечи, и лампада, и сами иконы – виртуальные. Они существуют только на мониторах компьютеров и на дисплее мобильных телефонов. Новосибирец предлагает всем желающим приобрести созданную им компьютерную программу "Лампада". В Русской Православной Церкви к изобретению отнеслись не то чтобы с осуждением, но со скепсисом. Между тем интернет-пространство осваивается религиозными конфессиями более чем активно. Остановить этот процесс просто невозможно. О плюсах и минусах религиозного пространства в Интернете мы сегодня и поговорим.

Виртуальная молитва и виртуальное спасение

Программа "Лампада" очень проста. На мониторе появляется икона Спаса Нерукотворного. По обеим сторонам ее две незажженные свечи. Посредине стоит незажженная лампада. Чтобы зажечь лампаду или свечи, надо "кликнуть" на них "мышкой". Гореть могут одновременно и свечи, и лампада. Повторное нажатие на "мышь" гасит свечи и лампаду. Программа также содержит в себе молитвослов, то есть набор молитв. В базовом наборе программы содержится восемь икон, но по желанию клиента его можно дополнить и изменить. На сайте автор напоминает, что программа не может заменить посещение храма. "Программа может быть использована только в случае невозможности посещения храма либо отсутствия традиционных икон и свечей! Если у вас есть возможность посетить храм, обязательно сделайте это!" – обращается к пользователям программы Виктор Котов.

Историю создания своей программы изобретатель рассказывает так:

– В разговоре с друзьями мы обсуждали новость – появление мобильного телефона, оснащенного специальными функциями для мусульман. (Речь идет о мобильных телефонах с расписанием намаза на текущие сутки и напоминанием о том, какую молитву следует читать в данный момент. – "ЧС"). Решили проверить, есть ли что-то подобное для православных? Когда убедились в отсутствии подобного рода программ, было принято решение попробовать создать собственную – первую в своем роде.

Как мы уже сказали, появление такой программы (ее стоимость 200 рублей) вызвало скепсис со стороны священников. Настоятель Новосибирского храма святого Александра Невского о. Александр Новопашин напомнил, что это не первая подобная попытка: в 60-х годах ХХ века американцы попадались на подобную удочку, когда предприимчивые люди предлагали им восточные методики, помогающие достичь "просветления за один час". Отец Александр посетовал на то, что "современное общество живет настолько стремительной жизнью, что у людей ни на что не хватает времени, и поэтому такими заманчивыми кажутся обещания при минимальных затратах получить максимальный эффект: к примеру "похудеть за пять дней" или выучить "английский за месяц".

Агентство национальных новостей приводит следующий комментарий новосибирского священника: "То, что, по сути, это есть не что иное, как заранее обреченное на провал предложение зайти в Царствие Небесное "с черного хода", никому из них в голову не приходит". Религия, сказал далее Александр Новопашин, это живая связь человека с Богом, а здесь человека лишают живого Богообщения, живой, горячей, покаянной молитвы перед образом Божиим в храме. "Молясь в виртуальном пространстве, можно рассчитывать только на виртуальное спасение", – заметил о. Александр.

Официальный представитель Русской Православной Церкви священник Михаил Прокопенко считает, что к новинке следует относиться как к игрушке: "Молиться на рабочем месте можно не зажигая свечей. Более того, компьютерный антураж скорее будет отвлекать от самой молитвы". Профессор Московской духовной академии Московского патриархата, известный писатель и публицист диакон Андрей Кураев к виртуальным свечам отнесся отрицательно: "Свеча – это жертва Богу, а элемент этой жертвенности исчезает". Его коллега, профессор Алексей Осипов, напомнил, что верующий должен участвовать в Богослужении, а такая программа может стимулировать лень.

Можно ли покрыть епитрахилью монитор?

У тех, кто прочитал предыдущую главу, может сложиться впечатление, будто и новосибирский священник отец Александр Новопашин, и диакон Андрей Кураев – яростные противники интернета. Между тем это совсем не так. Сайт собора святого Александра Невского (http://nevskiy.orthodoxy.ru) один из лучших в Сибири. Он содержит огромное количество информации. И о деятельности храма, и о духовенстве, и об истории, и особенно много информации на этом сайте о всевозможных опасных сектах. Эта информация снабжена фото – и видеоматериалами. На сайте диакона А. Кураева (www.kuraev.ru) особенно хороши многочисленные форумы. На них посетители могут обменяться мнениями, подискутировать на десятки тем: от политики до богословских вопросов.

Все епархии Русской Православной Церкви сегодня имеют собственные сайты. Многие из храмов также активно вошли в интернет-пространство. В интернете существуют и православные чаты: место, где люди могут общаться в режиме он-лайн, то есть в режиме реального времени. Как видите, православие уверенно осваивает интернет-пространство.

В сети mIRC "RusNet" широко известен православной чат #orthodoxy. Автор много времени провел в беседах с посетителями этого чата. Познакомился с администратором (фаундером) этого чата, священником, отцом Николаем. Поскольку он каждый день пребывает в интернете, то было интересно узнать его точку зрения и на виртуальное пространство, и на те нововведения, которые появляются в последнее время в интернете для верующих.

– Последнее десятилетие высокие информационные технологии, а особенно интернет, стали частью повседневной жизни сотен миллионов людей. Естественно, что интернет не мог не затронуть и такую сторону жизни человека, как религия. Как вы в целом оцениваете присутствие религиозной тематики в интернете?

– Если ответить кратко, то присутствие религиозной тематики в интернете я оцениваю позитивно. Посмотрите на прекрасно оформленные (в том числе и в техническом плане) православные порталы и форумы, библиотеки духовной литературы, – все это теперь доступно каждому, кто имеет доступ к сети.

– Интернет очень бурно развивается. Сегодня в сети появляются возможности совершать обряды, которые прежде можно было осуществить только в храме. Например, недавно появился сайт, на котором перед иконой можно "поставить" свечку и помолиться. Как вы, православный священник, к этому относитесь?

– Здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Известный религиозный философ Лосев сказал, что "молиться со стеариновой свечой в руках перед бумажной иконой, налив в лампаду керосина, может только человек, отступивший от правой веры". Конечно, это не означает, что, например, находящиеся в советских лагерях заключенные верующие совершали Богослужения с нарушением устава. Но не надо профанировать религиозные чувства. Вся полнота православного Богослужения направлена на всего человека: на его дух, душу, зрение, слух, обоняние. Это важный аспект, поэтому сознательно искажать даже такое простое действие, как поставить свечу, – не стоит. Кстати, напомню, что само слово "профанация" – это латинское слово, первоначально означающее "осквернение святыни".

– Считается ли икона, размещенная на сайте, иконой? Можно ли молиться перед такой иконой так же, как мы молимся перед иконой в храме?

– Икона всегда икона. Будь то изображение в храме, или копия в газете, или фотография, размещенная на интернет-сайте. И отношение к ней должно быть соответствующим. Поэтому во многих церковных печатных изданиях содержится просьба не использовать газету в бытовых целях. Молиться перед монитором с изображением иконы не рекомендуется, ибо облучение идет сильное (, это, конечно, сказано в шутку. Но я не встречал нигде такой необходимости – всегда есть икона, написанная рукой иконописца или изготовленная литографическим способом.

– Отец Николай, вообще возможно ли совершать в интернете какие-либо церковные Таинства, например исповедоваться?

– Совершать церковные Таинства в интернете не представляется возможным, да и, спрашивается, нужно ли это? Ведь Таинство – это встреча человека с Богом, событие сакральное, священное. Давайте попробуем провести параллель со знакомствами по интернету для создания семьи – есть такие сайты. Возможно, люди познакомились в интернете – на форуме или в чате... Какой-то период времени они могут общаться, обмениваться е-мейлами, даже фотографиями, но однажды наступит момент, когда надо будет решить, продолжать ли и в конце концов увидеться или прекратить общение?

Кроме всего прочего, общение по интернету ущербно. Ведь даже для того, чтобы хоть как-то передать свое настроение, придумана целая система так называемых смайликов, существует особый сленг при общении в интернете.

Можно и с другой стороны посмотреть на ваш вопрос: когда человек исповедуется, то на исповеди присутствуют трое – Бог, священник и кающийся грешник. При исповеди в интернете мы вводим еще одну реальность: сам интернет. Кстати, а как же быть с тайной исповеди? Ведь интернет не гарантирует таковой! А у меня возникает еще и практический вопрос: в случае такой исповеди священнику надо класть епитрахиль на монитор или на клавиатуру? :)

– Епитрахиль?..

– Епитрахиль – это одно из богослужебных одеяний священника, надеваемое на шею. Епитрахиль – это символ благодати священника, поэтому без нее священник не совершает ни одного из богослужений и священнодействий и не произносит проповеди в церкви. При исповеди священник возлагает епитрахиль на голову исповедующегося, когда произносит отпущение ему грехов.

– А можно ли через интернет получить благословение?

– Давайте определимся, что такое "благословение"? Как правило, это призывание на человека Божественной благодати. Согласно церковному этикету благословлять могут епископы и священники. При встрече со священником или епископом мирянин испрашивает благословения. Кого-то такой подход может смутить, мол, благословение должно быть на что-то, на какое-то действие, например, на поездку, работу и т.д. Но ведь благословить на день грядущий – разве это плохо? Разве призыв Божественной благодати на человека это грех?

Что касается благословения "на расстоянии", то мне неоднократно приходилось видеть, как епископы благословляют мирян при телефонном разговоре (при этом совершая рукой благословляющий знак креста). Для Божественной благодати расстояние не помеха, поэтому благословение "на расстоянии", будь оно дано и в интернете, – таковым и остается. Главное, чтобы благословляющий и благословляемый понимали всю важность совершаемого.

– В последнее время появилось несколько вариантов программ электронной Библии. С одной стороны, они очень удобны: позволяют быстро найти нужную цитату и комментарий к ней. Однако нет ли опасности в том, что подобные электронные версии отнимут у людей необходимость внимательного и вдумчивого чтения Священного Писания?

– Вообще, поиск в Писании цитат больше подходит западным богословам. Они любят все разложить. А что касается протестантов – так те только Писанием и живут, сотворяя из него некое подобие идола: вспомните основополагающий принцип реформации sola Scriptura – только Писание. Однако это не означает, что православные христиане Евангелие чаще целуют, нежели читают. Однако, опять же, чтение с монитора негативно влияет на глаза. Даже если монитор жидкокристаллический. В этом отношении чтение Библии лучше в книжном варианте. Но тем, кто работает с текстом Писания – священникам, богословам, исследователям, конечно же удобнее пользоваться электронным вариантом Библии. Не вижу в этом каких-либо проблем или противоречий.

– Как можно отличить сайты по-настоящему религиозные, духовные от сектантских и еретических? Может быть, и на сайты надо распространять "принцип благословения"?

– Вы затронули очень серьезную проблему: вопрос духовной цензуры. Если вы возьмете в руки любое дореволюционное печатное издание духовного содержания, то увидите гриф: "Печатать дозволяется. Цензор такой-то. Дата". После революции институт церковного цензорства был, по сути, уничтожен, как, впрочем, практически было прекращено издание религиозной литературы. Уже в совет-ский период на церковных книгах (а это были, как правило, Библия и молитвослов) стали ставить гриф: "По благословению Патриарха Московского и всея Руси (имя патриарха)".

Когда церковь получила возможность развернуть издательскую деятельность, такой гриф остался. Причем, если книга издавалась в какой-то конкретной епархии, то ставилось благословение местного правящего архиерея. Все вроде бы хорошо, но появились "умельцы", которые стали "штамповать" низкопробную в духовном плане (да и в типографском тоже) продукцию, не смущаясь при этом использовать вышеуказанный гриф "По благословению..." И это настоящий бич современной церковной жизни. Но есть и другой нюанс: согласитесь, есть разница между "печатать дозволяется" и "по благословению Патриарха". Поэтому бывают случаи, когда отдельные книги издаются не с грифом благословения Патриарха, а "по рекомендации, например, отдела религиозного образования и катехизации".

В общем, проблема назрела давно, и считаю, что в каждой епархии должен быть свой цензор, который несет ответственность за качество и духовное содержание печатных изданий на данной территории. Это же касается и интернета. Ограничить интернет каким-либо образом невозможно. Но если сайт имеет гриф "по благословению" правящего архиерея, то это означает, что весь материал сайта находится в согласии с церковным вероучением.

– Если находятся "умельцы", которые фактически подделывают грифы с благословениями, то написать "по благословению" на сайте гораздо проще, чем на книге или на газете...

– Лично я пока таких подделок в интернете не встречал. Но это не значит, что они в принципе не могут появиться. Выход я вижу в том, чтобы в решение этой проблемы включились такие авторитетные православные сайты, как Pravoslavie.Ru, Sedmitza.Ru, Orthodoxy.Ru и т.д. Они уже сегодня размещают ссылки на другие, проверенные сайты духовного содержания. Это тоже своего рода "гриф". В будущем это должно стать повсеместным правилом. Тогда отличить "подделку" будет гораздо легче.

– Зайдя на сайт храма Христа Спасителя (www.xxc.ru), я узнал, что есть возможность посмотреть в интернете прямую трансляцию Богослужения этого главного российского храма. А вообще, если верующий смотрит по телевизору или в интернете прямую трансляцию Богослужения, можно ли считать, что он принимает в нем участие?

– Если человек здоров, и в Пасхальную ночь, развалившись на диване, смотрит трансляцию Богослужения, то назвать его участником Литургии крайне сложно. Если человек прикован к постели из-за тяжелой болезни, то такая служба для него, наоборот, в радость, и он вполне может соучаствовать в данной службе. И все-таки тема трансляции Богослужений через массмедиа – спорный вопрос. Однако если священноначалие Церкви разрешает проводить такие трансляции, значит в этом есть свой смысл.

– Как сегодня Православная Церковь использует возможности интернета?

– Возможности интернета, как и он сам, огромны. Мне видится, что Церковь должна занять в интернете именно духовную нишу. Новостные ленты о событиях церковной жизни, статьи и публикации на злобу дня, общение на православных форумах и чатах – все это проявление церковной жизни. Не все, возможно, получается гладко, но факт остается фактом – Церковь в интернете присутствует, и увидеть сегодня на форуме или в чате православного священника – это уже не редкость.

– Отец Николай, были ли какие-нибудь интересные события, связанные с вашим чатом?

– Интересного было немало. Например, в нашем чате познакомились двое верующих (извините, я приведу только их ники – Jethro и Nica) и через некоторое время обвенчались, создали семью.

Интернет как форма соборности

Мировая сеть действительно все активнее осваивается верующими. Интересна такая цифра: на состоявшейся на прошлой неделе интернет-конференции с президентом России В. Путиным по теме "Религия" было задано 1130 вопросов. Проблемы интернета священнослужители все чаще обсуждают на специальных конференциях. Одна из таких конференций "Религия и Церковь в информационном обществе" прошла в Москве. Конференция была организована Центром развития информационных технологий, Министерством информационных технологий, Администрацией президента РФ и Федеральным собранием. Фактически, государство обратилось на этой конференции к православию с просьбой помочь ему контролировать интернет. Но совершенно неожиданно священники отказались. Представители Церкви заявили, что свободное информационное пространство не потому так разрушительно для общества, что свободно, а потому, что общество не хочет думать ни о чем, кроме денег. Развернутую позицию Русской Православной Церкви в отношении интернета обнародовал митрополит Смолен-ский и Калининградский Кирилл.

"Недавно я обнаружил, что на моем новом компьютере слово "Интернет" вдруг стало писаться с большой буквы. Само! А когда я, почуяв неладное, стал это слово "смирять" до строчной, то увидел, что под этим словом стала появляться красная черточка: мол, ошибка. Раньше такого не было. Раз уж это слово стало писаться, вопреки правилам правописания как имя собственное, пора и нам начать осмыслять это явление. Тем более что наше Священноначалие уже не первый год призывает православных активно осваивать виртуальное пространство. И мы осваиваем по мере сил".

Православие в интернете уже никого не удивляет. Там, где условия более-менее равные, у нас больше шансов заявить о себе. А интернет, несмотря на усилия, предпринимаемые с разных сторон, является все еще самым независимым и демократичным СМИ. Законы тут почти не действуют никакие. Ни международные, ни местные. А только невидимые, из тех дел закона, что написаны в сердцах (Библия, Римлянам 2:15) у всех людей. И общество, вглядываясь в интернет, имеет счастливую возможность увидеть себя со стороны, таким, какое оно и есть на самом деле.

Если из 700 миллионов пользователей интернета более половины – посетители порнографических сайтов, если находятся желающие заглянуть на сайты детской порнографии, если уже появился виртуальный "клуб самоубийц", то выводы делайте сами.

С другой стороны, если православные сумели безо всякой помощи государства (точнее – государств) отвоевать свой островок в этом бушующем виртуальном море; если появилась новая, доселе невиданная форма соборности – Православный интернет-форум; если созданы крупные религиозные порталы; если давно отшумели первые свадьбы православных, встретившихся в религиозном интернет-пространстве, и даже их дети уже приняли крещение, – то этот феномен нуждается в осмыслении.

Сначала о точках соприкосновения. Интернет, как и христианство, направлен ко всему человечеству – без различия границ, языков и народов. И потому использование сети для православной проповеди отвечает вселенским задачам нашей веры. Ни один журнал, ни одна даже радиостанция не могут быть приняты сразу везде. А интернет достигает этого легким нажатием клавиши. Интернет-пространство пока еще находится вне зоны охвата какой-то одной господствующей идеологии. Церковь тоже не связана жестко ни с какой идеологией, ни с каким государственным устройством, ни с каким общественным строем. Она везде – и при социализме, и при глобализме, и при маоизме – одна и та же. И эта свобода делает интернет очень удобным для проповеди христианства. А относительно малая затратность этого способа миссионерства (по сравнению с дорогостоящими телеканалами и другими СМИ) и вовсе делает интернет самым удобным способом для христианской проповеди. Так что в призыве Воскресшего Христа: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари – первое делать уже как будто не обязательно. Интернет пройдет "весь мир за нас". А нам остается лишь проповедовать...

И последний плюс – относительно высокий образовательный и интеллектуальный уровень современных православных. Это интеллектуальное лидерство нашей Церкви дает определенный перевес пропаганде православных ценностей в интернете.

Теперь о минусах. Они тоже очевидны. Это ограниченность проповеди по возрасту (интернет в основном активно осваивает молодежь) и уровню достатка и образованности. Это пока еще средство связи не для неимущих. Современные православные молодые люди уже не мыслят своей жизни без интернета. Для них это новое средство коммуникации настолько естественно, насколько и необходимо.

Интернет затрагивает в основном рациональную сферу человека, влияет на рассудок, почти не задевая сердца. А православие – это религия сердца. Интернет в основном апеллирует к разуму и работает с фактами, а не с эмоциями. А ведь все 2000 лет православие в первую очередь своей огненной проповедью зажигало именно сердца людей. Взращенные в этих виртуальных теплицах "интернет-православные" рано или поздно могут внести в церковь чуждый ей дух рационализма, рассудочности вместо сердечной обращенности к Богу. И это может еще более усилить общее духовное оскудение. "Тонкие" вещи уже вряд ли заденут заядлого интернетчика. Не возмутит его ни собака в храме, ни парафиновые свечи, ни даже, боюсь, новый календарный стиль...

Но главная беда – это девальвация духовных ценностей. При легкой доступности информации будет подменена и девальвирована истинная ценность православных святынь. Зачем совершать паломничество к святыне, когда так просто посетить сайт с подробным описанием и иллюстрациями. Зачем идти на исповедь к духовнику, когда так легко анонимно "исповедоваться" виртуальному "батюшке" на форуме? При вкушении плодов виртуальной религиозности люди могут постепенно потерять восприятие того, что иеромонах Серафим называл "ароматом православия".

Источник: Честное слово

См. также
Интернет
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама