ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кладбища – смиренные и не очень

Пространство погоста и страшно, и целебно, но без особой нужды лучше туда не заглядывать

20 июля 2006

В поверьях восточных славян кладбище – мир амбивалентный. Мертвецы могут помочь живым, а могут ненароком и навредить.

Погосты у большинства народов – место довольно сомнительное. Это отдельное измерение, где покойники живут своей особой жизнью, отдыхают под сенью деревьев, общаются... У них свои правила, свое пространство мифа. Живым там не место.

Восточные славяне, большие любители чертовщины и кладбищенской мистики, считали, что на кладбищах вместе с умершими селятся демоны.

Земля кладбищ в древнем мифологическом сознании – вообще отдельная тема. У всех славянских народов (да и не только у них) песок и земля с погоста – целебны. Ими лечат бесплодие, тяжелые хвори, изгоняют нечисть из деревни. Для таких целей подходят также человеческие кости. Бывает, что больных на ночь отправляют на кладбище – его магический воздух может излечить самые тяжкие недуги.

Вареным песком из селений умерших в Полесье лечили детей – купали их в отваре, а после выгребали песок и возвращали его на место. В северно-русских селах земля из могилы была также надежным средством от тоски по усопшему. Ее клали в воду, носили за пазухой и ею же натирали грудь возле сердца. Как всегда, двойственность народного восприятия любви и смерти сказалась и тут: ведь на самом деле кладбищенская земля – очень опасная субстанция, смертельная. По большинству поверий, например сербских, ее нельзя приносить домой. Пришедшего с кладбища заставляют разуться и вытрясти обувь от греха подальше. По этой логике выходит, что тоска по умершему исцеляется все той же смертью и даже риском: ведь носить у сердца землю с погоста – дело небезопасное. "Крепка, как смерть, любовь..."

Своеобразное славянское виденье общения умерших воспрещает живым рубить на кладбище деревья и ломать кусты: в первом случае покойникам негде будет отдыхать, во втором они придут в дом за ветками из своего сада. И то, и другое нежелательно.

Вообще же славянское виденье смерти очень похоже на приготовление к переезду. Считалось, что, умирая, человек перебирался под землю – в царство покойников. Именно поэтому гроб и называли домовиной – это жилище мертвого. Правда, нужны ему не только стены да крыша – оружие, утварь, монеты хоронились вместе с будущим обитателем подземного царства. Не забывали также напитки и яства.

Могила – не временное пристанище, и благоустроить ее следовало по всем правилам. "Дом" должен выглядеть в чем-то похожим на обиталище живых. В чем-то, но не совсем. У белорусов, к примеру, был обычай ставить на могилы "хатки". В них были окошки, чтобы умерший мог изредка глядеть на белый свет. На Руси погосты пестрели двускатными крышами часовенок на могилах – тоже нечто вроде жилища. Кстати, традиция разбивать на могилах сады и сажать вокруг деревья – того же происхождения.

Отсюда и образы похоронных песен, где рассказывается о гробе как о вечном и нежеланном доме: "Нонь повыду на крылечко высокое, где делают колоду белодубову, где ладят кресты животворящие; на допрос возьму я плотничков-работничков: ай же, плотнички-работнички, кто задал (заплатил) вам золоту казну бессчетную, что вы деете холодную хоромину не мшоную; не обнесены брусовы белы лавочки, не прорублены косевчаты окошечки, не врезаны стекольчаты околенки, не складена печенка муравленая, не устлана перинушка пуховая, не собраны утехи все с забавушкой"...

Если продолжить размышление о потаенной жизни покойников, то по здравом (или магическом) размышлении с ними так или иначе придется общаться – ведь они же живы! Удивительно, но факт! Да еще и родственники, как правило... Обряды, существующие до сих пор, указывают на правильность этого вывода.

В северной России по-прежнему бытует обычай на поминальном обеде ставить на стол лишний прибор (нетрудно догадаться, для кого он предназначен). Ложку же близкие усопшего аккуратно кладут под скатерть. Если после трапезы она оказывается влажной – значит, покойник почтил своим присутствием дом живых. Это не страшно, просто надо очень точно выполнять все магические правила, ничего от себя не добавлять, чтобы не переступить черту и не оказаться в ином измерении. Кстати, ложка-перевертыш под скатертью недвусмысленно свидетельствует об этом: между миром живых и мифологическим пространством смерти проходит четкий водораздел.

В этом смысле важно всегда знать свое место и не высовываться: по сербским поверьям, живым ни в коем случае не стоит смотреть на кладбищенские болотные огни. Ведь это не огни, а блуждающие души усопших. Точно также (хотя и кажется, что здесь все прямо наоборот), проходя ночью мимо кладбища, надо обязательно подать голос и перекреститься: "Чтобы родители услышали и не пугали" (довольно-таки интересный вывод)...

Вообще же наряду с идеей вечного дома-гроба у славян сильны образы ухода и дальнего путешествия. Про странствие в похоронной песне поется: "Приукрылся наш желанный родной дядюшка он за темные леса за дремучие, за высокие горы, за толкучие"...

Так что не стоит понимать все буквально, хотя, конечно же, ночью по кладбищам лучше не прогуливаться. Иначе, как мальчик в поисках козы из рассказа Фазиля Искандера, можно упасть в свежевырытую яму и натерпеться страху. Мальчику в яме очень страшно, потому что все эти поэтические образы обитают где-то в глубине души и им невзначай можно поверить. А суеверия все это или нет, уже некогда будет разбирать.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама