ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дух "Радонежа" над Западной Европой: кошмар протодьякона Питера

20 июля 2006

Кто такой протодьякон Питер? Наверное, он вам неизвестен, как неизвестен был и мне вплоть до недавнего времени. Но, по меткому наблюдению участника одного православного интернет-форума, указанный протодьякон совершенно случайно возникает из мглы, стоит только кому-нибудь упомянуть его имя. Так что, возможно, вам вскорости доведется узнать его поближе. Или, как говаривал некогда подпоручик Дуб, если вы раньше знали его с хорошей стороны, то теперь узнаете с плохой.

И то сказать – протодьякон Питер Скорер представляется своим интернет-корреспондентам с немалой внушительностью: "...А для читателей этого форума немного о себе. Я внук проф. Симеона Людвиговича Франка. Родился В Англии. С семилетнего возраста знаю Вл. Антония [Блума – покойного митрополита Сурожского]. Ходил в воскресную школу, пел, прислуживал рукоположен им во диакона 30 лет назад. Окончил Св.-Владимирскую Семинарию, где мой учитель был О. Александр Шмеманн" (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=58412). Хочется снять шапку, у кого она есть. Но невольно всплывает в сознании грустный интеллигентский афоризм: "Не всякий Иванов – разумник"...

К лаконичной автобиографии протодьякона присовокупим, что служит он близ Экзетера, графство Девоншир, Англия, и, будучи вплоть до последнего времени клириком Сурожской епархии Русской Православной Церкви – о чем лишний раз напоминает имя рукоположившего его знаменитого архиерея, – ныне числит своим предстоятелем патриарха Константинопольского. Следует добавить еще, что оснований у него на это, кроме собственного волеизъявления, не имеется, и можно предполагать, что вскорости своего сана он будет лишен. Однако же, дабы не опережать события, мы будем называть его протодьяконом.

А прославился протодьякон Питер от конец вселенныя и даже до конец ея. Совсем недавно, к примеру, 16 июня с.г., вместе с епископом Василием (см. выше замечание о священном сане), он проследовал в гор. Париж и воссел в епархиальном совете архиепископа Гавриила Команского (Константинопольский патриархат) в качестве "консультанта" упомянутого владыки. И недаром, конечно. Ведь и в Москве, где формируют общественное мнение, и в Вашингтоне, откуда финансируют "Радио Свобода", протодьякона возводят в ранг верховного арбитра по православной тематике:

"Сурож на пороге если не превращения в руины, то раскола, в результате которого погибнет наследие митрополита Антония... Гибель грозит духу епархии... Ближе всех к истине, похоже, протодиакон Питер Скорер, внук великого русского философа Семена Франка. Вот что он сказал в интервью радио "Свобода": "Сурож был уникальной епархией во всей Московской патриархии благодаря работе митрополита Антония. Она терпела владыку Антония, потому что он привел не только огромное количество людей к православию, в церковь в Британии, но в самой России. Теперь свободная, соборная, ни на что не похожая епархия в русском контексте стала для России неудобной" (Сурож разрушен. "Новые Известия", 19 июня 2006 г.)

Впрочем, протодьяконское участие в СМИ имеет давнюю историю и не ограничивается низкопробными листками и радиостанциями. Еще десять лет назад он вразумлял публику со страниц газеты "Гардиан" в следующих глубокомысленных словах и выражениях:

"Иерархия Русской Церкви, организация, которую более 70 лет направлял и вскармливал Комитет Госбезопасности, упорнее прочих держится советского образа мысли... Видимо, Церковь испытывает тоску по недавнему прошлому" (Face to faith: Holinesses in an unholy row. The Guardian, March 16, 1996).

Правда, судя по подписи, в то время автор был всего только дьяконом (Русской Православной Церкви, заметьте!) Прошедшие годы, протодьяконский сан, опыт идейно-политической борьбы в Сурожской епархии и звание "консультанта" при владыке Василии (Осборне) значительно расширили и углубили его суждения. И вот теперь он делится с читателями своим откровением пан-европейского ужаса:

"...Владыка Антоний не только не нужен России, с точки зрения властей, но он опасен. Скоро его книги исчезнут из магазинов, его устав будет забыт, и в Англии, в Лондоне будет царствовать дух "Радонежа"" (http://www.kuraev.ru/forum/view.php ?subj=58412)

* * *

Каждому здравомыслящему человеку – я уж не говорю православному верующему – ясно, что это вздор. Властям России (к лучшему это или к худшему) нет дела ни до покойного владыки Антония, ни до подавляющего большинства других православных реалий. Что же до его книг, то исчезновение им грозит не в большей мере, чем Псалтири и помянникам, и как постоянный участник московских православных выставок – именно на стенде "Радонежа" – я могу засвидетельствовать: ни одного автора я не рекомендовал посетителям так часто, как владыку Антония (Блума), и никакого иного автора я не видел на окружающих прилавках в таком изобилии.

Чего же так боится протодьякон Питер? Что конкретно вызывает в протодьяконских членах липкую дрожь кошмара? Чем опасен "дух Радонежа", да и что это такое за дух, в самом деле? – Ведь сколь бы ни был славен протодьякон своими радио-газетными вещаниями и даже своим родством, свойством и знакомством с великими мира сего, наш интерес к его личности поневоле ограничен. Мало ли беглых протодьяконов, да и деятелей рангом повыше, носятся по лицу земли, обвиняя всех подряд – особенно же священноначалие – в своих скорбях и неурядицах,

...визгом жалобным и воем

надрывая сердце мне...

Если Западно-Европейская епархия ("экзархат"), к которой "присоединился" наш протодьякон, за тридцать лет пять раз произвольно меняла свой "церковно-канонический [??] статус", если в одной Астории (район Нью-Йорка) есть семь взаимно-проклявших друг друга "православных юрисдикций", если даже в соседнем с нами Суздале есть ряженый "митрополит", который "рукополагает" – а при случае и "низлагает" – "священников" и "дьяконов", если досужие интернетчики читают и обсуждают потоки их еретического бреда, – то стоит ли уделять место на полосе данному отдельно взятому протодьякону? И если мы даем на этот вопрос положительный ответ, то лишь по одной причине: внемля протодьяконскому воплю, глядя в его округлившиеся от ужаса перед "духом Радонежа" глаза, мы можем узнать нечто важное и неотложное о сегодняшнем мире.

* * *

Прежде всего, не желая "умножать сущности без нужды", обратимся к самому простому объяснению. Можно допустить, что "дух Радонежа" в устах трепещущего протодьякона – это всего лишь метонимия, формальный ярлычок, означающий "враг: уничтожить", наподобие всех тех ярлычков "фашиста", "националиста", "антисемита", "монархиста", "КГБшника" и т.п., которые "Радио Свобода", "Новые Известия" и прочие протодьяконские собратия развешивают по заказу своих хозяев. Тогда выходит, что протодьякону в той же мере начхать на "Радонеж", как начхать ему на владыку Антония (что он неопровержимо доказал своей "сменой юрисдикции"), а речь идет попросту о драке за наследство покойного митрополита.

Ситуация, конечно, неприятная, но весьма характерная: на гроб выдающейся личности слетается воронье. Только в современной православной среде можно привести такие разнообразные примеры, как митрополит Иоанн (Снычев), протоиерей Александр Мень, иеромонах Серафим (Роуз) и протоиерей Николай (Гурьянов): после смерти каждого из них возникают те или иные "движения за сохранение бесценного наследия", агрессивные по настроению, раскольнические по природе, губительные по результатам. И владыка Антоний (Блум) далеко не исключение из этого ряда, тем более, что последние его годы его были отмечены ослаблением архиерейской власти и неприкрытой активизацией антицерковных сил в Сурожской епархии.

Если так, то протодьякон и его команда со своим ужасом ломают комедию. Им прекрасно известны те добрые плоды, которые всходят сегодня из семян, засеянных владыкой Антонием. Ужасаются же они в точности противоположному: что его наследие – то есть, дело православной проповеди, внутренней и внешней, в России, в Западной Европе и по всей земле, дело раскрытия Святого Православия навстречу нашим современникам в их повседневной жизни, личной, общественной, государственной, – с Божией помощью и трудами Русской Церкви, от Патриарха и Синода до простых верующих, монахов и мирян, – за последнее время резко шагнуло вперед, и перспективы дальнейших успехов очень обнадеживают.

Ужасаются они неминуемому вскрытию своего блефа, краху своего дутого авторитета, краху монополии на "православную духовность". "Дух Радонежа" в Англии и в Лондоне – это не что иное, как Русская Православная Церковь, и ему противостоит не "наследие владыки Антония", которое неотторжимо и неотличимо от нее, а совсем иное наследие: злое, безбожное наследие духовного вождя и предтечи всей их новой "юрисдикции", Мелетия Метаксакиса, патриарха Константинопольского (1922-1923 г.г.), "...человека, который за свою относительно короткую, но очень бурную жизнь, успел побывать предстоятелем трех автокефальных Поместных Церквей, и добиться принятия большого количества решений, которые до него были несовместимы с Православием, человека попытавшегося изменить сами основы православной экклезиологии" (Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх. Православие.Ru).

* * *

Таков наиболее простой и широкий смысл протодьяконского кошмара. Однако если повнимательней вглядеться в текущие события, то раскроется следующий, более глубокий его уровень. Большинство обозревателей отмечает синхронизацию сурожского раскола с решающей фазой воссоединения Русской Церкви, с восстановлением общения между ее российской и зарубежной половинами. Возможно, у лондонских скандалистов был шанс пустить под откос это важнейшее, до сих пор еще не завершенное церковное дело; возможно, они лезли из кожи вон, чтобы не упустить этот шанс; возможно, напротив, они торопились, беспокоясь только о себе, понимая, что после восстановления единства Русской Церкви откалывать подобные номера станет гораздо труднее...

Но чем страшен для них в этой связи "дух Радонежа"? – Понять нетрудно. Наверное, ни одна тема, за всю историю существования "Радонежа" – и радио, и газеты, и интернет-страницы, – более десяти лет! – не занимала здесь столь серьезного места, не разрабатывалась здесь столь последовательно и неотступно, не привлекала к себе столь многих авторов и участников, и не проводилась со столь тщательно взвешенной редакционной политикой, как восстановление церковного единства, воссоединение Москвы и Зарубежной Церкви. Если вся Русская Церковь видит в этом свою духовную, молитвенную задачу, то мы в "Радонеже", наверное, в десятикратном размере. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть наши архивы за прошедшие годы. При этом "Радонеж" на коротких волнах и в интернетовской версии в самом деле распространяет свой голос во все концы вселенной. И "консультанты" в Лондоне, в Париже и в Вашингтоне этого не могут не знать.

Так что навряд ли "дух Радонежа" у протодьякона Питера – простой ярлык, мишень для обстрела. Нет, это вполне конкретная сила, видимая и вместе невидимая, действие которой он наблюдает и испытывает здесь и сейчас, на арене всемирных общецерковных событий. Сила, с которой метаксакисы, нынешние и будущие, мириться не хотят и не будут. Борьба продолжается.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама